https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Война глазами военкора

От редактора: С Андреем Тарабриным, членом наблюдательного совета Конгрессно-выставочного центра Министерства обороны Российской Федерации «Патриот», я познакомился весной 2022 года в ходе поездки группы российских и иностранных журналистов на Донбасс. Андрей сразу же привлек мое внимание остротой ума, четким анализом хода боевых действий в Специальной военной операции. Помнится, тогда он сказал, что СВО продлится года два. Его доводы были настолько убедительны, что не согласиться с ним я не мог. Хотя в нашей группе имелось немало ребят, утверждавших, что мы чуть ли не шапками закидаем неонацистов. Возможно, так и случилось бы, если бы наши войска не отошли от Киева в надежде на порядочность украинской стороны на начавшихся переговорах. Но это тема отдельного разговора. А сегодня  Андрей Тарабрин расскажет читателям журнала "Смоленск" о подготовке и работе военкоров.

     Сегодня в профессиональном сообществе идет оживленная дискуссия о военных журналистах, о том, насколько успешна существующая система их подготовки, и в целом насколько она необходима, а также о роли военкоров в формировании общественного мнения, традициях и методах работы. Сразу оговорюсь, что понятие «военный» в применении к области журналистики уже давно вышло за рамки первоначального понимания. Когда мы говорим о военном юристе или военном медике, понимаем, что речь идет о военнослужащем, имеющим звание. А военкор в нынешнем понимании – это человек, который освещает события в зоне боевых действий.

     Понятно, что в условиях сложной международной обстановки роль военной журналистики и личности военного журналиста неизмеримо возрастают. Это связано с тем, что именно журналист формирует мнение общества о сторонах вооруженного столкновения, расставляет смысловые акценты, активно влияет на симпатии и антипатии зрителя и слушателя. Журналист дает возможность адресату почувствовать себя как бы внутри вооруженного конфликта, пережить сильные эмоции - от гнева и возмущения до боли и сострадания.

    Последние 15-20 лет сложно представить программу новостей или ленту информагентства без сообщений о вооруженных конфликтах. Военная журналистика давно стала классикой медиасферы и многие годы остается одним из самых востребованных ее направлений. Но так было не всегда, и, например, в первой российской газете «Санкт-Петербургские ведомости» в начале XVIII века новостей из зоны военных действий не было, редактор лишь публиковал безликие информационные сводки с фронтов Северной войны. Знакомая современному читателю военная журналистика с традиционными очерками и репортажами сформировалась гораздо позже.

      Впервые военная журналистика появилась как медиаявление во время войн с Наполеоном в начале XIX века. До этого газеты и журналы как в России, так и в Европе отделывались краткими сводками с места событий. Но нападения французского императора были настолько неожиданными и вероломными для европейских держав, что сразу же привлекли внимание общественности всего мира. Издания не могли упустить шанс привлечь к себе аудиторию и заработать, поэтому в 1808 году английская газета «Таймс» («Times») отправила в Испанию своего сотрудника Генри Робинсона для освещения войны испанцев с французами.

       Заметки журналиста имели огромный успех на родине и положили начало новому направлению в журналистике. Историки считают Робинсона первым штатным военным корреспондентом, с которого начинается ряд материалов из «горячих точек» за рубежом и в России в XIX веке.

      Во время Отечественной войны 1812 года вырос спрос на тексты о национальном самосознании и национальной истории, но эти материалы публиковались в формате авторских колонок, очерков и статей.

      Про военный репортаж вновь вспомнили только в середине 1850-х, когда началась Крымская война. Помня о первом успехе, газета «Times» отправила в Россию сразу несколько репортеров, и эффект от их работы превзошел все ожидания. Журналисты писали не только о военных действиях, но также о холере и других болезнях, которые зимой 1853 года охватывали войска союзников. Корреспонденты в своих репортажах раскрывали халатность английского правительства, по вине которого гибло множество солдат, и общество негодовало, требуя отставки правительства и прекращения войны. Так военный репортаж стал не только эффективным способом информирования читателя о событиях с театра военных действий, но и способом манипулирования общественным настроением.

