https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Подвижники

       Время безжалостно забирает тех, кто создавал славу Смоленску как одному из центров художественного творчества страны, кто своими замечательными картинами и скульптурами оставил глубокий след в истории Смоленской организации Союза художников России. 24 года возглавлял ее народный художник России почетный гражданин города-героя Смоленска Альберт Георгиевич Сергеев. Горжусь, что меня связывали с ним дружеские отношения. Доводилось париться в его баньке в поселке Пржевальском, а после банных процедур пить чай из настоя трав, заботливо заготовленных хлебосольным хозяином. Признаюсь, что таким чаем, как у Сергеева, меня нигде больше не потчевали. Память об Альберте Георгиевиче сохранилась в моей квартире прекрасным бюстом отца – фронтовика-разведчика, как и Сергеев. Кстати, они и внешне были похожи.
       Совсем недавно ушел в мир иной народный художник России Вячеслав Федорович Самарин, персональная выставка которого работает в КВЦ имени Тенишевых и хорошо посещаема смолянами и гостями города. Со Славой мне также посчастливилось поддерживать дружеские отношения, особенно в годы, когда я только делал первые шаги в журналистике. Самарин научил меня понимать игру света, подбора краски цветными мазками в живописи и акварели. Он самозабвенно и увлеченно разъяснял сюжет своей главной картины, на полотне которой Васильевна словно с живым общается с погибшим на фронте своим самым близким человеком Мухиным и в мыслях поит его парным молоком, как делала это до войны.
      А еще мне довелось быть знакомым с непревзойденным мастером пейзажа народным художником России Владимиром Васильевичем Ельчаниновым.
      Сегодня в Смоленске остался лишь один народный художник России - Геннадий Васильевич Намеровский. Я являюсь фанатом его творчества и благодарен мастеру, что он подарил мне за годы знакомства несколько своих работ, украсивших квартиру и офис редакции. Несмотря на приличный возраст, Геннадий Васильевич поражает юношеской энергией, тонким юмором и глубиной рассуждений на многие темы. С ним общаться интересно и познавательно.

         А недавно мне попалась на глаза вырезка из газеты за 19 ноября 2009 года. Днем ранее отмечалось 70-летие организации. В статье «На стыке веков» Намеровский вспоминал о времени, когда он возглавлял Смоленскую организацию Союза художников России. Это были годы с 1986-го по 1999-й - год 60-летия организации. Полагаю, что читателям сайта журнала «Смоленск» будет полезно сегодня, накануне 85-й годовщины со дня образования смоленского Союза, узнать о том, чем жили местные художники полвека назад, какие проблемы перед ними стояли.
       Геннадий Васильевич вспоминал в статье, как в Смоленск приезжал зональный выставком для заключения договоров к очередной выставке в Костроме. А просмотр картин пришлось организовать в маленьком зальчике на первом этаже здания по Большой Советской, 21. Ни о каком панорамном виде, ни о качественном освещении не могло быть и речи, что, конечно же, снижало впечатление от предлагаемых на зональную выставку работ.
      В большом доме в три этажа тогда размещались производственный отдел и бухгалтерия Художественно-производственных мастерских и кабинет директора. Правлению организации СХ России была отведена небольшая комната. Помнится, любимым местом встреч художников являлся подоконник между первым и вторым этажами.
          Альберт Георгиевич Сергеев успел выбить у городских властей творческие мастерские для членов Союза, число которых по сравнению с нынешними временами казалось просто мизерным. Зато каждого из них смело можно было назвать корифеем художничества!
         Отчетно-выборное собрание проходило бурно: обсуждались проблемы развития материально-технической базы организации, вопросы этики, взаимоотношений художников. Впервые на альтернативной основе из числа членов обновленного правления избрали председателя.
        Геннадий Намеровский оперативно стал решать проблему со зданием ХПМ по улице Ново-Рославльской. Оно построено за собственные деньги Союза художников, но третий этаж занимала строительная организация. Выселять ее пришлось через Арбитражный суд. А затем председатель принялся за подготовку к ремонту основного здания. Договорился с директором научно-реставрационных мастерских Г.М. Аптекиным, чтобы его специалисты сделали описание работ и сметно-финансовый расчет. Сумма получилась большая – 150 тысяч еще советских рублей. Члены правления испытывали волнение: дадут или не дадут в секретариате Союза художников РСФСР такую солидную сумму. Благодаря тому, что расчет оказался точным, с подсчетом до самого последнего гвоздя, члены секретариата единогласно утвердили предложение председателя смоленской организации.
           В здании заменили старые перекрытия, отремонтировали крышу, фасады, провели внутреннюю реконструкцию для увеличения площадей под выставочные залы первого и второго этажей. Заметным явлением главного фасада стали входные двери с решеткой. Авторский надзор за всеми работами вел главный архитектор реставрационных мастерских Г. Лысый. Он такие двери увидел во Львове и предложил смоленским художникам. Те поддержали идею. Сегодня второго такого парадного входа не имеет ни одно здание в Смоленске!
          Самым сложным было переселение конторы Фонда. Сотрудники привыкли приходить на работу в центр города – это удобно и престижно. А Ново-Рославльская тогда считалась «задворками». В конце концов все удобно разместились в здании на улице, которая со временем тоже стала считаться престижной.
     Дом художника постепенно обживался. Начальник управления культуры Аркадий Артемович Борисенков распорядился передать художникам рояль из филармонии, для которой закупили новый инструмент. С появлением рояля родилась идея открыть кафе в цокольном этаже. Его вскоре назвали «Старый город».
          Обновленный Дом художника торжественно открыли областной выставкой весной 1988 года. Звучала музыка, пел детский хор музыкальной школы имени М.И. Глинки.
          Вскоре в Доме художника состоялся зональный выставком. Восторг членов выставкома трудно передать словами. Авторитет смоленской организации вырос на глазах! Решено было именно в Смоленске провести Конференцию по принятию нового Устава СХ РСФСР весной 1991 года. В древний русский город приехали около трехсот делегатов из Москвы, Ленинграда и других российских городов. Многие из них открыли для себя Смоленск, где от каждого камня мужеством веет дней наших и дней старины.
       Традиции, заложенные в смоленской организации Альбертом Сергеевым и Геннадием Намеровским, продолжили новые руководители Союза. На 70-летие открылась выставка работ учащихся детской художественной школы, вернисаж произведений членов Союза художников России, преподавателей и выпускников художественно-графического факультета СмолГУ, в Доме художника работала выставка «Искусство ХХ века», а в зале «Молодость» прошла пресс-конференция с участием руководителей Союза художников России, администрации области, города-героя Смоленска и смоленской организации.
         Сегодня – новые времена. «АтомЭнергоСбыт» берет с художников в мастерских плату за электричество по тарифу для коммерческих структур, хотя по нормативным документам художники – физические лица. Предстоит нелегкая борьба за отстаивание своих интересов. Правление местного Союза возглавляет энергичный руководитель Сергей Богомолов. Верится, что ему и его коллегам по плечу отстаивание интересов художников, а также проведение ярких торжеств по случаю 85-й годовщины организации, чтобы эти торжества остались в памяти смолян.

Фотогалерея

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12