https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Праздник творчества

…Для меня нет большего удовольствия,
как помочь действительно настоящему художнику,
человеку одаренному, любящему свое дело…
Княгиня М. К. Тенишева

          Юбилейная дата княгини Марии Клавдиевны Тенишевой – 165-летие со дня рождения - дает повод вспомнить о роли этой выдающейся женщины в развитии русского искусства и художественного образования.
       Как критик искусства Мария Клавдиевна обнаруживала способности к тонкому анализу происходящих в культуре явлений. Она не любила подражательства, всегда была в поиске новых форм, ценила инициативу и оригинальность. При организации и образовательной, и художественной деятельности она проявила по-настоящему научный подход. Перед тем как начать какое-то дело, с упорством ученого изучала литературу, различные руководства и описание опыта мастеров. Книги по искусству воспринимала как откровение. Много говорит о ее подходе случай, произошедший в Лувре. Там княгиня встретила молодого художника, который копировал рисунок Ватто. И так здорово он это делал, что не было видно разницы между копией и оригиналом. Княгиня отметила важный момент: ученик внимательно изучал каждый штрих мастера и старался не просто повторить объект, но передать манеру художника. В таком подходе к делу сказывался незаурядный ум ученика.
     В талашкинских мастерских кустарных промыслов и рисовальных классах был непреложен принцип изучения основ рисунка. Рисование Мария Клавдиевна считала азбукой искусства: «Я хорошо понимала, что первые шаги в искусстве, как и в науке, – грамота».
  И свои познания оценивала очень самокритично. Осознание недостатка профессионального образования, сомнения самоучки, как она сама себя называла, не давали ей покоя: «Во мне жила слишком здоровая критика и сознание, что я не достигла той степени, на которой я могла бы самостоятельно работать...». И это вызывало постоянное желание учиться, совершенствуя навыки. В Париже, который стал временным пристанищем после разрыва с мужем, Мария Клавдиевна обучалась пению, также брала уроки рисования у Виктора Габриэль Жильбера, того самого молодого художника, который восхитил ее добросовестной работой в Лувре. И после возвращения в Россию она серьезно трудилась над совершенствованием рисунка. В школе Штиглица занималась рисованием с гипсов, брала уроки у художника Нила Алексеевича Гоголинского. И потом уже в Талашкине постоянно тренировала свои навыки, делая натурные зарисовки. О серьезности ее самостоятельного обучения говорит фрагмент воспоминаний: «Между книгами была одна: “Собрание портретов знаменитых итальянских и испанских мастеров”. Многие из этих портретов я скопировала пером, а в одной энциклопедии нашла их биографии, переписав каждую на обратной стороне рисунка».
    Других художников она старалась оценивать беспристрастно, в большей степени уважая самобытность. Вызывали ее восхищение мастера, которые могли быстро схватить характер натуры, не мучили натурщика часами.
         Замечательный организатор, княгиня Тенишева решала важную задачу создания промежуточного звена между начальным художественным образованием в рисовальных школах и высшим образованием в Академии художеств. Таким важным этапом могло стать обучение в студии у опытного мастера. Для этого дела была устроена в мастерской княгини в Петербурге студия подготовки молодых людей к высшему художественному образованию под руководством Ильи Ефимовича Репина. Он пользовался огромной популярностью у молодежи, и студия имела успех. По словам княгини, «в начале учебного сезона места брались положительно с боя».
         Она очень трогательно заботилась об учениках, понимая их нужды. Показателен пример, как она организовала для студийцев «даровый чай», приказав в полдень подавать большой самовар с булками. И сама приходила к ним, видя их смущение в первое время, приглашая разделить трапезу с ней. А в другой раз была устроена великолепная рождественская елка, украшенная художественными принадлежностями и сладостями, предназначенными в подарок. Мария Клавдиевна понимала, что для успешного обучения мало просто передавать знания, важно создать особенную непринужденную атмосферу, способствующую творчеству. Поэтому на творческие вечера в студии, где исполнялись музыкальные произведения, проходили литературные чтения, приглашали именитых художников.