      На страницах российской периодики военный репортаж появился только в 1870-х годах. Русско-турецкая война 1870 – 1878 годов взволновала общество, и люди хотели знать все подробности о ходе войны. Такие запросы были не только у российской, но и у зарубежной аудитории. При этом военная тематика требовала правильного подхода к информационному освещению, поэтому военное руководство Российской империи ввело определенные правила нахождения журналистов в российской армии. Например, русских журналистов допускали к войскам по просьбе редактора или издателя, а иностранных – только по рекомендации посольства или высокопоставленных лиц. Также военные корреспонденты должны были носить специальную бляху (которую вскоре заменили на трехцветную нарукавную повязку) и фото, которые подтверждали статус журналистов на войне и помогали распознать их на поле боя.

     В то время статус военного корреспондента был очень престижным. По данным Военной энциклопедии, в 1877 году на фронте работали 98 корреспондентов российских и зарубежных изданий. Самый большой корпус сотрудников имела газета «Новая время»: для нее материалы готовили сразу шесть сотрудников.

      Но не все были готовы к подобной работе, и многие издания получали информацию от внештатных сотрудников (офицеров, чиновников и многих других), так как журналисты не хотели рисковать жизнью или требовали очень высокий гонорар.

     Таким образом, Русско-турецкая война дала старт созданию военной журналистики в России, которая могла бы оперативно освещать события и сохранять правильный патриотический настрой. Стилистика материалов, правила работы на фронте, отбор информации – многие современные правила и основы военной журналистики сложились именно в тот период. В дальнейшем новое направление в журналистике только модернизировалось, а вот условия труда и работы военных корреспондентов подвергались серьезным изменениям.

     В XX веке для военной журналистики наступил новый этап становления: крупные международные конфликты позволяли пробовать неожиданные приемы и повороты, искать путь для более интересной и яркой подачи информации.

      В период между Русско-японской и Первой мировой войнами в российской печати разгорелся спор о необходимости гласности в освещении военных вопросов. Были опасения, что случайно или намеренно, работая с офицерами на фронте и получая от них информацию, журналисты могут раскрыть военную тайну. Споры в обществе не утихали вплоть до 1914 года и повлияли на жёсткие ограничения в работе военкоров.

   Во время Первой мировой войны работу журналистов усложняло специальное «Положение о военных корреспондентах в военное время», разработанное военным ведомством в 1912 году. В положении закреплялось, что военный корреспондент – это лицо, особо уполномоченное редакцией издания для сообщения сведения с театра войны и утвержденное в этом звании начальником Генерального штаба. Изначально было даже принято решение взять всего лишь 20 журналистов, трое из которых представляли иностранные издания, а еще трое – фотокорреспонденты. Но вскоре от такого решения отказались.

    Опыт Первой мировой и Гражданской войн показал советскому правительству роль журналистики во время социального кризиса и продемонстрировали эффективные способы агитации и манипулирования. По этим причинам перед началом Великой Отечественной войны впервые началась подготовка журналистских кадров, которая продолжилась и во время военных действий. Журналисты получали возможность повышать свои рабочие навыки и готовиться к работе на курсах политработников при Военно-политической академии или в редакциях военных и фронтовых газет.

      Вторая мировая война очень сильно повлияла на военную журналистику. Обязательным в журналистских материалах стало присутствие «героя» с фронта. Для оперативного и точного освещения событий тексты писались от первого лица и с места событий. В этом журналистам помогало разрешение частей и подразделений присутствовать на обсуждениях различных планов и вопросов, которые могли касаться агитационно-массовой работы.

     Востребованность информации с поля боя была настолько высокой, что изданиям писали не только собственные военкоры, отправленные на фронт, но и внештатные корреспонденты из редакций фронтовых газет и известные писатели, которые сотрудничали с определенными изданиями.

