Воспоминания о тете Кларе

Среди них писатель Евгений Алфимов, бывший председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов, известный певец Эдуард Хиль, генеральный директор производственного объединения «Кристалл» по обработке алмазов Александр Шкадов и многие другие. Главный редактор журнала «Смоленск» Владимир Коренев также гордится тем, что является выпускником  этой легендарной школы, где сегодня «грызут гранит науки» его внуки.

Сегодня мы расскажем читателям о замечательной учительнице Кларе Ильиничне Наймарк, воспитавшей сотни патриотов родного края и страны с гордой аббревиатурой СССР, которой, увы, уже нет. Публикацию подготовила племянница знаменитого смоленского педагога Елена. 

СЕЯТЬ ДОБРОЕ, РАЗУМНОЕ, ВЕЧНОЕ…

В настоящей статье речь пойдет об одном из самых интересных, умных и профессиональных учителей «старой закалки», работавших в 1940-1980-е годы в школе № 27 Смоленска Кларе Ильиничне Наймарк (1926-2015 гг.). Во время Великой Отечественной войны Клара Ильинична Наймарк (она родилась в Смоленске), работала счетоводом, бухгалтером, после освобождения области от фашистских захватчиков закончила Смоленское педагогическое училище,  в 1948 году взяла самые трудные классы начальной школы -  учительствовала по распределению в центре Смоленска, рядом с домом. Потом она закончила Смоленский Педагогический университет,  стала преподавателем истории.  

Жила семья Клары очень бедно. Может, только лишь чуть обеспеченнее большинства из двора, так как мой дедушка Илья Абрамович Наймарк после того, как демобилизовался, дойдя до Германии в тяжелейших сражениях, возглавлял транспортное управление города Смоленска. Тетя Клара вспоминала, как во время войны некогда было и прилечь поболеть, а вот после войны все болячки по-настоящему и вылезли наружу, люди стали более профессионально и активно лечиться. Но она старалась и тогда не разлеживаться, зная, какие бывают случаи несправедливого отношения к безногим инвалидам после войны (ссылки, выбрасывание из больниц на разрушенные улицы). Поэтому продолжала много работать.

 Клара Ильинична сразу полюбилась ученикам, коллективу, родителям и простым жителям района. Симпатичная, модная, подтянутая, подчеркнуто аккуратная, она стала интеллигенткой в первом поколении. Но чтобы не быть пафосными и голословными, обратимся к заслугам. Клара Ильинична Наймарк всегда делала урок не просто очень четко выстроенным, в лучших традициях классиков педагогики, но и очень интересно преподавала историю. Сначала ей надо было набраться опыта, однако на это ушли считанные месяцы. Она рассказывала захватывающе, прекрасно, учила учеников порядочности, героизму. Огромное внимание уделяла западной, в частности древнегреческой, классической истории.

 Я сама профессиональный исследователь прошлого, и меня интересовало, как ей удалось выстоять и не потерять репутацию в сложное время сталинского тоталитарного периода. Она говорила: «Я всегда была скромной, не была выскочкой. В стукачестве никогда не участвовала, в подлых, агрессивных доносах - тоже. И если мне в редких случаях как рядовой учительнице приходилось просто жаловаться на плохую дисциплину, хулиганство, пьянство, то люди видели, что я сама переживаю от этого не меньше, чем, тот,  кого это касалось». Школа № 27 стала коммуной конвойного полка КГБ,  носила имя Ф.Э. Дзержинского. Но это не сделало К.И. Наймарк ограниченнее, содержание на ее уроках было захватывающим! Ее неоднократно поощряли за именно коммунистическое воспитание, но она занималась политической пропагандой при рассказах об обществоведении именно как гуманист, как человек,  верящий в свою Родину в самые грустные и закрытые периоды ее истории.

Она стала председателем городского методического объединения истории и обществоведения в школе, но и это не главное. В нее поверили, потому что она была замечательным, профессиональным, светлым человеком! В каждом ее СЛОВЕ ученики чувствовали МЫСЛЬ.

