Свет и цвет в рисунках смолян

      Выставка «Свет и цвет» интересна и необычна тем, что, включая работы участников студии рисунка обнаженной модели, отражает энергетику коллективного сотворчества и диалога.
     Человек – не только самый сложный объект изображения, но и самый интересный для художника. Серьезным вызовом для мастера является передача эмоций, характера, социальной роли человека. В разное время складывались исторические модели портретистики. Греки добивались идеальных пропорций гармонично развитого тела. Средневековье вывело канон образа, отличающегося духовностью религиозного идеала. Возрождение пришло к совершенству в достижении реалистичности. В XVII веке жанр утверждался под влиянием демократизации, развития третьего сословия и интереса к народной жизни. Героями портретов, помимо аристократов и выдающихся деятелей, становятся обычные бюргеры, люди труда. XVIII век расширил типологическую систему, развивая мифологический, жанровый, социальный портрет, портретную миниатюру. А в XIX веке художники обратили особое внимание на эмоциональность и психологизм.
      Современное искусство обращает внимание на точную передачу индивидуальности. Она может проявляться в характерном выражении лица. Мимика, выражение глаз, улыбка заставляют нас остановиться перед работой, вглядываясь в душевный мир героя этюда. О решительности и мужественности говорит открытая поза (Геннадий Намеровский «Мужской портрет»). Закрытая поза, напротив, показывает сдержанность натуры (Эльвира Пшеничникова «Натурщик Алексей»). Поза и жест в работе Дениса Петруленкова «Полина» выдают страстность модели.
Многое можно выразить светом. Освещение подчеркивает выражение лица, пластику фигуры и создает нужную атмосферу. Мы видим это в изображениях обнаженных, выполненных масляной живописью Вячеславом Корольковым. Яркие, насыщенные цвета помогают создать жизнерадостные образы. А меланхоличный и серьезный тип предстает в темных, приглушенных цветах. Но в портретах Екатерины Епихиной особая выразительность возникает благодаря тому, что яркая, энергичная палитра пастели контрастирует с меланхоличностью и задумчивостью лиц. Чувство спокойной уверенности передает работа Владимира Петькова, выполненная широким штрихом простого карандаша. Художник в легком эскизном рисунке добивается удивительной реалистичности портрета. Поэтику состояний человека можно наблюдать в зарисовках Александра Анатольева («Спящая», «На студии СХ»). Динамическую штриховку выразительными линиями, придающую ощущение жизненной энергии, использовал Святослав Арайс («Натурщица со спины»). Близки к этническим портретам этюды «Африканец» Игоря Кротова, «Портрет оленевода» Геннадия Намеровского.
        Атрибуты профессиональной принадлежности дополняют образы в этюдах Татьяны Еленевой («Музыкант»), Александра Анатольева («Трубач Александр»). Символами определенного социального статуса и деятельности человека, его эпохи является костюм (Маргарита Беспалова «Стрельцы», Владимир Петьков «Костюм рядового стрельца», Александр Комаров «В историческом костюме»). Особое очарование старины запечатлено в изображении моделей в народных костюмах (Татьяна Еленева «В народном костюме», Инна Гончарова «Рисуем в КВЦ», «Девушка в народном костюме»).
            Участники студии использовали разные материалы – пастель, карандаши, масло, сангину, сепию (Лариса Шулика «Под софитом», «Со спины»), а также комбинированные (карандаш и сепия в зарисовках Натальи Осипчук) и смешанные техники (Александр Долосов «Ню-1», «Ню-2»). Студия дала возможность и молодым художникам, студентам факультета и дизайна СмолГУ совершенствовать свое мастерство в изображении человека, его анатомической и психологической сложности.

Фотогалерея

Добавить комментарий