https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Темный лес смоленского здравоохранения

    Василий Анохин и при беседе с Президентом после полученного предложения возглавить администрацию Смоленской области, и во время представления в должности врио губернатора полномочным представителем Президента в ЦФО Игорем Щеголевым среди первоочередных перво-наперво назвал вопросы здравоохранения. Также одна из первых встреч высшего должностного лица региона состоялась именно с главными врачами ЦРБ и руководителями отрасли. На встрече Василий Николаевич объявил о том, что по его распоряжению главные врачи медицинских учреждений освобождены от несвойственной им функции по строительству и ремонтам. Эта забота переходит в сферу деятельности областного УКСа и департамента по строительству.
    А каково же истинное положение в здравоохранении области? Возможно, на этот вопрос ответит наше журналистское расследование, которое, надеюсь, будет полезно врио губернатора.
     Федеральное законодательство гарантирует всем жителям нашей страны доступность и качество оказания медицинской помощи. В Смоленской области данные полномочия выполняет (или должна выполнять) администрация области в лице департамента Смоленской области по здравоохранению.
         Читатели сайта журнала «Смоленск» помнят наши публикации 2022-го года о проблемах здравоохранения Смоленской области. Из них следует, что ни доступности, ни качества медицинской помощи у нас в регионе нет. Все это происходит, на мой взгляд, благодаря «умелому» администрированию заместителя губернатора Макаровой В.Н., начальника департамента Стунжас О.С. и ее заместителей Веселовой И.В., Степаненко О.С., Филатовой Н.Ю.
      Отвести кому-то в этой команде главную роль сложно, так как там, в моем представлении, действуют четкие разграничения полномочий. Это как в ОПГ: каждый выполняет свою роль. Причем, именно роль, потому что этот театр иными словами не назовешь.
       Постараюсь обосновать свой вывод.
    1. Ковидные закупки. Совсем недавно прогремело два громких скандала, связанных с закупками Клинической больницы № 1 под руководством главного врача С.Б. Крюковского. В августе 2022 года задержан сотрудник областного управления государственного заказа Александр Микалаускас, который подозревается совместно с работником отдела закупок Клинической больницы № 1 г. Смоленска в покушении на мошенничество, а именно в покушении на хищение 465,5 тыс. рублей бюджетных средств путем завышения цен на приобретаемые устройства для переливания растворов.
      Уже в марте 2023 года прошли следственные мероприятия по факту мошенничества на территории все той же Клинической больницы № 1 г. Смоленска. Теперь уже депутат Смоленского городского Совета Бурдули и главный врач указанной больницы Сергей Крюковский подозреваются в мошенничестве на 7 млн. рублей ковидных средств путем заключения контрактов без проведения конкурсных процедур с единственным поставщиком по завышенным ценам.
      Все закупки (и ковидные прежде всего) согласовывает в первую очередь департамент Смоленской области по здравоохранению. Для согласования закупок Клиническая больница №1 (как и другие учреждения) направляла в департамент здравоохранения все коммерческие предложения, обосновывала необходимость срочного приобретения медицинских изделий и получала ответ о согласовании или не согласовании. Получается, и А. Микалаускас, и С. Крюковский, и В. Бурдули не могли действовать без согласования должностных лиц департамента здравоохранения.
        Но в новостях снова не значатся должностные лица смоленского департамента здравоохранения, как минимум, отвечающие за государственные закупки. Этот момент упущен смоленскими правоохранителями? Или замалчивается умышленно, потому что нити идут далеко наверх?
      В связи с этим ссылаюсь на протокол от 22.10.2020, в пункте 1.1.2 которого указано о проведении ковидных закупок после письменного согласования департамента здравоохранения. Вдруг и об этих своих обязанностях не знали Макарова и команда.
       2. ФАПы. По всем отчетам на территории Смоленской области работает чуть менее 500 ФАПов, в том числе в удаленных от районного центра населенных пунктах. Так нам говорит департамент Смоленской области по здравоохранению. А на самом деле 15-20 процентов от общего количества находятся не в аварийном, а уже в разрушенном состоянии, от некоторых даже следа не осталось, только ориентиры от старожилов. Про то, что укомплектованы медицинскими работниками единицы ФАПов, уже просто не говорю. Получается, что минимум 100 ФАПов не работают ввиду состояния зданий и (или) отсутствия медицинского работника.
