На земле и на небе

    В 2014 году на совместной персональной выставке Алены Дроздовой и Татьяны Резник «Два взгляда» знаменитый смоленский художник и педагог Нина Ипполитовна Агеева поделилась со мной своими впечатлениями. Сказала, как всегда, категорично: «Много красивостей, мало картин». И надо же такому случиться, что Алена Дроздова в пресс-релизе к открытию персональной выставки «На земле и на небе», состоявшемуся в Доме художника в начале ноября этого года, вспомнила эти слова ветерана смоленской живописи. Оказывается, Нина Ипполитовна имела с Аленой на одной площадке мастерскую, они близко общались последние десять лет. И ветеран наставляла соседку: нужно писать картины, а не только этюды, пейзажи и прочую «красоту».
     С того времени прошло девять лет. К огромному сожалению всех тех, кто ее знал, Агеева в прошлом году ушла в мир иной. Как жаль, что Нина Ипполитовна не могла увидеть эту выставку! Она бы порадовалась за Алену, которая сделала выводы из пожелания наставницы и совершила огромный шаг вперед в совершенствовании своего художнического мастерства, раскрыла в полной мере таланты, унаследованные от отца – заслуженного художника России Евгения Дроздова, также, увы, уже покойного. 17 февраля 2022 года проходила его юбилейная персональная выставка, оказавшаяся последней: Евгений Дмитриевич умер в день, когда многочисленные ценители его произведений наслаждались живописными творениями Мастера в Доме художника на улице Большой Советской. Спустя неделю началась Специальная военная операция. Смерть отца и боевые действия в Донбассе Алена восприняла как огромное горе, обрушившееся на нее.
     Переживания вылились в триптих «Трудитесь на Земле, и да поможет Вам Бог». На правой части триптиха – Михаил Архангел, предводитель Небесного Воинства. На левой части – Георгий Победоносец, покровитель нашего Отечества, побеждающий зло и ложь. Центральная часть изображает труженика, человека на Земле. Художник стремится выразить свою позицию: в сложные времена лучшее, что может сделать человек, будь то художник, кузнец, рабочий у станка, учитель или доктор, - продолжать свою работу, оставаться собой и надеяться на Божью помощь.
    За несколько недель персональную выставку Алены Дроздовой посмотрели сотни смолян и гостей города. В книге отзывов – восхищения, признания в любви к художнику, сумевшему заглянуть в потаенные уголки сердец зрителей, подвигнуть людей на добрые дела.
     К сожалению, в день открытия выставки я находился в командировке. Решил побеседовать с художником, когда, как говорится, улягутся страсти, пройдет эйфория от успеха.

    - Алена, ты помнишь тот день, когда сделала первый набросок, который ребенком и его близкими часто воспринимается как картина?
      - Рисовать я начала фактически в художественной школе. Туда папа меня отвел, наверное, потому, что разглядел что-то в моих детских картинках. Но я эти рисунки не помню. Анатолий Илларионович Попов увлек меня творчеством, открыл глаза на свет и цвет. Кстати, все работы, выполненные в художественной школе, папа сохранил. Когда я разбирала его мастерскую, упаковывала работы для перевозки в мою мастерскую, нашла огромную папку. Было очень интересно посмотреть.
      - Влияние папы чувствуется, на мой взгляд, в твоем сегодняшнем творчестве.
     - Конечно. Как этого может не быть?! Но я не подражаю. Хотя папа привил, например, любовь к фактуре материала. Это сложилось из того, что мы вместе смотрели много живописи. Папа показывал альбомы и картины тех, кого сам любил.
     - Хотелось бы услышать и о влиянии Попова на твой профессиональный рост.
     - Как раз накануне нашей беседы мы с Сашей Комаровым, тоже учеником Попова, ездили на кладбище, где захоронен наставник. Вспоминали, что Анатолий Илларионович очень любил смелых и свободных учеников. Он нас призывал не бояться экспериментировать. И вот в сохраненной отцом папке я нашла работы, в которых гуашь нанесена слоями. Казалось бы, можно сказать, зачем слои, они ведь потом будут осыпаться. Но учитель приветствовал эту смелость. Он сам был как вихрь. Приходил и за пять минут мог написать шикарную работу. То пальцем что-то проведет, то другим концом кисточки. И все жило, все работало, все было прекрасно.