     Благодаря такому спектру авторов материалы в журналах и газетах были самых разных жанров и форматов. В действующей армии в качестве военных корреспондентов работали такие выдающиеся советские журналисты, писатели и поэты, как Александр Твардовский, Константин Симонов, Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Лев Кассиль, Константин Паустовский, Михаил Светлов, Алексей Толстой, Николай Тихонов, Борис Горбатов, Леонид Соболев, Всеволод Вишневский, Леонид Леонов, Мариэтта Шагинян, Алексей Сурков, Владимир Величко и многие-многие другие. «Правда», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Известия» и «Красная звезда» регулярно, из номера в номер, публиковали фронтовые репортажи своих корреспондентов. Всего в годы Великой Отечественной войны выходили в свет 1357 наименований военных газет и журналов. За годы войны свыше 500 фронтовых журналистов и писателей были отмечены государственными наградами, 10 человек удостоены звания «Герой Советского Союза». Их статьи, фотографии и книги тиражировались в 35 странах мира.

    Во второй половине XX века журналистику захватили радио и телевидение. Знакомые и привычные форматы журналистских материалов трансформировались и приобрели звук и картинку.

       Не обошли нововведения и военную тематику. Одни из первых телевизионных военных репортажей появились в Афганскую войну. В зоне военных действий работали десятки собственных корреспондентов, и репортажи выходили практически регулярно, что повлияло на создание стандартов подобных материалов.

     Так, одним из негласных правил стало использование такого элемента, как стендап с места событий, который доказывал опасность положения журналиста на фронте и создавал эффект присутствия «здесь и сейчас». Достаточно вспомнить репортажи Михаила Лещинского, именно его глазами мы видели войну в Афганистане.

       Позже, во время Первой и Второй чеченских войн, военкоры пошли еще дальше: во время новостных программ репортеры стали выходить в прямой эфир и сами рассказывать о происходящем перед репортажем. Такой прием был очень востребован у зрителей и слушателей, что привлекало к экранам и радиоприемникам в прайм-тайм большую аудиторию.

      В связи с такой насыщенной информационной повесткой была введена и определенная этика. Так, среди профессионального сообщества была негласно запрещена публикация фотографий и видеоматериалов с телами погибших, которых можно опознать по лицу и внешнему виду, а также с кровавыми ранениями.

       Наконец, обратимся к сегодняшним событиям. За прошедший год участия военкоров в Специальной военной операции можно сделать определенные выводы об особенностях нынешнего момента в истории военной журналистики. На наш взгляд, сегодня ситуация требует от журналистов особой осторожности при работе с информацией и глубокого знания нормативных актов.

   Коротко остановлюсь на юридических аспектах. Помимо всем известных правовых актов, которыми руководствуются журналисты в своей профессиональной деятельности, необходимо упомянуть еще Статью 47.1. «Выполнение поручения редакции в особых условиях» Закона "О средствах массовой информации", которая регламентирует осуществление сотрудником редакции профессиональной деятельности на территории Российской Федерации, на которой введено военное положение, в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и т.п., а также Приказ ФСБ России от 4 ноября 2022 г. № 547 “Об утверждении Перечня сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации”. Подробно останавливаться на них не будем, они доступны в открытых источниках. Замечу только, что знание журналистом своих юридических прав и обязанностей не только значительно облегчает его пребывание в сложных условиях боевых действий, но и создает благоприятный фон для выполнения им профессиональных задач.

     И, наконец, главная особенность сегодняшней журналистики в том, что развитие интернета и цифровых технологий принесло в работу современных масс-медиа мультимедийность, когда военкоры могут сочетать работу на телевидении, на радио, в печатной прессе, с ведением блогов, публикациями в соцсетях, на платформах различных интерактивных digital-ресурсов с использованием стриминга, чатов, комментариев и т.п.

