https://www.traditionrolex.com/12
https://www.traditionrolex.com/12
Дорожники работают на результат
№10 (266) октябрь 2022 2917 Экономика
В этом году отмечается 276 лет создания дорожной отрасли в России. Первой построенной по проекту была дорога от Санкт-Петербурга до Москвы. Строительство началось в 1722 году по повелению Петра I. Она является первым в стране инженерным дорожным сооружением. 1746 год – окончания строительства дороги – считается датой рождения дорожной отрасли. Указом Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 года № 556 «О дне работников дорожного хозяйства» установлен профессиональный праздник – День работников дорожного хозяйства, и он отмечается в третье воскресенье октября.
День работников дорожного хозяйства - это профессиональный праздник тех, кто строит автомагистрали и мосты, кто круглый год обеспечивает содержание и эксплуатацию сложного дорожного хозяйства, надежное и безопасное автомобильное сообщение между регионами страны. Дороги являются одним из наиболее важных элементов инфраструктуры государства. Без дорожной сети не могут быть реализованы статьи Конституции Российской Федерации, в которых гарантируются права на свободу передвижения граждан, на свободное перемещение товаров и услуг, единство экономического пространства.
В 2017 году на федеральном уровне был дан старт Государственной программе «Развитие транспортной системы», ставшей частью «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года», предусматривающей строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог в масштабе страны. Программа нашла в дальнейшем свое отражение в национальном проекте «Безопасные качественные дороги» и региональном проекте Смоленской области «Дорожная сеть». Весомым вкладом в искоренение исконной «русской беды» стал проект ОНФ «Народный фронт «За Россию!» «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог»
Напомню, что интерактивная «Карта убитых дорог» составляется по предложениям, заявлениям и обращениям граждан России, жителей регионов.
С начала Проекта на карту Смоленской области нанесено 683 участка общей протяженностью 272 км, собрано 57,5 тысяч голосов. Предложения поступают постоянно в он-лайн режиме. По состоянию на октябрь 2022 года, отремонтировано 170 дорог, и много работы еще впереди.
Статистика дорожных работ по национальному проекту «БКД» следующая:
2022 год – запланирован и осуществляется ремонт на 34 объектах автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (в том числе 23 – автомобильные дороги протяженностью 247,7 км. и 11 – искусственных дорожных сооружений на автомобильных дорогах), пяти улицах Смоленска, четырех мостах – в Смоленске, Починке , Рудне (2). Объем финансирования – 4,9 млрд. рублей.
2021 год - приведено в нормативное состояние 13 участков протяженностью 7,8 км. проезжей части в областном центре и 40 объектов протяженностью 249,1 км. областного значения. На эти цели выделено 3,4 млрд. рублей.
2020 год - отремонтировано более 160 км. дорожного полотна (в 2019 году – 120 км.), из них более 147 км. - объекты регионального значения, остальные относятся к улично-дорожной сети областного центра. Стоимость работ составила 2,8 млрд. рублей (в 2019 году – 1,8 млрд. руб.).
В целом в течение 2021-2024 годов на территории области намечено привести в нормативное состояние более 1,1 тыс. км. региональных трасс и почти 100 км. улично-дорожной сети областного центра.
Масштабы работ впечатляют. Жители города и области воочию ощущают грандиозные преобразования, связанные с улучшением и развитием дорожного хозяйства.
Приступая к строительству, смоленские дорожники исходят из природных условий и историко-культурных предпосылок развития региона.
Так, необходимо учитывать, что Смоленская область располагается в западной части Российской Федерации, в центре Восточно-Европейской равнины, на Смоленско-Московской возвышенности. На большей части территории преобладает преимущественно равнинный рельеф, отличающийся живописностью и удивительным разнообразием. Повсеместно распространены слабоволнистые и холмистые мореные (ледниковые) равнины, сильно расчлененные оврагами и речными долинами.
