https://www.traditionrolex.com/12
https://www.traditionrolex.com/12
"Врачи картину смотрят о врачах..."
№7 (287) июль 2024 г. 371 Творчество
В Смоленской областной клинической больнице состоялось необычное для этих стен мероприятие – открылась выставка картин. Месяц работы в помещениях, на территории и с медицинским персоналом больницы дал возможность художникам Смоленска создать галерею живописных и графических работ. 17 авторов выполнили свои произведения маслом, акрилом, акварелью, гуашью, пастелью, цветными карандашами.
Тем самым они написали новую страницу в истории многовекового развития художественной темы. На уровень высокого искусства ее поднял Рембрандт своим знаменитым полотном «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 г.). Искусство Нового времени показывало огромное уважение к докторам – пионерам познания, приобщенным к тайнам жизни и смерти. XIX век перешел от восхищения образованностью и мастерством врачей к изображению сурового реализма сцен хирургических операций, во время которых достигает апогея напряжение между жизнью, смертью и осознание роли врача в этом противоборстве (например, «Клиника Гросс» (1875) и «Клиника Агнью» (1889) Томаса Икинса).
И вот совершенно другой подход демонстрируют наши авторы. Никаких мрачных тонов, этических дилемм, больничных коек, пациентов в состоянии страданий и изоляции, физической и эмоциональной боли. В графической работе заслуженного художника России Веры Самариной арка главного въезда на территорию областной больницы выполняет роль границы между двумя мирами: внешним миром города и миром совсем иных социальных связей, другого кодекса этики, где воздух состраданием согрет… (Вера Инбер). С древности арка использовалась в магических обрядах, связанных с переходом к обновлению бытия через новое рождение или перерождение. Пересекающие эту границу посетители, пациенты попадают в мир заботы и милосердия. Под аркой у крыльца приемного покоя карета скорой помощи определяет смысловой центр композиции. Тот же сюжет воплотил Денис Петруленков акварелью, что дает возможность сравнить две разные техники.
Машина скорой помощи стала одним из основных мотивов на этой выставке, символизируя безотлагательность и драматичность неотложных медицинских ситуаций, ежедневный и даже будничный героизм тех, кто их разрешает. Сергей Богомолов изобразил машину с открытой задней дверью и каталкой для предстоящей транспортировки больного («Рабочие будни больницы»). Мобильные подразделения неотложной помощи – это не только метафора скорости, но и хрупкой границы между жизнью и смертью. Благородное сочетание серых и желтых цветов создает градус напряженного ожидания вызова. Готовые к работе экипажи вот-вот сорвутся с места и в картине «Срочный выезд».
Другая работа Веры Самариной в смешанной графической технике – «Операционная» – определила еще одно тематическое направление выставки. Замысловатые формы медицинского оборудования в операционной не выглядят холодными и чисто утилитарными. От эффективности взаимодействия человека с этими сложными конструкциями зависят жизни (Александр Зорин «В стерилизационной», «В операционной», «У аппарата», Александр Анатольев «Операционная медсестра»).
Эту тему развивает и Сергей Богомолов в работе «Воскресенье». Названием обыграно двойственное значение сюжета. Это не только выходной день, которому рад солнечный город за окном операционной, но и восстановление пациентов в этом почти сакральном пространстве (на что указывают обратная перспектива, купол, покрывало цвета багряницы на операционном столе). Огромное впечатление на зрителей производит работа того же автора «Весна – время надежды». На первом плане крупными объемами изображены больничные кресла-каталки, оставленные у окна, как будто уже не нужные для тех, кто еще недавно в них только и мог передвигаться. Большой проем окна выводит в сад, цветущий Эдем, пространство новых возможностей, которые оцениваются человеком уже совсем иначе после пережитого страдания болезни. Метафорическая персонификация предметной среды – очень сильный прием, который мы видим в этой и многих других работах.
Александр Зорин, стилизуя архитектурные формы в своей манере, изобразил залитые солнцем корпуса областной больницы, кабинеты врачей. Трансформируя объемы, он придает сюжетам мощную кинетическую энергию. Художник разрушает стереотип места, связанного с тяжелыми переживаниями. В его работах актуализировано игровое начало бытия, внушающее оптимизм. Марево карамельно-кирпичных оттенков превращает пугающий мир медицины в светлый и теплый. А простая транспортировочная медицинская каталка – метафора человеческой хрупкости («У лифта»). Пусть интерьеры больничных коридоров и выглядят как лабиринт минотавра («На лестничной площадке»), через который надо пройти, минуя инвалидные коляски, но в конце яркое пятно окна возвещает свободу от болезней и бед. Разные пространства – коридоры, кабинеты, операционные, дворы – становятся образами переходов между различными состояниями бытия. Сакрализация больничного пространства в триптихе Александра Долосова «Больница» (рисунок углем) сюрреалистично передает парадоксальную смесь надежды и скептицизма. Единственная работа, показывающая трагическое переживание кризиса. Но и тут сюжет ухода завершается воскресением страдающей души врачами-ангелами.