    Подводя черту под кратким экскурсом в историю военной журналистики, хотел бы заметить, что сегодня, как и сотни лет назад, для кого-то еще остается открытым вопрос необходимости подготовки военкоров. И если некоторые коллеги полагают, что любой человек, оказавшийся на передовой, способен вести свой блог, освещать ход военных действий и называть себя военным корреспондентом, то мы считаем верной обратную точку зрения: освещение вооруженных конфликтов в СМИ требует хорошего знания специфики, высоких профессиональных умений и опыта, которые смогут обеспечить грамотную подачу информации. Из-за недостатка знаний или нехватки опыта за работу в экстремальных ситуациях журналисты платят слишком высокую цену. Военная журналистика является исключительно опасным ремеслом. К примеру, только за первый год чеченской компании погибли 23 и были ранены 30 журналистов, представляющих различные российские и зарубежные издания. Были отмечены многие десятки случаев угроз, ограблений журналистов, изъятия у них видео- и фотооборудования. Или другой пример: по данным правозащитной организации «Репортеры без границ», только за один 2006 год в 61 стране мира погиб 81 журналист. Большее число жертв было лишь в 1994 году, указывают «Репортеры без границ», когда погибли 103 журналиста. Нельзя упускать из виду и другую опасность (имеется в виду Статья 280.3 УК РФ о дискредитации Вооруженных Сил России).

     Вообще принцип «не навреди» должен контролировать естественное желание журналиста немедленно сообщить читателям и зрителям об увиденном и услышанном. Чувство меры должно присутствовать и при показе сцен насилия, боевых действий, последствий стихийных и техногенных катастроф. Особенно важно это, когда речь идет о межнациональных и межэтнических конфликтах, когда каждое неосторожное слово, переданное в эфир или напечатанное на газетной полосе, может вызвать новый всплеск насилия. Журналисту, который работает в экстремальных ситуациях, постоянно приходится делать выбор в пользу того или иного фактора, необходимо балансировать между журналистской этикой и эксклюзивной информацией. С одной стороны, исходя из профессиональных норм, нужно передать максимально точно полученную информацию, но этические нормы накладывают на это некоторые ограничения. Иногда сложно сделать выбор, особенно, когда нет достаточного количества времени на проверку данных, а работать приходится с постоянным риском для жизни. Если представитель средства массовой информации справится с этой задачей, то аудитория получит максимально полную и четкую картину происходящего, а журналист останется приверженцем главного принципа работы – «не навреди». Различными российскими и международными общественными организациями разработаны правила работы журналиста в экстремальных ситуациях. В частности, «Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции» были приняты Федеративным Советом Союза журналистов России в 2001 году.

    При этом напомню, что роль военных журналистов неоднократно была отмечена на самом высоком государственном уровне. Сегодня военкоры добились такого авторитета, что могут реально повлиять на политику в области обороны и безопасности. Из недавних примеров: в декабре 2022 года Президентом России подписан документ о создании рабочей группы, деятельность которой будет напрямую касаться вопросов подготовки и обеспечения мобилизованных граждан. Среди прочих в составе группы – военкоры Семён Пегов, Александр Сладков, сотрудник ВГТРК Андрей Медведев.

     В связи с вышесказанным особую актуальность приобретает вопрос подготовки военных корреспондентов. Если говорить именно о военных специалистах, то многие из присутствующих еще, возможно, помнят, что во времена СССР существовало легендарное Львовское высшее военно-политическое училище, которое осуществляло подготовку офицеров по специальностям: «культурно-просветительная работа» и «военная журналистика» для всех родов войск видов Вооружённых Сил СССР, спецвойск и спецслужб (так называемое офицерское училище военкоров).

      Сегодня в России два вуза – Воронежский государственный университет и Военный университет Министерства обороны (Москва) - осуществляют подготовку студентов по специальности 56.05.05 «Военная журналистика», а именно «специализированной служебной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной военной и социальной информации, направленной на всестороннее освещение реализации государственной политики в области обороны, военного строительства, патриотического и воинского воспитания». Перечень дисциплин включает в себя все необходимое специалисту для работы в органах информационного обеспечения Вооруженных Сил. Это «Стилистика и литературное редактирование», «Теория и практика массовой коммуникации», «Основы связей с общественностью», «Организация информационного обеспечения ВС РФ», «Актуальные проблемы государственной информационной политики» и многое другое. Эти вузы готовят кадровых офицеров. Выпускники могут проходить службу в подразделениях и частях всех видов и родов войск на должностях офицеров, старших офицеров отделов в органах информационного обеспечения ВС РФ (пресс-службы военных округов, Центра сопровождения интернет-портала Минобороны России); офицеров, старших офицеров отделения, отдела в органе информационной работы Генерального штаба ВС РФ, военного округа; офицеров, корреспондентов отдела, редакции военного СМИ; офицеров по общественно-государственной подготовке и информированию.