      - Смотрю, среди выставленных на выставке работ много пейзажей. Наверное, они все-таки привлекают?
       - Да. Люблю писать зиму, когда не надо с зеленью «бороться», когда вижу какие-то тонкости.
       - И часть работ выполнена по результатам поездок на пленэры?
       - Наверное, поэтому создается впечатление, что я отдаю предпочтение пейзажу. В городе много работаю, в поездках. Хотя не так уж много я езжу, всегда хочется большего. По сделанным на пленэрах этюдам потом в мастерской пишу работы по впечатлениям.
        - А ты самокритичный художник? Привередливо относишься к своему творчеству?
        - Наверное, так. Очень волновалась перед этой выставкой. Раньше отец советовал, хотела я этого или нет. Чаще я к нему прислушивалась, хотя и не всегда. Но мне было интересно, что он скажет.
      - Какие принципы ты вложила в эту выставку? Что ты хотела сказать зрителям?
   - Для меня определяющим идею выставки стало название: «На земле и на небе». Многие работы не вошли в экспозицию, хотя я их сюда привезла. Поняла, что они не вяжутся с моей идеей. Выставка о том, кто и что нас окружает, о людях, о тех, кого уже нет, но они живут в нашей памяти. Диалог с теми, кто нам дорог, кто нас любил и кого мы любим и помним. Дань памяти отцу и Нине Ипполитовне. Мне их очень не хватало весь этот год, но они в то же время были со мной. В экспозиции есть картина с образом отца и с его любимыми птицами, портреты ушедших близких людей – художника Виктора Осипова и моей бабушки по материнской линии. А картина, посвященная Нине Ипполитовне, пока в работе.
     - Алена, для читателей сайта журнала «Смоленск» мы разместим после интервью список выставок, в которых ты участвовала, а также указатель премий и различных наград. Удивительно, что на втором этаже Дома художника, где размещаются картины самых известных членов Союза художников России, ты выставляешься впервые. Что тебе сказали коллеги? Какие отклики они оставили?
    - На открытии выставки принято говорить хорошее, поэтому слишком не обольщалась похвалой. Но было приятно услышать искреннее доброе мнение о моих работах коллег - художников.
      - А какая из выставленных работ тебе самой больше всего нравится?
    - Душу греют некоторые этюды. А самими важными для меня являются триптих, картина с военными в Соборе и работа, посвященная папе.
   - А мне нравится картина, на которой изображен домик около озера Диво. Твой папа часто звал меня попариться в его бане по-черному. Вместе с Володей Клочковым, его закадычным другом, мы несколько раз собирались вместе поехать на Диво. Но так и не выбрались, к огромному моему сожалению. Но я рад, что твоя, Алена, душа - в этом чудном уголке, и тебя вдохновляет природа этого действительно дивного места.
     - Это истоки, в них я черпаю силы, чувства, вдохновение. А еще городок Старица на Волге в Тверской области, который мне показал однажды отец, а потом уже я ездила туда на пленэр вместе с проектом «Русская Атлантида». И еще я почувствовала и захотела написать особую жизнь внутри нашего Соборного двора. У нас проходил Смоленский пленэр, и в один из дней мы работали на Соборном дворе. По этюдам и написала потом в мастерской три большие работы.
      - Как часто ты бываешь в мастерской? У женщины всегда дома масса дел. Даже праздничный ужин хочется приготовить своим близким. А потом вдруг какой-то импульс бьет в голову, надо бежать в мастерскую осуществлять задумку, и уже заботы на кухне не в радость.
    - Муж меня избаловал, мне ужин готовить не надо. Он сам очень любит готовить. В мастерской я бываю столько, сколько мне нужно. В идеале стараюсь каждый день бывать. Если даже ничего грандиозного не сделаю, обязательно надо посмотреть наброски, эскизы, альбомы полистать. В мастерской хочется бывать. Это второй дом.
