https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Ухаб за ухабом

    Состояние дорог в городе Смоленске просто ужасное. Выезжая каждое утро из дома на улицу Академика Петрова (на ту ее часть, что идет с Кловки на Нормандию-Неман), судорожно опасаюсь, как бы колесо автомобиля не осталось в яме. Помнится, совсем недавно на этом проезде по инициативе координатора национального проекта «Безопасные и качественные дороги» Николая Ярова был сделан ямочный ремонт. Но его хватило всего на неделю.
      Я пригласил Николая Васильевича в редакцию, чтобы поговорить о том, почему ямочный ремонт так недолговечен, как его необходимо проводить по нормативам, какова технология реставрации дорог и сколько это стоит.
        - Нынешней весной очень многие дороги в Смоленске разваливаются еще на периоде таяния снега при резком колебании плюсовых и минусовых температур. Кстати, дорогу по улице Академика Петрова должны были реставрировать еще два года назад, и начальник управления дорожного хозяйства администрации города Наталья Майорова во всеуслышание заявляла, что этот участок включат в программу БКД, так как высвободились средства от незавершенного ремонта по улице Нормандия-Неман. Но сказать – еще не сделать. Вместо капитального ремонта или реконструкции ограничились ямочным ремонтом, и теперь несколько раз в год на него выбрасывают огромные деньги.
        На этом проезде архитектор по непонятным причинам отдал часть дороги под крыльцо медицинского центра, тем самым сузив и без того узкую проезжую часть. И еще прямо на дороге установлены столбы. Так что проезд надо незамедлительно расширять. Там дети идут в школу, на дороге ухаб за ухабом. Движется огромное количество транспорта с Кловки и на Кловку и в близлежащий к улице Нормандия-Неман густонаселенный микрорайон. Машины зачастую стоят в пробках. На дороге отсутствуют знаки, предупреждающие о наличии аварийного участка. По нормативным актам на таких участках в течение суток – максимум трех необходимо производить ямочный ремонт. Но, как раньше управление дорожного хозяйства городской администрации, так и сегодня «Смоленскавтодор», не выполняют это требование. О передаче полномочий на областной уровень было известно еще за полгода, но «Автодор» оказался не готов к исполнению новых обязанностей. Не хватает ни техники, ни специалистов. По дорожным знакам в этой организации сетуют, мол, знаки воруют. Но это их зона ответственности вместе с ГИБДД.
      - Николай Васильевич, а есть сегодня материалы, способные сохранять дорогу на более длительный срок, чем при нынешнем ямочном ремонте?
      - То, что сегодня называют ямочным ремонтом, - это самая настоящая халтура. По технологии должны быть вырубки. Ямы нужно подогревать, высушивать, а не просто кидать асфальт в лужи. Сцепления не будет в этом случае, потому что там вода. Да и при должной просушке необходимо края заливать эмульсией, чтобы в ямку не попадала вода. Она – главный враг и разрушитель проезжей части.
       И у меня вопрос: за что дорожники получают деньги? Где технология и культура производства? Вот на Досуговское шоссе эксперты ОНФ выезжали вместе с журналистами ГТРК. И при съемочной группе дорожники продолжали укладывать асфальт в лужи и грязь. Раз даже присутствие прессы их не остановило, значит, им дают задание просто залить асфальт в ямы. Кстати, как только уехала съемочная группа, дорожники покинули объект. Ямы были заделаны в шахматном порядке. И люди продолжают терять колеса на этом участке. А если кто-то погибнет? Ведь по этой дороге ходят рейсовые автобусы, везут детей. Кто несет ответственность за безопасность? Я считаю, что главная проблема – в безалаберности и халатном отношении персонала снизу доверху к исполнению своих обязанностей.
      - Вот, наконец, у нас в регионе новый губернатор. Судя по первым шагам, человек он требовательный. Но и он, на мой взгляд, не в состоянии за несколько дней или даже недель исправить то, что накапливалось годами. Люди возмущены. Что делать – увольнять всех к чертовой матери, отдать кое-кого под суд и громогласно об этом объявить? После жалоб горожан на непролазную грязь губернатор принял экстренные меры – обязал городские власти увеличить штат дворников и создать специальное подразделение, которое будет отвечать за чистоту и порядок на улицах и во дворах Смоленска. Не будем сейчас анализировать, правильный ли это шаг, принесет ли создание дополнительной административной структуры добрые плоды - только время здесь судья. Но сделана попытка решить проблему, и уже за это надо поддержать новую власть. А что, на Ваш взгляд, нужно срочно сделать в дорожной отрасли?