      Департамент же продолжает отчитываться о почти 500 работающих ФАПах, так как он же по закону обязан обеспечить доступность медицинской помощи. И всем все равно, что эта доступность только на бумаге. Строя даже по 10 ФАПов в год, нужны десятилетия, а привлечь медицинских работников в наши села без каких-либо комфортных условий вообще нереально.
      И вот тут с задачей по обеспечению доступности и качества медицинской помощи могли бы помочь передвижные мобильные комплексы, закупленные в 2019 году (так называемые передвижные ФАПы). Но и тут опять неувязочка! Неоднократно смоленским отделением ОНФ фиксировались факты невыезда указанных передвижных ФАПов, использования их в качестве такси, оказания медицинской помощи в здании стационарного ФАПа во время выезда передвижного. А все дело в том, что данные машины закуплены без регистрационных удостоверений, не предназначены для перевозки медицинских работников в связи с наличием в машине только кресла для водителя, не имеют внутри достаточно места для организации приема пациентов и используются в основном для осмотра на гинекологическом кресле.
     По итогу стационарные ФАПы стоят в большинстве своем полуразрушенные, а мобильные ФАПы, предназначенные исправить ситуацию, также не могут выполнять свои медицинские задачи, только тратят бюджетные средства на бензин и содержание. Вот они и причины очковтирательства, и отсутствия доступности медицинской помощи. Как следствие, уровень смертности один из самых высоких по стране!
   А вот зарплату Макарова В.Н. и ее компания получают без использования приписных технологий. Средний доход заместителя губернатора согласно официальным декларациям составляет 3-4 миллиона в год, Стунжас О.С. за 2021 год заработала 2 млн. рублей в департаменте здравоохранения, заместители начальников департаментов в среднем зарабатывают 1,2-1,8 млн. рублей в год. Конечно, с такими официальными и не только официальными доходами можно нарисовать все, что угодно, лишь бы сохранить за собой кресло!
     3. Льготные лекарства. Ведением «двойной бухгалтерии» по лекарствам отличались периоды льготного лекарственного обеспечения до 2018 года, во времена, когда чуть ли не единственным поставщиком лекарств для жителей области был всем известный бизнесмен, родом из далекой южной страны. В декабре 2017 года губернатор Островский, отвечая на пресс-конференции на вопрос корреспондента «7х7», заявил, что его фирма якобы пыталась сделать администрацию области и смолян «заложниками своих бизнес-интересов».
       И, казалось бы, все благополучно завершилось. Но нет. В 2021 году в департамент здравоохранения вместе с возвращением О.С. Степаненко вернулась и идея сокрытия реального количества рецептов, по которым не выданы лекарства.
       Департамент здравоохранения, имея на счету более 150 млн. рублей, прекратил в июле-августе 2021 года закупки льготных лекарств за счет средств областного бюджета.
     А в конце декабря 2021 года передал эти средства подведомственному учреждению для срочных закупок по жизненным показаниям! Таким образом, обойдя конкурсные процедуры, создал огромное число жалоб среди жителей области, необеспеченных лекарственными препаратами.
      На фоне обращений граждан начались проверки контрольно-надзорных органов, и ничего лучше не было придумано, как просто из воздуха рисовать количество отсроченных рецептов для успокоения контролирующих органов. Такая практика сохраняется и по сей день, в неофициальных беседах контролирующие органы признают «двойную бухгалтерию» по льготным рецептам. Но никто не берется поднять ворох рецептов и сравнить с официальной информацией департамента здравоохранения. Ведь рецепты все номерные и именные, так называемые бланки строгой отчетности. И будет сразу видно, когда рецепт выписан, когда переписан, когда по нему лекарство выдано, и сколько таких рецептов, по которым лекарства не выданы.
     По информации департамента здравоохранения, на конец 2021 года было не более 100 рецептов на отсроченном обслуживании (по которым не выданы лекарства), а вот подведомственное учреждение в тот же период информировало департамент о количестве порядка 1000 отсроченных рецептов. Вот так неувязка вышла снова! А это не просто 1000 бумажек, это тысяча человек без лекарств и зачастую без возможности их приобрести за собственный счет.
   В 2022-2023 годах ситуация нисколько не изменилась. Почему лекарства не закупают – это тема отдельного расследования, и одних только журналистских методов тут явно недостаточно. Возможно, новый губернатор захочет разобраться, почему деньги, как в трубу, улетают на льготные лекарства и оседают в неустановленных до сих пор карманах, а лекарств у населения как не было, так и нет.
     4. Закупка медицинского оборудования. Департамент здравоохранения не только контролировал и согласовывал закупки подведомственных больниц, но и самостоятельно закупал медицинское оборудование и передавал его в больницы. Так что запрет для ЦРБ самим закупать медицинское оборудование не является панацеей от возможных злоупотреблений на областном уровне.
     Примеров из недавнего прошлого много. Вспомним хотя бы закупки медицинских концентраторов для ковидных больниц и передвижных рентгенов для первичного звена здравоохранения. Всеми этими закупками руководил непосредственно заместитель начальника областного департамента Степаненко О.С., являясь контрактным управляющим. По данным закупкам возбуждены уголовные дела.
    Медицинские концентраторы закуплены у единственного поставщика по завышенной цене, не имеют регистрационных удостоверений (то есть не являются медицинскими изделиями), до сих пор не работают вот уже больше года с момента поставки. И складывается впечатление, что вряд ли заработают. Ущерб бюджету установлен следственными органами и пока составляет 7,8 млн. рублей. Есть опасения, что оборудование не заработает, так как не соответствует требованиям Ростехнадзора как объект повышенной опасности. А значит, ущерб может и увеличиться до полной суммы контракта в 64 миллиона рублей.
     Передвижные рентгены также не имеют регистрационных удостоверений, и их экспертиза показала опасность данного оборудования для жизни как пациентов, так и медицинских работников. Кроме того, поставленное оборудование не соответствует предмету контракта.
       Все это запросто можно было выявить и при рассмотрении заявки подрядчика на участие в электронном аукционе, и при приемке, также осуществленной О.С. Степаненко. Но, насколько мне известно, приемки как таковой не было, зачем что-то проверять, если уже и так все решено задолго до контракта и поставки.
     Для упрощения задач правоохранительных органов восстановлю хронологию событий. В марте 2021 года Степаненко О.С. назначен заместителем начальника департамента Смоленской области по здравоохранению. Со слов главных врачей, в апреле 2021 года департаментом разослано техническое задание на приобретение передвижных рентгенов. В июне – июле 2021 года под руководством О.С. Степаненко осуществлялась закупка передвижных рентгенов. В октябре 2021 года комиссия во главе со Степаненко О.С. (согласно официальным документам) приняла опасные передвижные рентгены. В ноябре 2021 года произошла их оплата. Вопрос к следователям: о каких неустановленных лицах при возбуждении уголовного дела идет речь? И начальник департамента жива-здорова, и ее заместитель продолжает «рулить». Каких виновных вы еще ищите? Напомню, что ущерб бюджету составляет 43,8 млн. рублей, оборудование не может использоваться в связи с его опасностью для здоровья граждан. Между тем, передвижной рентген был перевезен из Озерного в областную больницу и использовался для лечения ковидных больных. Кто давал разрешение на его передачу в другое лечебное учреждение? Почему проигнорировано заключение экспертизы?
       Слышал я версию, будто экспертиза заказная и оборудование хорошее. Понятно и объяснимо, кто эти версии внушает и правоохранительным органам, и медицинской общественности.
    Но ставить под сомнение лицензию Всероссийского исследовательского института Росздравнадзора РФ и компетентность его сотрудников только со слов актеров «театра смоленского здравоохранения» все же не стоит. Ведь исковые требования коммерческой фирмы о признании незаконными действий Росздравнадзора и ошибках в экспертизе по опасным рентгенам оставлены без удовлетворения. Если суд не ставит под сомнение данную экспертизу, то почему же правоохранительные органы такое допускают?
      Хотелось бы лицам, распространяющим информацию о безопасности данного оборудования, посоветовать пройти на нем медицинское обследование и подкрепить не словом, а делом его безопасность.
       Все эти факты - только вершина темных дел, происходящих в смоленском здравоохранении. Зато сразу понятно, откуда в Смоленской области низкая рождаемость и высокая смертность. Отсутствие качественного медицинского оборудования, преступное управление выделяемыми финансами, отсутствие льготных лекарств, очковтирательство, лоббирование интересов определенных фирм – эти причины никогда не позволят вздохнуть врачам спокойно, а пациентам получать качественную и доступную помощь.

Фотогалерея

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12