Светлана Ефимова гуашью изобразила кабинет со сложным оборудованием, с которым практически сливается фигура доктора, взгляд его направлен в широкое пространство солнечного дня за окном кабинета. Единство медицинской техники и человека дает больше надежды на благополучное исцеление. В ее же «Пищеблоке» ритм серых пятен передает эстетику больших металлических поверхностей. Стилизация трансформированных объемов печей, вытяжек в манере печатной графики показывает, как бытовой процесс развернут в масштабное дело физической поддержки огромного количества пациентов. И это не менее важно, чем врачебная помощь.
Выполненная яркими цветами пастель Владимира Петькова («Весна») создает ассоциации с исцелением и природой. Свобода двора дает возможность выйти из душного и стерильного интерьера больницы, получить утешение и передышку пациенту от своих недугов, а доктору – от напряженной работы. Весенняя природа способствует выздоровлению. Художники передают это терапевтическое воздействие восстанавливающихся сил в ряде работ: Инна Гончарова «Смоленская областная клиническая больница», «Завтра будет новый день», Мария Семченкова «Будни врача»). Тихие места двориков в пейзажах Эльвиры Пшеничниковой («Во дворе областной больницы») удалены от суеты больничных помещений. Они предоставляют пространство для размышлений и уединения. Фигуры в этом пространстве символизируют моменты релаксации, что важно и для медперсонала, и для выздоравливающих.
Экспозиция показала разнообразие художественных воплощений образов медицинских работников и их окружения. В их портретах сочетаются глубина научного познания и выражение человечности. Пленэр проходил весной, что дало возможность авторам ввести в работы мотив цветущего сада, расположенного на территории больницы. Это получило символическое осмысление в портретах Александра Комарова, на фоне сада жизни, символа обновления и вечной молодости. Три интерпретации образа одного врача сделали Екатерина Епихина в портрете пастелью, Евгения Солопова цветными карандашами и Александр Анатольев маслом.
На портретах Владимира Петькова, Александра Анатольева, Александра Комарова, Натальи Кутузовой, Валерия Гращенкова, Евгении Солоповой, Екатерины Епихиной, Александра Долосова, Эльвиры Пшеничниковой созданы образы полных достоинства людей, стойко преодолевающих трудности своей профессии, привыкших к долгим часам работы, физическим и эмоциональным нагрузкам, повышенным моральным требованиям их работы. Портрет Нелли Сучковой передает характер доктора, много повидавшего, но сохранившего юмор при всей противоречивости профессионального опыта, а может, где-то иронию к жизни.
Пленэр и художественная выставка на территории лечебного учреждения стали перспективным проектом, который может быть продолжен. Главный врач больницы Лариса Исааковна Волынец отметила вдохновляющее влияние искусства на работу медперсонала.
Произведения смоленских художников будут демонстрироваться на выставке в ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница», в помещении конференц-зала по 23 сентября 2024 г.
На иллюстрациях: Петьков В. «Портрет Григорьева Ю. П.», б. пастель, 2024.
Петруленков Д. «Областная больница. Смоленск», бумага, акварель, 2024.
Сучкова Н. «Портрет Яковлева А. И.», смешанная техника, 2024.
Зорин А. «В гараже», оргалит, масло, 2024.
Ефимова С. «Кислород», картон, гуашь, 2024.
Осипчук Н. «На приеме», тонир. бумага, пастель, 2024.
Богомолов С. «Весна, время надежды», акрил, картон, 2024.
Автор: Алла Владимировна Радионова
доктор филологических наук, искусствовед
Фотогалерея
https://www.traditionrolex.com/12
https://www.traditionrolex.com/12
Журнал Смоленск
Интернет-портал областного журнала "Смоленск" об общественно-политической, экономической и культурной жизни региона.
Возрастная категория сайта: 16+
© 2006-2024
«Журнал Смоленск» Главный редактор ежемесячного журнала Владимир
Коренев.
Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование
возможно только при условии гиперссылки на сайт www.journalsmolensk.ru.
Администрация сайта journalsmolensk.ru не несет ответственности за содержание комментариев.
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев