Не стреляйте в белых лебедей!

В репертуарной афише Смоленского театра кукол им. Д.Н. Светильникова появился новый спектакль для подростков — «Дикие лебеди» по мотивам одноимённой андерсеновской сказки.     

     Датский писатель Ганс Христиан Андерсен не писал сказок для детей. Более того, мемуаристы утверждают, что знаменитый сказочник страшно сердился, когда его называли детским писателем. Тем не менее, многие его сказки: «Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Голый король», «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Снежная королева», «Свинопас» и другие, адресованные взрослым читателям, понятны и интересны детям. Загадки здесь никакой нет. В этих сказках такие качества, как верность и благородство, умение любить, всегда одерживают верх над завистью, коварством и корыстолюбием. Дети ведь обладают большой чуткостью и понимают, что, как написал другой известный сказочник, никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым...

     Героини спектакля «Дикие лебеди» Регана (засл. арт. России Татьяна Ковалёва) и Моргана (арт. Ирина Мезенева) - сёстры. Казалось бы, они должны любить и заботиться друг о друге. В действительности же Регана не может примириться с тем, что у сестры любящий муж-король (арт. Андрей Данилов) и чудесные дети: дочь Элиза (Анастасия Котаева) и пятеро сыновей-принцев. Братьев играют артисты Роман Арсеньев, Андрей Данилов, Екатерина Рейфман, Светлана Полякова и Ирина Мезенева.
Завистливая и коварная Регана задумывает погубить сестру и самой стать королевой. И ей довольно легко удаётся это осуществить. Ведь Моргана любит сестру и абсолютно ей доверяет. А безутешный король, не зная, кто «организовал» смерть его любимой жены, верит, что только Регана сможет заменить мать его детям.
     Остроумно и выразительно решены эпизоды, в которых главным действующим лицом является толпа. Режиссёру Павлу Акинину удалось ярко подчеркнуть зависимость общественного мнения от пропаганды, точнее даже, — от специально запущенных, как сейчас говорят, фейков. Вот глашатай объявляет очередную новость, ошеломлённые горожане ещё даже не успели начать обсуждать её, как появляется всезнающая старушка — на самом деле, переодетая в старушку злая королева, — и толпа слушает её, раскрыв рот. И чем более невероятные обвинения обрушивает она на голову Элизы, тем охотнее возмущается и поддакивает толпа.
     У Андерсена в сказке «Дикие лебеди» у Элизы одиннадцать братьев. Воспроизвести в сценической интерпретации такое количество лебедей, конечно, трудно. Поэтому режиссёр ограничивается пятью юными принцами. Столько же рубашек из жгучей крапивы для разрушения злых чар и освобождения братьев должна сплести Элиза. Иначе принцы навсегда останутся прекрасными птицами.
     Спектакль «Дикие лебеди», постановка которого осуществлена при поддержке федерального проекта «Культура малой Родины» партии «Единая Россия», оформлен в средневековом готическом стиле (художник — Анастасия Тельпуховская). Серо-голубая с фиолетовым цветовая гамма с её завораживающей холодностью, величественные, вытянутые вверх крыши, высокие головные уборы, металлические доспехи и маски с изображением устрашающих мифических персонажей. Собственно, по жанру спектакль так и называется — готическая сказка. Музыка также стилизована в духе Средневековья (композитор — Андрей Занога).
    Тема Средневековья, разумеется, в спектакле акцентируется не случайно. Как говорится в сказке, пока Элиза не сплетёт последнюю рубашку, она не должна произнести ни одного слова, иначе все её усилия пропадут даром.
     Жених Элизы - король соседней страны - с трудом узнал свою невесту в странной немой девушке с обожженными крапивой руками, которую нашли охотники в лесу. Поначалу король проявляет терпение и приказывает всячески её оберегать и не трогать её рукоделие и пучки крапивы. Он надеется, что Элиза скоро оценит его доброту и заговорит. Но когда епископ в качестве доказательства приводит ночные отлучки девушки на кладбище, где она пополняет свои запасы крапивы, король тоже начинает верить, что бывшая его невеста не иначе как ведьма.
     Элизу бросают в темницу и приговаривают к сожжению - так в Средние века расправлялись с женщинами, которых подозревали в колдовстве или просто которые кому-то показались не такими, как все.
     Роль Элизы в спектакле исполняет молодая актриса Анастасия Котаева, недавняя выпускница Ярославского театрального института. Анастасия работает в Смоленском театре кукол первый сезон, и это её первая главная роль. Как всегда хороши и узнаваемы актёры Ирина Мезенева, Светлана Полякова, Екатерина Рейфман, Роман Арсеньев, Андрей Данилов. Все они в спектакле исполняют по несколько ролей.

Возрастная категория 12+.
Фотографии предоставлены театром.



Фотогалерея

Добавить комментарий