        Что касается подготовки гражданских кадров, то никаких специальных вузов и факультетов, где готовили бы именно военных журналистов, на сегодня не существует. До недавнего времени не было и каких-либо программ подготовки военкоров. Большинство из них были в лучшем случае обычными журналистами, командированными редакциями в места боевых действий. И учились быть военными журналистами на своих ошибках, уже непосредственно на поле боя.

       Для примера можно обратиться к биографии Председателя Союза журналистов России Владимира Соловьева, выпускника факультета журналистики МГУ, который будучи собственным корреспондентом государственной телерадиокомпании «Останкино» многократно объездил все фронты югославских войн и все соседние страны, работал под натовскими бомбардировками в Боснии и в Косово. Затем 12 раз побывал в командировках в Чечне, на первой и второй чеченских войнах. Всего в качестве военного корреспондента прошёл 7 войн.

      С недавнего времени программы подготовки военных журналистов стали появляться в основном в рамках существующих учебных планов. И в первую очередь обратимся к опыту Московского государственного университета. Здесь на факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова более 10 лет действует курс «Журналист в экстремальных ситуациях», разработанный в сотрудничестве с психологической службой МЧС.

     Недавно этот курс решили обновить в соответствии с текущими общественно-политическими событиями. В дополнение к традиционно изучаемым студентами вопросам работы журналиста в условиях техногенных катастроф, природных катаклизмов, взаимодействия с людьми, попавшими в кризисные ситуации, в курсе предполагается расширить изучение технологий журналистской деятельности в условиях вооруженного конфликта, юридических и этических норм поведения военкора, принципов безопасного поведения журналиста. В рамках курса предполагаются встречи с известными военкорами российских СМИ, которые поделятся своим опытом работы. Планируется использование практики курсов "Бастион" для журналистов, работающих в кризисных ситуациях, которые проводит Союз журналистов Москвы.

    Остановлюсь немного на том, что известно о курсах «Бастион». Сразу оговорюсь, что информация взята из открытых источников. «Бастион» организован Союзом журналистов Москвы в 2006 году при участии Национального антитеррористического комитета, Минобороны, ФСБ, МВД, Росгвардии, МИД и МЧС и периодически проводит обучение работников федеральных и региональных СМИ, информационных структур заинтересованных ведомств, работающих в зонах повышенного риска (контртеррористические операции, массовые беспорядки, ликвидация последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, другие кризисные ситуации). Занятия проводятся в полевых условиях на специализированном полигоне с моделированием реальных кризисных ситуаций, с применением боевой техники. Перед слушателями курсов выступают специалисты ФСБ, НАК, МВД, МО РФ, МВД, Росгвардии, МЧС, МИДа, Роспечати, военные медики. Мастер-классы ведут известные журналисты. Подобный опыт предпринимали и другие подразделения Союза журналистов.

     1 декабря 2022 года появилась информация о том, что Факультет журналистики Уральского федерального университета собираются сделать новой площадкой для подготовки военных корреспондентов. Об этом заявил декан факультета Иван Некрасов. По его словам, пока неизвестно, появится ли в уральском вузе отдельная специальность или же всё ограничатся факультативными занятиями.

     Отдельная программа тренинга представителей СМИ для работы по освещению событий в экстремальных ситуациях войн и локальных конфликтов создана в Российском университете спецназа (Гудермес). Здесь с журналистами делится опытом спецназ. Помимо определенной боевой подготовки обязательная часть обучения – ускоренный курс медицины. Все, о чем рассказывают и что показывают на курсах, – опыт из реальной боевой обстановки, в том числе курс "заложник", где инструкторы не только проигрывают эпизод захвата, но и объясняют, как правильно вести себя, если оказался в плену.

