"Индастри-3"

      В Доме художника открылась Межрегиональная художественная выставка «Индастри-3». В третий раз (2018, 2020) этот проект объединил художников разных регионов и уже стал знаковым событием для нашего города. В этот раз своим видением современной техносферы поделились участники из Москвы и Московской области (Чехов, Протвино), Санкт-Петербурга, Смоленска и Смоленской области, Екатеринбурга, Кирова, Тулы, Твери, Брянска, Воронежа, Пензы, Ярославля. 76 авторов выполнили в рамках проекта 153 работы в различных техниках живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
     Традиция изображения индустриальных объектов ведет свое начало от художественно-промышленных выставок конца XIX века. Тогда же знаменитые художники разных стран стали представлять работы, посвященные производственным процессам и передовым технологиям. Например, в Англии – это Ульям Тернер, Уильям Пауэлл Фрит, во Франции – Эдгар Дега, Клод Моне, в Германии – Пауль Фридрих Маерхайм, Адольф Менцель. В России тема закрепляется чуть позже, но зато и разрабатывается более основательно. Начиная с 1930-х индустриальный пейзаж уже является самостоятельным и одним из самых значимых разделов советского искусства.
     Актуальность индустриальной, промышленной и технической стороны жизни общества не становится меньше в современном изобразительном искусстве. Промышленная графика, индустриальная живопись, кибер-панк, стимпанк, промышленный дизайн, гранж, лофт и индастриал в дизайне интерьеров, индустриальный стиль в архитектуре включают в свой арсенал художественных средств элементы industrial art. Каждая смена поколений ведущих технологий и способов производства в динамике технического прогресса отражается всплеском интереса к ней со стороны изобразительного искусства. Через художественную визуализацию оно не только отслеживает ход промышленного развития, но нередко определяет, какие социальные изменения тот вызывает в обществе.
       В Смоленске бессменными организаторами выставки стали председатель Смоленского отделения Союза художников России Сергей Михайлович Богомолов и член правления Александр Николаевич Зорин. В экспозиции зрители смогут увидеть художественные техники, ставшие теперь редкими. Например, цинкографию и автолитографию Г.В. Намеровского, офорт В.И. Ружо, литографию В.А. Лавренова, граттаж О.Г. Моисеенковой и В.В. Горина. Заинтересуют и новые подходы к искусству, например, сочетание линера и гравировки по стеклу Т.К. Новиковой.
      Тема позволила авторам раскрыть возможности различных художественных материалов. Горячую и напряженную атмосферу литейного цеха В.Е. Самарина передала с помощью цветных карандашей. Акрил позволил показать материальность перерабатываемой древесины в работах С.М. Богомолова. В индустриальном пейзаже В.В. Петькова сангина очень точно дает почувствовать и яркость солнечного дня, и специфику «ржавого» вида металлобазы. Живописны и динамичны пастели А.Н. Зорина, И.А. Гончаровой, Ю.А. Волковой, Т.А. Еленевой, Л.Н. Шулики, Т.Н. Колодяжной, С.Е. Потапова. Работу Т.В. Мещеряковой отличает плакатная стилизация с использованием ярких, контрастных цветов. Строгость рабочей атмосферы передают карандаш и тушь в работах Н.Н. Варфоломеева. Использование черной и белой бумаги в технике вырезания воссоздает четкую графику железнодорожного депо у С.Р. Ефимовой. Акварельное сфумато Н.В. Роот передает приморскую размытость портовых видов. И акварелью же С.И. Сафоновым передана многоцветная текстура дыма, заполняющего пространство между заводскими трубами. Основательность и мощность масштабных механизмов открывают работы маслом А.А. Комарова. Сильную энергетику излучают текстурная живопись А.Н. Зорина. Декоративно-абстрактна гуашь Т.Е. Резник.
   Смоленская выставка дает представление и о своеобразии разных жанрово-тематических направлений индустриального искусства. Например, индустриальный натюрморт очень внимателен к деталям, к символизации мотивов. Так каска – обязательный атрибут многих производств, стала символом рабочего человека, отсылающего к теме трудового подвижничества, стойкости и дисциплинированности. Для Г.Б. Русецкого таким значимым объектом стала такелажная цепь. На уникальность предмета обратила внимание В.В. Русских, изобразив тапик – военно-полевой телефонный аппарат ТА-57, который стал символом простого, но очень надежного механизма.
     Каким бы техногенным ни было производство, человек – главный творец происходящего. Человек в процессе производства показан Н. Фроловой. Как создателя миров его изобразили А.Э. Долосов, А.К. Полковниченко, Д.В. Петруленков. Руки – значимый мотив в искусстве, который является символом труда, усердия, мастерства. Его мы видим в работе Е.В. Хорошиловой. Психология рабочего человека, его мужественность, но в то же время простота и душевная открытость видны на портретах А.Н. Анатольева, С.О. Арайса, А.А. Комарова.
     Но не только непосредственное введение образа человека придает антропогенный характер индустриальному пространству. В работе Е.В. Логуновой техногенный объект предстает метафорой психологического состояния. В самых, казалось бы, грубых материалах художник умеет увидеть уникальную эстетику.
        Индустриальный пейзаж традиционно строится на изображении промзоны в пространстве города, как в пейзаже В.И. Ружо. Промзоны отличаются утилитарностью и функциональностью, и также имеют свою эстетическую привлекательность. Особую стилистику промышленной архитектуры, интерьеров и предметной среды формируют строгие линии, сложные конструкции, разнообразные фактуры материалов: металла, бетона, стекла. Е.Е. Залогина выстроила особенное мистическое пространство, в котором свечение прожекторов и их яркие отблески на металле создают ирреальную атмосферу чудопроизводства. Философское отношение к теме В.В. Горина привело автора к созданию архитектурного образа башни – устремленного ввысь монолита, отражающего этапы развития человеческой культуры и техносферы.
       Дают повод к размышлениям метафизические скульптуры К.Ф. Куликова и А.И. Ларюцкого. А кроме традиционных техник и жанров, представлены арт-объекты и инсталляции в духе современного искусства Ю.В. Трусова, В.В. Климова, В.Н. Соломатина.
      Еще одним важным аспектом проекта является его ориентированность на молодых авторов. Как заметил В.В. Петьков, он имеет очень большое образовательное значение, поскольку к пленэру в технозонах и на промышленных объектах были привлечены молодые художники, студенты и даже школьники. И в экспозиции среди признанных мастеров можно увидеть работы студентов факультета искусства и дизайна Смоленского государственного университета П.С. Овсюковой, К.В. Сырф, М.А. Ткачева, Е.Н. Филина.
       Дом художника приглашает интеллектуальный Смоленск посетить замечательную выставку в преддверии и после новогодних праздников. Она продлиться до 20 января, и попасть на нее можно совершенно бесплатно.

                                                                                                   Фото Виктора Минченко.

Фотогалерея

Добавить комментарий