     - Может, даже первый…
     - Ну, нет. Пока я нужна детям и мужу, это второй дом. Дети у меня уже взрослые – 23 и 14 лет.
     - Какие темы в творчестве сегодня для тебя основные?
   - Меня привлекает жизнь вокруг. Мне доводилось бывать на заводах, наблюдать за работой людей у станков. Впечатления богатые, но пока они не вылились в достойные труда людей картины. Мы рисовали на Крепостной стене, когда там ремонт шел. Недавно работали в Филармонии, целый проект сделали совместно с музыкантами и выставки на трех площадках Смоленска. Красота повсюду. Тема православных монастырей очень интересна и неисчерпаема.
     - На выставке вижу картину, на которой по деревне гуляют козочки.
     - Это то, что нас окружает. Вот в нашей деревне отойди на 100 метров от домов и пиши себе! Меня очень привлекает и городской пейзаж. Я Смоленск люблю и открываю для себя каждый раз много мест, ранее неизвестных. Даже не думала, что это у нас есть. До сих пор открываю для себя наш город. Захожу, например, за стену с другой стороны и вижу другой город.
     - А можешь назвать любимые точки?
    - Набережная, центр города, стена. Набережную люблю, начиная от церкви Иоанна Богослова до моста, ведущего к Колхозной площади.
    - Да это же ужасно, что сотворили с Набережной.
    - А я не на это смотрю. Смотрю на сухую траву, которая видна из-под снега, на отношение воды к серому небу. Если смотреть на то, как безобразно у нас Набережная благоустроена, то вообще ничего не сможешь увидеть. Тут два варианта: или ты будешь ходить и смотреть, как у нас все разваливается, либо ты настроишь глаз на другое и увидишь другое. Вот мы с отцом в Торжке были еще до благоустройства. Это невероятной красоты город! И спустя некоторое время увидела в соцсетях репортаж из Торжка, в котором показали разваленный город. Мы видели одно, а авторы репортажа другое. Надо, наверное, какую-то середину искать. На смоленской Набережной красиво, когда река ломает лед, когда, наоборот, водная гладь схватывается льдом. Вот вчера мы ездили в Селифоново. Нигде снега нет, а там, где болото, - там уже белый лед. И вот среди этих полей белые болота. Невообразимая красота!
      - Кстати, а Анатолий Илларионович Попов водил вас по улицам и переулкам, показывал места, где, например, листочек лежит прямо на обочине?
      - Ту же Набережную тридцать лет назад мы проходили вдоль и поперек, когда там никакой плитки не укладывали. Он старался показать нам дворы, закоулки. Вот посмотрите, например, на арку. Что вы в ней видите? Или папа за рулем автомобиля – все успевал. Говорил мне, посмотри налево. А я ему: смотри на дорогу, не отвлекайся. Но бесполезно было советовать: смотри, как солнце заходит. Это целое мировоззрение. Что Попов, что Дроздов – они были одержимыми, видели то, что обычные люди не замечали. В этом – их талант!


ДРОЗДОВА АЛЁНА ЕВГЕНЬЕВНА
Родилась 30 декабря 1977 года в г. Смоленске. В 1999 году окончила колледж Смоленского государственного института искусств по специальности «живопись». Член Союза художников России с 2002 г. Лауреат премии «Энергия» (2006) (организатор конкурса ОАО «Смоленскэнерго»). Стипендиат Администрации Смоленской области (2007 - 2008). Обладатель Государственной стипендии в области изобразительного искусства в номинации «Молодой художник» (2013). Награждена дипломом Союза художников России (2022). Работы А.Е. Дроздовой хранятся в музее Марка Шагала в Витебске, в ПГТ Навле Брянской области, в городах Торжок (Тверская обл.), Ржев (Тверская обл.), в художественном музее г. Липецк, г. Елец (Липецкая обл.), г. Вязьма (Смоленская обл.), а также в частных коллекциях России и за рубежом.
Участник пленэров в городах: Навля (Брянская обл.), Торжок (Тверская обл.) 2015, Ржев (Тверская обл.) 2017, IV Международный Шагаловский пленэр, Витебск (Беларусь) 2018, XV Липецкий пленэр художников Центрального федерального округа, г. Липецк, 2019, г. Вязьма, 2022.
С 1995 года принимает участие во Всероссийских, городских, областных, художественных выставках.
2001 Всероссийская выставка «Молодость России», г. Москва, ЦДХ.
2001 Выставка смоленских художников, г. Витебск (Республика Беларусь).
2002 Международная выставка в музее Марка Шагала г. Витебск (работа «Натюрморт с колокольчиком» вошла в экспозицию музея).
2002 Выставка молодых художников в рамках фестиваля «Славянский базар», г. Витебск (Республика Беларусь).
2002 Вступила в Союз художников России.
2003 Выставка молодых художников «Этно», г. Витебск (Республика Беларусь).
2004 Выставка смоленских художников, г. Орша (Республика Беларусь).
2006 Всероссийская выставка молодых художников, г. Москва.
2006 Лауреат премии «Энергия» (организатор конкурса ОАО «Смоленскэнерго»).
2007 Всероссийская выставка «Молодые художники России», г. Москва, ЦДХ.
2008 Персональная выставка, г. Смоленск (Малый зал Дома художника).
2008 Выставка «От Марка Шагала до наших дней», г. Смоленск.
2007-2008 Стипендиат Администрации Смоленской области.
2009 Выставка произведений смоленских художников, г. Москва (Государственный зал – музей «Наследие»).
2013 Государственная стипендия в области изобразительного искусства в номинации «Молодой художник».
2013 XI региональная художественная выставка «Художники центральных областей России», г. Липецк.
2013 Юбилейная выставка «Художники Смоленщины - городу», посвященная 1150-летию Смоленска, г. Смоленск.
2014 Персональная выставка Алены Дроздовой и Татьяны Резник «Два взгляда», г. Смоленск.
2015 Областная художественная выставка «Палитра года», г. Смоленск. Дом художника.
2015 Международная выставка творческих работ. художников-педагогов «На просторах земли», г. Смоленск. КВЦ им. Тенишевых.
2016 III Всероссийская художественная выставка «Наука и космос на службе мира. Циолковский — Королёв — Гагарин», посвященная 55-летию первого полета человека в космос.
2017 Областная художественная выставка «Палитра года», г. Смоленск. Дом художника.
2018 Персональная выставка Евгения и Алены Дроздовых «Стихия цвета», г. Смоленск.
2018 Участие в Международном Шагаловском пленэре. Г. Витебск. 2 работы вошли в экспозицию музея Шагала (Витебск).
2019 XII Межрегиональная выставка Художники Центральных областей России XII, г. Липецк.
2019 XV Липецкий пленэр художников Центрального федерального округа, г. Липецк.
2019 «Смоленский пленэр», г. Смоленск.
2019 Областная юбилейная ретроспективная выставка к 80-летию Смоленской организации ВТОО «Союз художников России», г. Смоленск.
2019 Международный выставочный проект «Коллегиум», г. Орша, республика Беларусь.
2020 «Смоленский пленэр», г. Смоленск.
2020 Межрегиональная художественная выставка «Индастри 2», КВЦ им. Тенишевых, г. Смоленск.
2021 "Палитра года" Ежегодная областная выставка. Дом художника. г. Смоленск.
2021 Выставка произведений художников-участников пленэра к 425-летию начала строительства Смоленской крепостной стены.
2021 Международная выставка «Космонавты», посвященная Дню космонавтики и первому полету человека в космос. г. Смоленск.
2021 Международная выставка, посвящённая 60-летию полёта Юрия Гагарина в космос «С мечтой о космосе. Космические мосты в будущее». Музейно-выставочный центр Тушино, г. Москва.
2021 Персональная выставка "Поэзия повседневности". г. Смоленск.
2021 «Палитра года» Ежегодная областная выставка. Дом художника. г. Смоленск.
2022 Выставка произведений смоленских художников «9 МАЯ». г. Смоленск, КВЦ им. Тенишевых.
2022 Диплом Союза художников России.

Фотогалерея

Добавить комментарий