В 1959 году в газете «Смена» вышла статья «Сея разумное, доброе». Но она была проводником также и вечного в детские души. Учила общаться, дружить, понимать друг друга, любить свою специальность. Настало время больших фестивалей для школ. Клара Ильинична систематически вывозила туда учеников. Она стала наставником при педагогической практике взрослых и студентов из Смоленского Педагогического университета, об этом статья о ней под названием «Можно надеяться» в газете «Народный учитель» от 1966 года. Она давала ярчайшие открытые уроки, особенно стала популярна у городских методистов по теме использования схематической, художественной наглядности и применения новейшего технического оборудования на уроках. При этом она успевала провезти свои классы на экскурсии и туристические слеты. Сотрудничала с разными директорами школы,  дружила с завучем Юлией Савельевной Волковой и руководителем партийной ячейки школы Софьей Наумовной Ханиной, училась у старейших интеллигентнейших преподавателей школы и лекторов Педагогического института. Она недолгое время была секретарем политической организации школы, о чем у меня есть очень красивая фотография.  С улыбкой Клара Ильинична вспоминала один случай, когда ее за что-то ругало начальство, так за нее тогда вступилась добрая мужская половина коллектива: «Ну, что мы будем такого симпатичного парторга расстраивать». Преподаватель была очень красивой женщиной, прекрасной женой, прожив с мужем инвалидом войны, экономистом Борисом Яковлевичем Родиным больше 30 лет. С будущим супругом ее познакомили благодарные родители учеников. 

В 1963 году решением Министерства просвещения РСФСР К.И. Наймарк  была награждена знаком «Отличник народного просвещения». Имела  министерские грамоты. Ей предлагали стать завучем начальной школы, воспитательной работы и старшей школы в другом образовательном учреждении, она отказалась, оставаясь одним из самых лучших классных руководителей своей родной школы. Клара Ильинична проводила в жизнь смелые творческие проекты, инициативы. Для своих классов, а в будущем и для детей своих учеников она была как строгая, но при этом очень заботливая мать. Преподаватель принимала участие в составлении методического пособия к учебнику  по истории Древнего мира, руководила разными направлениями работы школы. Никогда при этом не рвалась ни в профсоюз, ни в местком, ни в начальство, уж слишком много, с ее слов, там было некультурных «людей толпы», деяния которых порождали глупость, жестокость и равнодушие. А ведь в образовании должно быть знание о добром, разумном, светлом. Да и вечные законы надо чтить. Приходится включать эти суждения в статью о заслуженной личности, потому что ситуация на местном уровне должна быть примером для окружающих, наверняка, в нашей стране большой опыт в этом смысле, надо им делиться, рассказывая о конкретных позитивных делах.

Кабинет Клары Ильиничны Наймарк с историческим кружком по героическому воспитанию молодежи «Атланты» восхищал и район, и город. Поэтому неудивительно, что ее номинировали на звание Заслуженный Учитель РСФСР. Многие ее ученики ведь  стали историками, трое специалистов сейчас преподают в школе № 27, Елена Дмитриевна Беспаленок—доцент по истории Смоленского государственного  университета. Однако звание не было присвоено из-за тогдашних гонений на евреев. После того случая с отказом снова номинироваться на почетное звание  Клара Ильинична просто отказалась – сложно собирать документы, и слишком долгие бюрократические коридоры.

По этому поводу вот что мне сказала одна из ее выпускниц, нынешний математик школы № 27: «Клара Ильинична была для нас НАРОДНЫМ УЧИТЕЛЕМ, безумно любима всеми, поэтому все ее заслуги перед городом и так известны». За ее плечами были 12 выпусков в качестве классного руководителя.  Каждый год она работала историком в старших классах. Учиться у нее было почетно, ходить к ней на исторический кружок было делом чести. Педагог  всегда с уважением относилась к ученику, воспитывая в нем ответственную, порядочную личность. Заставляла выполнять обещания, стремилась быть близкой, доброжелательной к детям, улыбаться им,  шутить, учить умному чувству юмора в противовес надувной глупости. Ее очень любили родители учащихся, часто умоляя, чтобы она стала классным руководителем именно их класса. Ею гордилась школа, ведь она ездила на различные педагогические семинары по обмену методическим опытом, в частности, к нам в Ленинград, в нынешнюю Санкт—Петербургскую Академию постдипломного педагогического образования. В 1981 году награждена медалью «Ветеран труда», отмечена благодарностями, а также медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».  Всю свою жизнь после ухода на пенсию она была очень тесно  связана с школой, ходила на встречи выпускников, любила Дом Учителя. Я нашла в Интернете на сайте «Одноклассники» крошечный фотографический кадр, где она выступает на одном из таких школьных мероприятий в 2000-х годах с микрофоном за кафедрой.