Смоленская возвышенность, с высотами до 319 метров над уровнем моря, сложена известняками, глинами, песчаниками, перекрытыми ледниковыми отложениями, а также доломитами и мергелями карбона.
Почвенный покров Смоленской области находится в подзоне дерново-подзолистых почв южной тайги. В составе почвообразующих пород, представленных четвертичными отложениями различного происхождения и состава, преобладают покровные суглинки, карбонатные лёссовидные суглинки, моренные отложения.
«Суглинка в мокредь не вспашешь, вязнет, а в сухмень не подымешь, слипается», - гласит крестьянская пословица, приводимая в словаре В. Даля.
Основные водные артерии, пополняющие естественные ресурсы подземных вод, принадлежат бассейнам Балтийского (система Западной Двины) и Черного (система Днепра) морей, в области протекает 1149 рек и насчитывается 150 крупных и мелких озер.
Умеренно-континентальный климат, характеризуется относительно теплым, влажным летом, умеренно-холодной зимой с устойчивым снежным покровом и четко выраженными переходными периодами. Многолетняя средняя продолжительность безморозного периода составляет 125 - 145 дней.
Погодные условия часто ограничивают продолжительность строительного сезона или требуют применения специальных способов производства работ, удорожающих и осложняющих их выполнение.
Кроме этого, снегопады и метели, резкие колебания температуры, образование снежного наката и гололедицы нередко прерывают движение транспортных средств.
Географическое положение Смоленщины во все времена предопределяло прохождение по её территории важных транзитных путей сообщения.
Вдоль русла Днепра пролегал наиболее сложный участок пути «из варяг в греки»: по Западной Двине через реки и озера Сертейка - Сапшо - Васильевка - Дряжня - Царевич – Вопь, далее - по Днепру.
Во времена Польско-Литовского княжества (XV век), была проложена гужевая дорога - «Смоленский тракт» или «Посольский тракт» - историческая дорога, соединявшая Московский Кремль и Смоленскую крепость. В начале XVI века тракт стал одним из главных торговых и дипломатических путей, связывавших Россию с Европой.
В 1481 году на Смоленщине впервые была введена должность ямского пристава, отвечающего за состояние почтовых станций и дорог. Зоны его ответственности - ямы - располагались на расстоянии 30-50 верст одна от другой. Таким образом, в Смоленске появились Ямская улица (с 1932 года - Свердлова) и Ямская слобода.
8 декабря 1722 года выходит Указ императора Петра I «О сборе денег для починки и строительства прешпективной дороги от С.-Петербурга до р. Волхов». Тракт проходил по болотистой местности и строился очень медленно. Чтобы ускорить работы, была создана Канцелярия перспективной дороги и было разработано Положение «К устроению дорог и мостов от Москвы до Санкт-Петербурга». В этом Положении отмечалось: «Производитель работ обязан строить дорогу с крайним радением, ища того, как бы в казне было безубыточно, а в проезде способнее и впредь прочно».
Построен «трактъ» был с заходом в Великий Новгород и открыт для движения по всей длине - 728 верст - в 1746 году при Елизавете Петровне – через 24 года после начала строительства.
Также в XVIII веке уже по проекту инженера Ивана Соловьёва была построена «Старая Смоленская дорога» (Смоленск – Дорогобуж - Вязьма - Зубцов), сооружены два плавучих моста через Днепр, стало возможным круглогодичное движение. Старая Смоленская дорога имела важное экономическое и военно–стратегическое значение.
В декабре 1846 года специальным указом Государь Император Николай I «Высочайше повелеть соизволил: шоссе, сооружаемое от Москвы чрез Малоярославец, Рославль и Бобруйск до Брест-Литовска, именовать Московско-Варшавским шоссе» («Старая Польская дорога» или «Варшавка»), в Советское время - трасса «Москва - Бобруйск», а ныне - автомобильная дорога федерального значения А-130.
