https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Русский солдат сражался за Париж

     Смоленская земля может гордиться тем, что дала Родине 261 Героя Советского Союза и 250 Героев Социалистического Труда, 40 полных кавалеров ордена Славы и 45 полных кавалеров ордена Трудовой Славы. Заметный вклад в эти высокие показатели внесло и Смоленское Поугорье. Недавно в селе Угра была проведена реконструкция площади Ленина. По её окончанию, на краю площади были установлены 15 гранитных плит с именами и портретами наших земляков - Героев Советского Союза. Уверен, что со временем найдутся финансы на изготовление и установку на площади таких же гранитных плит для наших земляков - 7 Героев Социалистического Труда, одного полного кавалера ордена Славы и одного полного кавалера ордена Трудовой Славы, а также кавалерам ордена Святого Георгия.
             Образование Угранского района произошло в 60-ых годах прошлого века из бывших двух районов – Знаменского и Всходского. В свою очередь, данные районы были образованы в 1929 году из отдалённых волостей четырёх уездов: Юхновского, Мосальского, Ельнинского и Дорогобужского. Во многом поэтому к настоящему времени написана только новейшая история Угранского района, а её дореволюционные страницы для нынешнего поколения мало известны. В районе если и имеются какие-либо архивные документы, то в основном только послевоенного периода. Исторические документы более позднего периода, хранившиеся в бывших райцентрах Всходы и Знаменка, были полностью уничтожены в период немецкой оккупации. Огненным смерчем в этот период с лица земли были стёрты сотни и сотни деревень и сёл района, а тысячи людей лишены жизни. Вместе с гибелью в пожарах исторических документов мы со смертью людей – носителей памяти о минувших временах - также потеряли и часть истории родного края, которую они хранили и передавали из поколения в поколение.
         В настоящее время в Угранском районе нет никакой информации о полных Георгиевских кавалерах (как и о неполных), родившихся на его территории. В этой статье я хотел рассказать о том, как в начале февраля 1942 года на небольшом участке Поугорья тесно переплелись судьбы наших героических земляков.

      Собирая информацию о партизанском движении, мне посчастливилось узнать непростую историю жизни одной русской женщины, муж которой был полным Георгиевским кавалером. Думаю, что о жизни и подвигах данного человека необходимо знать молодому поколению Угранского района. Хочется надеяться, что найдутся неравнодушные люди, которые со временем найдут в архивах описание совершённых подвигов на фронте Иваном Николаевичем Савельевым и расскажут о них.
         В ходе формирования группы партизанских отрядов полковник Кириллов в начале февраля 1942 года избирает для постоянного места пребывания своего штаба деревню Прасковку Свинцовского сельсовета.
        06 февраля был освобождён от обязанностей начальника Особого Отдела партизанского отряда «Смерть фашизму» представитель подпольного райкома ВКП(б) Николай Силкин. С этой же даты на данную должность, но уже начальником группы партизанских отрядов назначается Комарчук Николай Филлипович. С началом формирования объединённого партизанского отряда расширяется и численный состав его особого отдела - за счёт назначения на различные должности молодых и преданных Родине бывших бойцов и командиров, пополнивших ряды партизанских отрядов из окружённых Вермахтом подразделений Красной Армии. Для выявления приспешников оккупантов, агентов гестапо и контрреволюционных элементов особисты приступают к проверке деревень, близлежащих к штабу отряда. Особенно тщательно проверялись деревни Лохово и Полуовчинки. Объяснялось это не только близким расположением данных деревень к штабу отряда, но и окончанием строительства аэродрома для приёма транспортных самолётов, расположенного также рядом с данными деревнями.
        Окончив проверку деревни Лохово, особисты вечером пришли в небольшую деревню Полуовчинки (колхоз "Пески»), расположенную на берегу реки Угра. Зайдя в одну из крестьянских хат, молоденький лейтенант-особист на стене увидел несколько фотографий мужчины в парадной царской форме со множеством наград на мундире. В хате кроме пожилой женщины и двух малолетних детей (девочки и мальчика), лежавших на печи, никого не было. На вопрос вошедшего: «Кто это ?», женщина ответила : « Мой муж.» А в ответ неожиданно от особиста со злобой прозвучало много мата и угроз : «….такую КОНТРУ, как ты, ночью поставим к стенке и вместе с твоими вы….. расстреляем ». Обыскав небольшую хату и ничего подозрительного не найдя, особисты ушли.
       Всю ночь, не сомкнув глаз, просидела на лавке пожилая женщина, ожидая прихода злобных особистов. За это время перед глазами успела «пробежать » вся её нелёгкая жизнь, прожитая за 60 лет. Родилась Анастасия Егоровна Савельева в 1881 году в деревне Полуовчинки. По воспоминаниям старожил, в первой половине 19 века, один из крупных землевладельцев - братьев Станкевичей, выиграл, играя в карты под Калугой, несколько семей крепостных крестьян. Погрузив на баржу выигранных в карты крестьян с их небогатым имуществом, он отправил крепостных в верховье реки Угры, где владел небольшим земельным участком на правом берегу реки. Если земли, на противоположном берегу, принадлежащие семейству Храповицких, были плодородные и возделывались более столетия, то принадлежавшие Станкевичу - были дерново-подзолистые и супесчаные, заросшие лесом и из-за близкого залегания к поверхности земли известняка - заболоченными. Крепостным крестьянам потребовался не один год, чтобы вырубить лес, выкорчевать пни и прокопать траншеи для осушения пашни.
    Только в 1861 году в волостных и уездных книгах была зарегистрирована деревня Полуовчинки (первоначально называлась Лавчинки). Согласно проведённой переписи в канун отмены крепостного права в деревне имелось всего восемь крестьянских хат, в которых проживало немногим более ста человек. Песчаные и пере-увлажнённые почвы из года в год давали низкие урожаи, что в отдельные годы не позволяло даже дожить до весны. От голодной смерти крестьян спасала река Угра, с её неисчерпаемыми рыбными запасами. Мужчинам, чтобы выплатить оброк, приходилось заниматься отхожим промыслом, осваивая при этом профессии печника, землекопа или плотника. Остававшимся в деревне также пришлось овладевать «смежными » профессиями: столяра, плотника или бондаря, чтобы прокормить семью. А кому хотелось побыстрей заработать, те шли в государственные или помещичьи леса, чтобы надрать лыко для изготовления лаптей на продажу. Но, как правило, такой заработок приносил небольшую прибыль.
     Большой семье Савельевых, как и другим, пришлось осваивать смежные разные профессии, чтобы выжить. Дети в этой семье были приучены с малых лет помогать своим родителям в их нелёгком крестьянском труде. Одного из старших сыновей, по имени Иван, они отдали обучению бондарному делу. Трудолюбие, усидчивость и смышлёность помогли Ивану в короткий срок освоить секреты этой работы. По мере взросления Ивана росло и количество производимой им продукции. Первоначально сделанные Иваном вёдра, бочки и другие изделия реализовались на рынках соседних волостных центров: Городище, Желаньи, Вознесения или Великополья. Вскоре слава о высоком качестве изделий Ивана Савельева распространилась по всему Юхновскому уезду. Стали поступать заказы из отдалённых деревень и сёл. Для продажи изготовленной продукции Иван стал выезжать на ярмарки в Богородицкое, Хватов-Завод, Знаменку, Климов Завод и другие крупные сёла. Здесь он с успехом мог не только продавать производимую продукцию, но одновременно и приобретать необходимые инструменты или древесину редких пород, необходимую для производства качественных изделий.
    Вскоре рукодельному юноше приглянулась красивая и трудолюбивая односельчанка по имени Анастасия. Заслали сватов. Разве могли её родители им отказать? После свадьбы молодожёны построили для себя дом, где у них и родились два сына. Крепло и продолжало увеличиваться благосостояние семьи Савельевых.
    Однако их благополучие нарушила начавшаяся 1-ая Мировая война. С первых дней войны в Смоленской губернии приступили к формированию кавалерийской дивизии. От добровольцев, решивших стать кавалеристами, требовалось иметь собственного коня, а также седло и сбрую. Всё это имелось у Ивана Савельева, поэтому он был принят в состав кавалерийской дивизии. После того, как дивизия была сформирована, её личный состав был направлен в пригород Санкт-Петербурга для обучения военному делу. По окончанию обучения И. Савельеву за отличное освоение военной науки был предоставлен краткосрочный отпуск с поездкой к семье. Домой он прибыл к Рождеству 1915 года. По воспоминания близких, с родными он побыл всего 2-3 дня, так как много времени ушло на дорогу. Находясь дома, Иван Николаевич очень волновался за здоровье своего коня, который отказывался брать корм из чужих рук.
     Весь 1915 год И. Савельев будет участвовать в боях с немецкими частями на российско-германском фронте. В январе 1916 года унтер-офицера Савельева переводят служить в 1-ую особую пехотную бригаду экспедиционного корпуса Русской армии. Вскоре царское правительство направляет экспедиционный корпус в составе более 45 тысяч солдат и офицеров во Францию для оказания помощи союзникам в отражении атак германских войск. В конце апреля 1916 года бригада, где служил И. Савельев, прибывает во французскую провинцию Шампань (Труа), где русским предстояло воевать на подступах к Реймсу. Здесь русские солдаты в тяжёлых, кровопролитных боях смогли остановить наступление немецких дивизий. В августе 1916 года в одном из штыковых боёв И. Савельев получил тяжёлое ранение – у него был перебит позвоночник. Для лечения его доставили в один из госпиталей Парижа, где он затем скончался. Его похоронили на одном из кладбищ в окрестностях Парижа.
     О подробностях ранения и смерти Ивана Николаевича во Франции рассказали его земляки: один был из д. Горячки, другой из д. Волкочаны. Они вмести воевали в экспедиционном корпусе. В ходе боёв оба стали инвалидами – один лишился ноги, а у другого, попавшего под газовую атаку, были сожжены лёгкие. Эти инвалиды были награждены Георгиевскими крестами, но носить награды им практически не пришлось из-за грянувшей Октябрьской революции.
После получения извещения о гибели на фронте полного Георгиевского кавалера унтер-офицера И.Н. Савельева, его вдове, Анастасии Егоровне Савельевой, царским правительством был назначен ежемесячный пенсион в размере 20 рублей золотом. Для сравнения - священник, возглавляющий Вознесенский приход, получал ежемесячно 20 рублей серебром. Правда, получать деньги вдове приходилось ежемесячно ездить в уездный город Юхнов, а после Октябрьской революции денежные выплаты вообще прекратились. Однако вдова, успевшая до революции не только получить, но и сохранить солидную сумму пенсионных денег, надеялась на них «поставить на ноги» своих сыновей.
   Но судьба распорядилась по-другому. В период гражданской войны в окрестных деревнях появилось много вооружённых дезертиров, не желавших больше проливать свою кровь ни за какую власть. Многие стали сбиваться в воровские шайки, чтобы грабить мирных граждан. Вот одна такая банда ночью ворвалась в дом «богатой вдовы», чтобы «экспроприировать » у нее царское золото. Под винтовочными дулами и угрозами убить её детей Анастасия Егоровна была вынуждена отдать бандитам все свои кровные сбережения.
      Вот и сейчас она испытала такой же страх, но не за свою жизнь, а за жизнь своих малолетних внуков. Перед самой войной ей пришлось похоронить своего младшего 30-летнего сына, поэтому вся забота о его двух детях легла на её плечи. Не дождавшись утра, Анастасия Савельева собрала в узелок портрет мужа и все документы, касающиеся его, вышла из дома и через лес отправилась в соседнюю деревню Прасковка, где только разместился штаб партизанского отряда. Знакомые местные жители подсказали ей, где проживал «самый старший» их командир. Так она смогла встретиться с полковником Кирилловым и рассказать ему свою историю. Выслушав женщину, полковник успокоил её и сказал, чтобы она отправлялась домой и больше не волновалась. Вечером в хату опять пришёл молодой особист, чтобы извиниться. « Я молодой ещё и не разбираюсь в царской форме и наградах, поэтому ошибся. Извините меня», - сказал он.
     В конце февраля 1943 года отступающий немецкий карательный отряд сжёг в д. Полуовчинки все дома, не дав жителям хоть что- либо забрать из них. Так погибли все документы и фотографии полного Георгиевского кавалера Ивана Николаевича Савельева, уроженца д. Полуовчинки Вознесенской волости Юхновского уезда.
        Мне удалось найти Акт о преступлениях немецких оккупантов на территории колхоза «Пески» Угранского сельсовета Знаменского района, составленный 12 марта 1943 г. гражданами Угранского сельсовета Филипповой, Кулаковой, Егоровым и Кузнецовым. Они написали о том, что при отступлении фашисты сожгли всю деревню и расстреляли женщину Корзинову и 17-летнего парня Яковлева. Фельдфебель беспощадно бил русских людей.
     По окончанию войны подросли внуки Савельевой и разъехались по разным городам нашей страны . Умерла Анастасия Егоровна в 1963 году на 83-м году жизни. Похоронили её на местном деревенском кладбище. Вместе с её смертью ушла и память о нашем земляке, полном Георгиевском кавалере Иване Николаевиче Савельеве.
       Но не ушла в забвение память о сотрудничестве воинов русской и французской армий, вместе защищавших Шампань – Арден и форт Помпель. 21 июня 2011 года в самом центре Парижа был открыт памятник русским солдатам – героям Первой мировой войны. На церемонии присутствовали премьер-министры России и Франции Владимир Путин и Франсуа Фийон. Автором памятника стал заслуженный художник РФ Владимир Суровцев. Для смолян знаменательно, что бронзовый памятник русским солдатам был отлит в посёлке Катынь Смоленской области, в цехе художественного литья группы компаний «ОЛАКС». Памятник представляет из себя композицию русского солдата с конём, который пьёт воду из ручья и изготовлен в 1,75 величины от натуры. Солдат хочет мира и мечтает о нём в коротком промежутке между боями. 

Продолжение следует.

Фотогалерея

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12