https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Павел Руднев в Смоленске

   По приглашению руководителей сообщества Neteatr в Смоленске побывал Павел Андреевич Руднев – один из известнейших исследователей современного театрального процесса в России – театральный критик, арт-менеджер, кандидат искусствоведения, лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства за книгу «Драма памяти».
  Встреча проходила в ДК профсоюзов. Представил гостя Андрей Костылев – художественный руководитель молодёжной творческой лаборатории Neteatr, задуманной как площадка для воспитания зрителя-соучастника. Замечу к слову, что такого количества молодых одухотворенных лиц в последнее время мне не приходилось видеть ни на одной из вневузовских творческих встреч. То есть аудитория, безусловно, была заинтересованной. И это не случайно: лекция платная, пришли только те, кого действительно волнует художественное творчество как форма познания.
   Тема разговора была сформулирована обобщенно «Зачем искусство нужно обществу?» Разумеется (и это было особо оговорено), речь шла в основном об искусстве театра.
   – Как форма познания человека – сказал Павел Руднев, – искусство дает нам банк наблюдений и эмоциональный опыт. Есть такой примечательный факт. Русскому театру по сравнению с другими европейскими театрами не так много лет. Согласно указу императрицы Елизаветы Петровны театр в Петербурге был учреждён в 1756 году. И сложно было найти зрителя на спектакли. С целью исправить ситуацию следующая российская императрица Екатерина II обязала государственных чиновников посещать театр и платить за это деньги. Почему? Они должны были следить, как сама императрица реагирует на то или иное действо и обучаться эмоциям. То есть императрица показывает своим подданным шаблон эмоций. Это одна из функций искусства, то есть искусство учит нас подражанию.
Есть такое выражение, которое приписывается одновременно Шиллеру и Вольтеру: «Нация рождается в партере». Что это значит? В основном мы смотрим спектакли коллективно. И все вместе одновременно испытываем одни и те же эмоции.
   Сославшись на высказывания одного из выдающихся деятелей театра второй половины ХХ века польского режиссёра Ежи Гротовского, докладчик подробно остановился на роли искусства в познании человеком смысла собственного существования.
    Предложив поразмышлять о том, как искусство соприкасается с прекрасным, Павел Руднев призвал на помощь З. Фрейда с его важной не только для психоаналитики, но и для искусствоведения статьей «Жуткое». Ещё в 1915 году Фрейд доказал, что в искусстве важны не только приятные ощущения, часть эстетического впечатления складывается из чего-то страшного, жуткого, неприятного. В искусстве ХХ века легко найти подтверждения мысли Фрейда. Взять, скажем, «Гернику» Пабло Пикассо или «Предчувствие гражданской войны» Сальвадора Дали… Если мы увидим такое в реальности, мы не скажем, что это прекрасно… Но картина, изображающая подобное явление, становится формой красоты. Художник нам показывает, что из внешнего мира он готов назвать прекрасным, и как бы раскрывает нам глаза на эти явления.
  Оскар Уайльд сказал, что британский художник Уильям Тёрнер научил лондонцев любить туман, поскольку Тёрнер на своих картинах так изображал сырой лондонский воздух, что этим нельзя было не восхищаться.
  Особое внимание Павел Руднев обратил на, если можно так выразиться, прикладную функцию искусства, в частности, использование театральных постановок с целью предотвращения конфликтов.
   – Мы знаем, – сказал он, – что в человеке рано или поздно накапливаются деструктивные инстинкты. Нас раздражают другие люди, нас раздражают бесконечные дисциплинарные ограничения, которые нам навязывает общество. Мы не можем вести себя так, как хочется.
   Но поскольку искусство – это игра, мы можем разыграть возможный конфликт и таким образом его предотвратить. Драматург напишет пьесу, ее поставят на сцене, и мы посмотрим, что может произойти, чем это может обернуться, если в реальности этот конфликт случится. А из того, что делают артисты на сцене, не выйдет ничего страшного.
    То же и в личной жизни. Лучший рецепт душевного спасения – это делать из своей жизни искусство. Вам плохо в реальности, превратите собственную жизнь в искусство!
   В общем, разговор был интересным. Гость говорил о взглядах на театр Владислава Ходасевича и о теоретике театра жестокости Антонене Арто, который сравнивал театр с Чумой, потому что Чума похожа на карнавал, напомнил о «поучительных» пьесах Брехта, который придерживался идеи Максима Горького, что искусство театра необходимо использовать для обучения пролетариата. Мысль Брехта была очень проста: если простой человек, к примеру, гамбургский докер, наденет костюм Гамлета, он и думать станет, как Гамлет… То есть театр сделает его более сложным организмом.
   А потом были вопросы. Один из первых – распространённый вопрос о том, как критик относится к современным трактовкам классики, искажающим замысел драматурга. На это Павел Руднев также ответил вопросом, в том смысле, что известен ли нам на самом деле авторский замысел, можем ли мы с уверенностью это утверждать? Хороший драматург, хороший режиссёр и хороший артист всегда покажут нам разные точки зрения на один и тот же объект, потому что ещё одна функция искусства – порождать сомнение, отказываться от однолинейности мышления. Для того, чтобы познать истину, нужно синтезировать разные точки зрения.
   Были и другие вопросы. Лично меня больше всего заинтересовали современные авторы пьес, имена которых не были мне известны.
   В заключение хочу сказать, что творческая лаборатория Neteatr затеяла благое дело, и, надеюсь, оно будет продолжено.

Фотографии предоставлены организаторами встречи.

Фотогалерея

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12