В ознаменование окончания сооружения шоссе в 1850 году в Рославле на территории Спасо-Преображенского мужского монастыря была построена часовня-памятник, впоследствии достроенная и освящённая как церковь Александра Невского.
В 1852 году император Николай I издает Указ о сооружении Орловско – Брянского шоссе. В связи с последующим увеличением протяженности шоссе до Витебска, 2 апреля 1864 года Александр II выдает величайшее повеление о разделении тракта на 2 участка: Витебско-Смоленский – 124 и ½ верст и Смоленско – Орловский – 345 и ¾ верст.
К 1886 году в Смоленской губернии было открыто 11 почтовых трактов протяженностью 2817 верст, в начале XIX века формируется разветвленная сеть областных грунтовых дорог.
В 1907 году при Смоленской Губернской Земской управе создается Дорожно-технический отдел, который отныне ежегодно представляет «Отчет по ремонтному содержанию казенных шоссе». На тот момент в ведении Управы находилось 4 шоссе: Смоленско – Соловьевское, Витебско-Смоленское (две дистанции) и Московско-Варшавское общей протяженностью 296 верст (шоссе – фр. shaussee – дорога с твердым покрытием, тогда - щебеночным).
В 1914 году в России шоссейные дороги составляли 4%, мощеные – 2% (в Смоленске такие раритеты, спрятавшиеся среди низких домов и пышной листвы, еще можно встретить на улицах Красина (Энгельгардтовская), Войкова (Большая Воскресенская), Красный Ручей (Георгиевский Ручей), Фурманова (Георгиевская) и грунтовые – 94%.
В 30-е годы XX века с появлением автомобильного транспорта и ростом его численности обозначился новый этап в формировании дорожной сети. В начале сороковых с учётом новых требований к дорожному строительству была проложена крупнейшая магистраль области «Москва – Минск», во многом повторяющая маршрут «Смоленского тракта». В 60-е годы быстрое развитие экономики области, появление новых более совершенных технологий строительства позволили создать относительно густую сеть дорог с твёрдым покрытием. Основу составили направления «Смоленск-Демидов-Велиж», «Демидов-Рудня», «Демидов-Пржевальское».
Вообще на эти годы приходится пик дорожного строительства в СССР, в 1962 году вводится в эксплуатацию МКАД, протяжённостью 109 километров.
С 1963 года Управление шоссейных дорог (Упршосдор) «Москва – Бобруйск» (созданное в 1958 году), дислоцируется в Рославле.
В период 1965 - 1973 годов ведется масштабный ремонт автодорог «Москва-Бобруйск» и «Орел-Витебск».
В 1971 году решением исполнительного комитета Смоленского областного Совета трудящихся № 218 при облисполкоме было организовано хозрасчетное производственное управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
Этот рубеж можно считать началом искоренения бездорожья на Смоленщине.
На сегодня основу транспортного каркаса Смоленской области составляет международный транспортный коридор РЕ-2 (в границах области - 440 км. федеральной автомобильной дороги М-1 «Москва-Минск»). Протяженность автомобильных дорог общего пользования – более 24,5 тысяч км. В составе дорожной сети 338 мостов и путепроводов протяженностью 17,3 км., 200 км. ограждений, более 1500 автобусных остановок, 19 тысяч дорожных знаков и указателей.
Национальные проекты «БКД», «Комфортная городская среда», «Экология» актуализировали экологическую и инновационную повестку в дорожном строительстве.
Огромные объемы работ в твердо установленные сроки с соблюдением высокого качества требуют от смоленских дорожников применения современных технологий и организации производства. Изучаются, тестируются и постепенно внедряются на территории Смоленского региона такие технологии, как технология холодного ресайклинга, методика объемно-функционального проектирования асфальтобетонных смесей, устройство тонких слоев износа, использование геосинтетических материалов, применение щебеночно-мастичного асфальтобетона и др.