         В это же время она открыла и рисовальную школу в Смоленске, оборудовав ее, создав натурный фонд, закупив гипсы в Петербурге. Мастеровые, которые занимались производством декоративно оформленной мебели, текстиля, керамики и другими видами искусства, стилизованного под народное, по мнению Тенишевой, обязательно должны изучить основы рисования. Это было очень ценным в их работе и значительно улучшало эстетические качества изделий.
        Основой этических представлений Тенишевой был принцип требовательности к себе. Она не терпела лестных восторгов, предпочитая равнодушие пустым хвалам. В художниках ценила трудолюбие. Считала, что служение красоте и настоящему искусству должно быть превыше меркантильного желания выполнить выгодный заказ. Она отмечала такое качество, как образованность, и в этом могли преуспеть люди любых сословий. Зная много примеров, когда люди низкого происхождения восполняли невозможность получения дорогостоящей профессиональной подготовки в учебном заведении самообразованием и усердным трудом, она старалась оказать поддержку таким талантам.
            Марии Клавдиевне казалось, что человек творческой профессии не только в своей работе должен быть эстетом, но и в обыденной жизни. Ее удивляли неряшливость, мещанская пошлость, безвкусица в быту и домашней обстановке некоторых художников. А о французском портретисте Бона, она, например, отзывалась иначе: «Мастерская и ближайшие комнаты у Бона походили на музей, так в них было красиво, художественно. Когда входили в дом Бона, то уже одна обстановка говорила о том, что тут живет художник в полном смысле этого слова».
       Много дикости можно было наблюдать в жизни непросвещенных людей. Доходило до курьезных случаев. Так, однажды художник, остановившийся для зарисовки деревенской сцены, был принят мужиками за японского шпиона и чуть не побит толпой. Не раз Мария Клавдиевна наблюдала, как просвещение раскрывало лучшие черты народного духа: «В русском мужичке всего найдешь, только покопайся. Приходит в школу бессознательным дикарем – ступить не умеет, а там смотришь, понемногу обтесывается, слезает грубая кора – человеком делается. В массе много способных и даже талантливых». Ее удивляло, например, насколько быстро одаренные от природы кузнецы, ничего не знавшие об искусстве лишь недавно, схватывали суть эстетического значения вещи и выполняли потрясающей красоты кованые изделия. О народных дарованиях Мария Клавдиевна отзывалась гораздо лучше, чем о представителях дворянства, проводящих жизнь в лености.
          Прогрессивные идеи княгини Тенишевой коснулись и женского образования. Она всеми способами, от личных бесед с родителями до сарафанов в подарок, убеждала крестьян отдавать своих дочерей в учение. И женщины, обученные мастерскому рукоделию, зарабатывали порой больше мужчин, выполнявших тяжелые полевые работы. Как же она умела их похвалить: «были настоящие художницы, мастерицы, с врожденным вкусом, умением и фантазией, тонко видящие цвета»! Она отбирала наиболее ценные работы, имеющие сложный рисунок, богатую цветовую палитру, тонкое и аккуратное исполнение. Около двух тысяч крестьянок были задействованы в производстве декоративного и функционально-декоративного текстиля для специально созданного столичного магазина «Родник».
       Многое из того, о чем писала и мечтала княгиня, исполнилось. Это касается и снятия сословных ограничений в образовании, и обучения женщин, и признания высокой эстетической ценности народного искусства и ремесел.
       29 мая факультет искусств и дизайна Смоленского государственного университета организовал в честь юбилея просветительницы праздник творчества. Учащиеся художественных школ, художники-педагоги, студенты, члены Союза художников собрались в мастерских факультета, чтобы принять участие в конкурсе графических работ. Костюмированные постановки создали атмосферу начала века, дух романтики. Участники выполняли рисунки на разных материалах: ватмане, картоне, холсте и в разных техниках (акварель, тушь, цветные карандаши, мелки, пастель, цветные карандаши, гуашь, уголь, сангина). По итогам конкурса жюри определило дипломантов I, II, III степеней.

Фотогалерея

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12