    И напоследок, буквально недавно появилась информация о курсах подготовки журналистов группы "Вагнер", которые включают в себя занятия по медицине, ориентированию на местности и инженерную подготовку. Курсы нацелены на то, чтобы журналисты, работающие в "горячих точках", могли выполнять свои задачи, максимально обезопасить себя и свою профессиональную деятельность, и были готовы к любой нештатной ситуации.

     В заключение добавлю, что знания и навыки, которые получают журналисты при прохождении подобных курсов, безусловно, помогут при работе в любой "горячей точке", в том числе и в зоне спецоперации. У каждого человека, работающего в условиях с риском для жизни, должен быть алгоритм действий в той или иной ситуации, люди должны иметь представление о том, как выглядят, например, мины, и как оказать первую медицинскую помощь. Однако для журналиста важны и теоретические знания, в частности, правовая база, понимание этических норм. А главное – умение анализировать состояние дел в конкретном подразделении, а также разглядеть тенденции в подготовке к обороне или наступлению. Разглядеть – и доступным, грамотным языком рассказать это широкой аудитории.

    Военный обозреватель Александр Хроленко в качестве иллюстрации о необходимости специального образования приводит такой пример: вот периодически сообщают об учениях, десантах, движении войск. А как обывателю понять, что происходит? Если речь идет о полутора тысячах бойцов — это масштабные маневры или не очень? А военные «суда» бывают? Военный обозреватель, имеющий необходимые знания и опыт, расскажет, что 1500 человек — это батальонные (небольшие) учения. Масштабные начинаются от 5000 военнослужащих. А на флоте есть только боевые корабли, что же касается судов, - это суда обеспечения (вспомогательные, тыловые).

     Объем массовой информации военно-политического характера в последние десятилетия непрерывно растет. К примеру, в России для освещения политики, проводимой в военной сфере (собственно военных аспектов внутренней и внешней политики государства), создаются специальные аналитические рубрики в печати, на радио и телевидении; военно-политическая тема становится неотъемлемой частью и повседневного новостного потока. Более того, аналитические блоки по военной тематике появляются даже в структуре развлекательных массмедиа. Поэтому появляется потребность во включении в редакции СМИ квалифицированных сотрудников, которые не только смогут добыть информацию, например, о ходе международных вооруженных конфликтов, но и справятся с задачей военного и политического анализа. При этом журналисту в погонах, включенному в военную систему, сложно дистанцироваться от корпоративных интересов и сосредоточиться на критическом анализе действий оборонных структур, на оценке эффективности военных расходов. Поэтому так важен подход, который ориентирован на подготовку в гражданских университетах военных журналистов-аналитиков, способных не только осуществлять качественный военный анализ, но и разбираться в широком круге военно-политических проблем.

     Таким образом, на наш взгляд, необходим системный характер подготовки военных журналистов, который обеспечил бы формирование универсальных навыков и компетенций в областях журналистики, связей с общественностью, производства и продвижения медиапродуктов в связке с системным и углубленным изучением военного дела, правовой базы, а также отработку основных алгоритмов действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

         Мы солидарны с теми экспертами, кто убежден в ценности вузовской подготовки журналистов, ориентированных на работу с конкретной тематикой, тем более что существуют такие области специализации, в которых нет места непрофессионалам. Дело не только в личной безопасности журналиста, но и в том, что некомпетентность журналиста может иметь негативные последствия для аудитории, а в ряде случаев нанести ущерб сфере стратегических интересов государства.

       Подготовка компетентного специалиста предусматривает и понимание военной политики. Как замечают эксперты, привлеченные неподготовленные гражданские журналисты, хотя и являются хорошими рассказчиками, оказываются в невыгодном положении, когда речь заходит о доступе к внутренней информации и, что еще важнее, о понимании перспектив развития военных действий.

Фотогалерея

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12