       - Прежде всего, обеспечить неукоснительное исполнение данных поручений. Нужен строгий контроль, и чтобы каждый держал ответ за свою работу.
              - Так, может, посадки нужны?
           - Не исключено. Но сначала нужно создать механизм контроля, чтобы ответственность не была только на словах. Поэтому я приветствую то, что новый губернатор дал срок чиновникам – кому месяц, кому три, чтобы посмотреть, как они работают, насколько ответственно относятся к исполнению поручений. Действительно, часть чиновников не способна к новым требованиям и скоростям. Раньше некоторые начальники проявляли халатность. И как они могут сегодня созидать? Тот же Технадзор ежедневно должен осуществлять контроль – выставлены ли знаки, сделан ли ямочный ремонт. У нас что – нет материалов, не работают асфальтные заводы? Почему ямы не устраняют месяцами?
         - В этой связи скажу: если мы целых три месяца будем тестировать чиновников, то и я на Академика Петрова, и Вы на Досуговском шоссе не одно колесо потеряем.
        - Дороги – это лицо нашего города, его имидж. И ответственные за дорожное хозяйство просто не имеют права безжалостно относиться к смолянам и к городу герою. Дороги в городе, словно после войны, как будто здесь ямы возникли от разрывов снарядов и мин.
         Существует на сайте ОНФ федеральная карта убитых дорог. Каждый житель может на этом ресурсе выложить фотографию разбитого участка дороги. По количеству полученных голосов можно оценить, насколько данный участок нуждается в ремонте. В последние годы нам удалось добиться того, что дороги, на которые указали жители, в первую очередь ремонтировались.
    Но прежде, чем приступить к реконструкции или капитальному ремонту дороги, необходимо подготовить проектную документацию. Это ахиллесова пята дорожного строительства. Полагаю, пусть будет короче участок, но качественный – с тротуарами, пешеходными переходами, остановочными комплексами, карманами для остановки автотранспорта. Посмотрите, как у нас провели ремонтные работы на улице Автозаводской. Там нет даже пешеходной дорожки к школе, разворотной площадки для автобусов. Как можно считать такую дорогу безопасной?
       В нашей области «Смоленскавтодор» является как заказчиком, так и исполнителем. Сами себе в итоге оценки ставим, и получается профанация, фикция.
        В Смоленской области до начала осуществления национального проекта БКД только 27 процентов дорог были в нормативном состоянии. Ставится задача выйти хотя бы на 50-процентный уровень. Но мы на него не выйдем. Изначально, когда принималась программа, дороги были хуже, чем в других регионах. И налицо погоня за километрами, а не за качеством. В неудовлетворительном состоянии инфраструктура. В недостаточном объеме делаются капитальные ремонты и реконструкции дорог.
    - Здесь хотелось бы услышать короткое дополнение от заместителя председателя Региональной ассоциации дорожников Сергея Виленовича Архипова.
     - Показатели жизненного цикла предполагают проведение непосредственно ремонта, затем эксплуатацию и послеремонтное содержание. И, как уже отмечал Николай Васильевич Яров, эти показатели находятся на очень низком уровне. Второй момент, применение новейших технологий, являющихся гарантией долговечности автомобильных дорог. Смоленская область идет как бы с перевыполнением показателей. Но это как бы: любой гражданин может судить по состоянию наших дорог, насколько отчетность соответствует действительности. Национальным проектом установлен рубеж – 85 процентов дорог должно быть приведено в нормативное состояние к 2030 году. Уже четыре года внедряется национальный проект. И сегодня мы сталкиваемся с такой проблемой: то, что выполнялось в 2018-2021 годах, уже зачастую требует ремонта. И может к 2030 году сложиться такая ситуация: по проведенным ремонтам показатель вроде достигнут, а на выходе из-за некачественных работ и неудовлетворительного содержания ухабы на смоленских дорогах останутся, и их количество даже увеличится.
         - Что касается реестра новых технологий, - вновь вступает в беседу Николай Яров, - уже с 2019 года прописаны новые материалы. Почему мы их вновь выдаем за новые технологии? Отремонтировали, например, 7 дорог с этим составом асфальта и отчитались за применение новых технологий. В отчет попала цифра 7, а должна была стоять цифра 1. Уже есть новые технологии, но мы их не внедряем.
      И по содержанию дорог. Приведу пример по Печерску. Еще на стадии ремонта я говорил и тогдашнему губернатору, и заказчику о нарушениях технологии. Сам асфальт разрушался еще на стадии его укладки. Сейчас эта дорога вся разрушена. Тот, кто вел работы, ушел с объекта. «Смоленскавтодор» взял на себя обязательства по содержанию дороги, но не исполняет их. Здесь опять необходимо участие в проекте БКД. А это имиджевые потери Смоленской области. Заказчик утвердил рецепт асфальто-бетонной смеси, заявлял, что она соответствует требованиям ГОСТа. Так почему он спрашивает с подрядчика, если сам согласовал рецепт?
       Другой пример – разрушения покрытия около железнодорожной больницы. Дорога простояла три года, а должна была, как минимум, 4-5 лет находиться в нормативном состоянии. А потом ремонт свалится на плечи подрядных организаций. Или пример с улицей 25 Сентября. Уже сегодня требуется оперативное вмешательство. Но до сих пор к организациям не предъявили претензии. Почему их не заставляют осуществить ремонт в рамках гарантийных обязательств? Почему не составляются графики ремонта, чтобы Технадзор мог выезжать на место и контролировать ход работ?
       - Вот мы в разговоре даже упомянули посадки. Считаю, что самая большая на сегодня проблема – это исполнительская дисциплина. В этой связи большие надежды у меня на органы прокуратуры. Пока же, к сожалению, и в ее работе иногда прослеживается формальный подход: получили ответ и сдали дело в архив. Характерный пример: лужа возле дома №23-в по улице Нормандия-Неман. Жильцы и управляющая компания несколько лет обивают пороги различных организаций. К решению проблемы подключались депутаты, кураторы ЖКХ из администрации города. Бесполезно. Привлекли жильцы юриста, руководителя общественной организации. Тот написал заявление в районную прокуратуру, приложил подписи жильцов. На запрос из прокуратуры начальник управления дорожного хозяйства городской администрации Наталья Майорова дала ответ, что повинна фирма, привлеченная к ремонту проезда, и на нее будет подан иск в суд. Так это или нет, сегодня трудно проверить. Прокуратура удовлетворилась ответом, а жильцы обуваются в болотные сапоги, чтобы подойти к подъезду дома.
     - Прокуратура участвует в выездах экспертов ОНФ на дороги. Но, видимо, количество жалоб зашкаливает, и работники просто не успевают на них реагировать. Число предписаний и обращений в суд огромное. Но и судебные решения зачастую просто не исполняются. Да, здесь есть проблема, и ее, наверное, придется решать хирургическим путем. Кстати, наше последнее обращение к прокурору области С.Э. Карапетяну касается отсутствия тротуара на улице Нарвской, где многие дети вынуждены идти по проезжей части на пути в школу и тем самым подвергают себя смертельной опасности. Из компетентных источников мне известно, что дорожников обяжут сделать тротуары в срочном порядке.
       - Смолян также возмущает, что по городу ходит большегрузный транспорт.
    - В советское время вводились временные ограничения на проезд большегрузного транспорта и выдавались за плату пропуска - временные разрешения на проезд во время весенней распутицы. И тем самым ущерб компенсировался. Сегодня весовой контроль на дорогах города отсутствует. Даже дорожники возят нерудные материалы и асфальт с перегрузом. Как говорится, сами разрушаем и сами потом успешно устраняем эти разрушения.
      - А что скажете про ремонт мостов?
     - Заказчиком по этим работам также является «Смоленскавтодор». В 2022 году ОНФ не включили в список организаций, осуществляющих контроль за ремонтом мостов, и не пригласили нас на прием объектов. Надеюсь, нынче это безобразие больше не повторится.
      Вот такое интервью, дающее, как мне представляется, большую пищу для размышлений губернатору, должностным лицам, имеющим отношение к дорожному строительству, а также правоохранительным органам. Надеюсь, состоявшийся серьезный разговор отвечает чаяниям смолян. Жители Смоленска рассчитывают на то, что смоленские дороги вскоре не будут походить на фронтовые, на ухабы от разрывов снарядов и мин.

                                                                         Интервью вел Владимир Коренев.

Фотогалерея

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12