Клара Ильинична Наймарк гордилась своим двоюродным братом, завучем, возглавлявшим школу Смоленска, -  Григорием Александровичем Наймарком, семьей родного брата ученого-технаря федерального уровня, кандидата технических наук Александра Ильича Наймарка, вошедшего в династию интеллигенции в трех поколениях в Санкт-Петербурге. Одна племянница Зоя Борисовна  Пламеневская - филолог европейского масштаба. Я продолжаю дело преподавательского цеха, пишу книги, защищаю диссертацию после Европейского Университета в Санкт-Петербурге и Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (аспирантуры по специальностям «История и культурология»).

Моя тетя всегда стремилась общаться с образованными людьми, занимать лидирующее положение в круге интеллигенции. Клара Ильинична Наймарк передала очень много знаний ученикам, друзьям и семье.

Я мечтала свозить ее в Польшу.  Не получилось нам с Кларой Ильиничной попутешествовать по стране ее предков. В последние годы она тяжело болела. Была инвалидом 2 группы, но при этом работала волонтером еврейского центра Хесэда,  помогала своим ученикам, если не материально, то советом. Моя тетя очень переживала за своего двоюродного брата Михаила Иосифовича Апельбаума, честного автослесаря, желая для него справедливости и хороших отношений в семье, иногда это складывалосьб

 Я приезжаю в Смоленск ежегодно, хотя и болею. У меня из Петербурга редко получалось за ней ухаживать, этим занимались смоленские родственники и соседи. Тетя Клара стала мне  второй мамой, она горевала из-за слишком жесткой, часто формализованной, забюрократизированной ситуации в современном образовании и науке, понимала, как это «ударило» по моей карьере и трудовой жизни. Когда она умерла в 2015 году от усталости и гипертонического криза, ее выпускница, нынешний учитель русского языка и литературы школы № 27 Ирина Васильевна Чернецова написала на форуме группы школы в сайте «Вконтакте»: «Уходят учителя   27 - й. . . Валерий Николаевич Засульский, Николай Борисович Захаревский.  Сегодня простились с Кларой Ильиничной Наймарк. Вечная память, дорогие друзья». Надеюсь, придет черед интервьюирования о том, какими были последние дни одной из самых авторитетных и любимых личностей в образовании и о времени расставания с ней. Я обладаю огромным количеством фотографий и документов о своей педагогической династии. Их надо передавать в музей школы № 27 Смоленска, и как можно скорее, рассказывать о порядочных, культурных, творческих Людях с большой буквы, обогащая традиции школы, чтобы современная администрация училась лучше работать. 

Клара Ильинична Наймарк в один из самых безоблачный период у своей школы № 27, когда ей директор, который переходил в другую школу, предлагали стать ее завучем.

 Я ухаживаю за могилой Клары Ильиничны Наймарк на Братском кладбище Смоленска в семейном мемориале  Наймарков - Родиных. Иногда помогает родня и за небольшую плату специальная организация. Хотелось бы также помощи выпускников 27 школы…

Елена Наймарк, методист, историк, инвалид 2 группы, Санкт-Петербург.

От редакции 

Завершить сегодняшний рассказ о замечательной учительнице Кларе Ильиничне Наймарк хочется небольшим отрывком из ее собственных воспоминаний.

- Время берет свое, оно не щадит никого. Остается память. Особенно о тех, кто на протяжении своей жизни бескорыстно несет всем свет души.

И вот таким человеком был Кива Моисеевич Фейгин. Я знала его очень давно. До войны мы учились в средней школе № 21 на Студенческой улице. В 1941 году я закончила 7 классов, а он — 10. В том возрасте дистанция значительная. Но Киву Моисеевича (тогда — просто Киву) в школе знали все. Он был лидером, организатором, давал нужные советы. К нему всегда прислушивались. Такой у него был характер, врожденное чувство доброты и высокого долга служения людям. И как только над страной нависла опасность, он пошел защищать Родину. А дальше, после войны, новая встреча с Кивой Моисеевичем. И не просто встреча. Мы с ним работали в средней школе № 27. Он преподавал географию, я — историю. Мне повезло. Я работала в прекрасном педагогическом коллективе. Работала там 36 лет. Обо всех своих коллегах вспоминаю тепло и с благодарностью за судьбу. Но о Киве Моисеевиче — разговор особый. Это надежная опора.

В самых сложных ситуациях можно было быть спокойным: есть Кива Моисеевич, он посоветует, он поддержит. Он был не просто знающим свой предмет преподавателем. Сочетание строгости и доброты, желание и умением понять душу ученика — это ли не самое ценное в учителе?

А я ведь видела Киву Моисеевича не только непосредственно в стенах школы. В то время (конец 50-х – и 60-е годы) старшеклассники направлялись на сельхозработы примерно на месяц-полтора. И вот там, находясь со своими учениками рядом с классом Кивы Моисеевича, я имела не раз возможность убедиться в его педагогическом таланте. И это не преувеличение.

Как-то тетушка одного мальчика с довольно трудной судьбой (Кива Моисеевич был у него классным руководителем) сказала мне: «Клара Ильинична, ведь настоящий учитель это тот, кто относится к детям как родной отец, и ученики это чувствуют. Так вот Кива Моисеевич как раз такой».  Такая оценка  дорогого стоит.

Был Кива Моисеевич и прекрасным семьянином. Взаимопонимание, теплота, любовь — вот атмосфера в его семье.

Я уверена, что каждый, кого так или иначе судьба свела с Кивой Моисеевичем, вспоминает его с чувством глубочайшего уважения и признательности. 

И еще один отрывок из воспоминаний Клары Ильиничны Наймарк:

- Воспоминания мои о 27-й школе начинаются с далекого 1944 года. Вернувшись из эвакуации, я увидела на месте школы ее остов, как мы тогда говорили, - «коробку». Здание было разрушено бомбой и превратилось в развалины. И вот в этой самой «коробке» наши знакомые слепили из кирпичей какой-то закуток,  и там жили люди с огромным риском, потому что дом продолжал разрушаться. Но время было такое…

После войны здание начали восстанавливать. Когда в 1948 году я пришла на работу в школу, то мне показалось, что я попала во дворец. Помню, ходила по коридорам и тихонько, чтобы никто не видел, плакала. Особенно почему-то вспоминались искореженные скрученные металлические прутья вместо лестниц.

Да, почти вся моя сознательная жизнь (с 1948 по 1986 год) связана с 27-й школой. Нас, молодых учителей, тепло встретили старшие коллеги: директор Иван Осипович Копаевич, завучи Петр Тимофеевич Демичев и Нина Макаровна Деменок, учителя Александра Матвеевна Степочкина, Мария Денисовна Душкевич, Марина Зиновьевна Мацева, Нина Степановна Москалева, Лидия Стефановна Герасимова, Дарья Ивановна Тульцева, Вера Осиповна Копаевич, Анна Сильверстовна Яковлева.

Я не могу сравнивать нашу школу с какой-либо другой, потому что нигде больше не преподавала.  Но уверена, что тот, кто работал или работает в 27 й средней школе, может этим гордиться. Возможно, это покажется нескромным, но все-таки нужно сказать, что педагогический коллектив был очень сильным в профессиональном смысле. Ведь именно 27-я школа по этой причине в 50-60-е годы являлась  базовой школой Смоленского пединститута, а отбор был очень, очень строгим. Учитывались профессионализм, нр вственные принципы, сложившиеся в коллективе, уровень знаний учащихся.  Оценки своих аттестатов ученики, как правило, подтверждали на вступительных экзаменах в Вузах и техникумах, а нередко там оценки были и повыше.

Бесспорно,  не все шло легко и просто. В первые послевоенные годы в школе не было даже раздевалки. Все - в классе. Школ было очень мало, дети ходили к нам издалека. И голодно было, и холодно. Тетради – строго по счету, учебников почти нет. Занятия в полные две смены, заканчивались уроки в 8 часов вечера. Но мальчики (школа была мужская) все преодолели. И учителя наши тоже умели бороться с трудностями. Главное - поддерживали друг друга.

Вспоминаются и теплые, с каким-то семейным оттенком, вечера отдыха. И уж настоящим праздником были для нас, учителей, традиционные вечера встречи с выпускниками.

Спасибо школе за то, что продлила молодость души, помогла сохранить чувство собственного достоинства и волю к жизни. 

Жена и дочь раненых в тяжелых сражениях
героев Великой Отечественной войны,
ветеран труда, отличник народного просвещения
Наймарк Клара Ильинична.
1987 год.
г. Смоленск.

Фотогалерея

Добавить комментарий

Комментарии

RE: Воспоминания о тете КлареСветлана 14 июля 2020
С теплотой и благодарностью вспоминаю Клару Ильиничну. Ее уроки завораживали, хотелось слушать и слушать! Всегда прекрасно выглядела, спокойная, справедливая и глаза светились добротой! Светлая память!
RE: Воспоминания о тете КлареАлександр 5 апреля 2020
Помним Клару Ильиничну- она ушедшая эпоха учителей истории 27 ой школы нашего города. Группа товарищей.