Напомним, что в рамках реализации национального проекта «БКД» создан «Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения». Одной из целей создания Реестра является обеспечение увеличения таких технологий и решений при осуществлении дорожной деятельности, целевой показатель - «Доля контрактов на осуществление дорожной деятельности с применением новых и наилучших технологий и материалов, включенных в Реестр», который к 2024 году должен составить 80% от общего числа контрактов. На сегодня этот показатель в масштабе страны вырос до 40% с нулевой отметки в 2017 году.
Быстрое увеличение автомобильного парка страны привело к значительному росту интенсивности движения на автомобильных дорогах; повысился технический уровень автомобилей и в результате значительно возросли скорости движения. Следствием этого стало резкое увеличение загрязнения природной среды в местах прокладки автомобильных дорог. Атмосферный воздух загрязняется выбросами токсичных веществ (угарного газа, окислов азота, серы, углеводородов, сажи), содержащихся в отработанных газах автомобилей и пылью, являющейся продуктом износа дорожных покрытий и автомобильных шин. Уровень транспортного шума на дорогах значительно превышает предельно допустимый.
Поэтому решение эколого-автотранспортных проблем встает перед нами сегодня во всей своей многоаспектности – нормативно-правовой, морально-этической и технико-технологической.
Конечно же, в праздник мы чествуем трудовые подвиги и достижения известных смоленских строителей, посвятивших свою жизнь дорожному делу и внесшим весомый вклад в развитие области и нашей Великой Родины. Назову дорожников, являющихся гордостью Смоленщины.
Дерябин Б.А. - Герой Социалистического Труда, машинист автоскрепера Вяземского дорожно-строительного управления, Митин И.А. - фронтовик, заведующий районным дорожным отделом, главный инженер ДСУ, начальник ДСУ и Вяземского ДРСУ, Ивашкин В.Л. – начальник Рославльского ДРСУ, «Заслуженный строитель РСФСР», Попов С.С. - начальник ДРСУ-3, кандидат технических наук, кавалер ордена «Знак Почета», «Заслуженный строитель Российской Федерации», Яшкевич Э.И. - заместитель начальника Государственного учреждения – Управление автомобильных дорог «Смоленскавтодор», Почетный дорожник России, Бухтеева К.И. - главный инженер дирекции строящихся дорог управления «Смоленскавтодор», Епанчинцев А.И – начальник Смоленского ДРСУ, Марковский Е.И. - руководитель Управления шоссейных дорог «Москва – Бобруйск».
Мы благодарим всех работников дорожной отрасли – механиков и техников, экскаваторщиков и бульдозеристов, машинистов асфальтоукладчиков, грейдеров, катков и другой сложной техники, операторов и рабочих АБЗ, специалистов лабораторий, водителей большегрузных самосвалов, тралов и машин КДМ, диспетчеров, кладовщиков, бухгалтеров и экономистов, ИТР, весь многочисленный отряд дорожников Смоленщины.
Впереди – большая работа. Смоленские дорожники осознают масштаб задач, готовы выполнить свои профессиональные обязанности лучшим образом и откликнуться на предложения жителей региона с целью улучшения облика нашего древнего и всегда молодого любимого города-героя Смоленска и всей Смоленщины на благо развития и процветания России.
Автор: Николай Васильевич Яров
председатель Региональной Ассоциации Дорожников "РАД"
Фотогалерея
https://www.traditionrolex.com/12
https://www.traditionrolex.com/12
Журнал Смоленск
Интернет-портал областного журнала "Смоленск" об общественно-политической, экономической и культурной жизни региона.
Возрастная категория сайта: 16+
© 2006-2024
«Журнал Смоленск» Главный редактор ежемесячного журнала Владимир
Коренев.
Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование
возможно только при условии гиперссылки на сайт www.journalsmolensk.ru.
Администрация сайта journalsmolensk.ru не несет ответственности за содержание комментариев.
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев