ПРЕОДОЛЕНИЕ АМАНА ТУЛЕЕВА

В 90-е годы мне посчастливилось познакомиться с этим известным человеком. Я в качестве помощника мэра Смоленска регулярно выезжал на заседания Союза российских городов – организации, которую патронировало Министерство национальностей Российской Федерации. Перед нами стояла задача – разработать законопроект по местному самоуправлению. Большинство представителей областных центров ратовали за обеспечение прочной финансовой основы муниципалитетов, за хозяйственную независимость глав городских администраций от региональной власти. Но председатель Кемеровского областного Совета  Аман Тулеев не разделял эту позицию: мол, субъекты федерации потеряют львиную долю доходов, а слабое местное самоуправление, не обеспеченное кадрами, развитыми муниципальными предприятиями, попросту «проест» деньги и не в состоянии будет воспользоваться нежданно-негаданно свалившейся «манной небесной», достичь комфортных условий для жителей.
Помню, у нас были жаркие споры. Но итог, полагаю, не удовлетворил никого: целая глава Конституции России попросту не действовала, потому что местное самоуправление так и не состоялось фактически, не стало независимым, прежде всего по бюджетному наполнению.

Об Амане Гумировиче сложилось впечатление как об умном, глубоком, эмоциональном политике, который в спорах был неуступчивым, жестко отстаивал свою точку зрения, но при этом уважал собеседников и не допускал проявлений раздражения или злобы.

С тех пор я внимательно следил за его карьерой,  голосовал за него на президентских выборах. Увы, высшим должностным лицом страны Тулеев не стал, но в народе завоевал популярность.

И вот получаю по почте  автобиографическую повесть «Преодоление» с дарственной подписью автора. Очень меня обрадовало такое внимание от человека, с которым общался около трех десятков лет назад. Признаться, я никогда не гнался за автографами. А тут невольно в мозгу возникла параллель: дарственные надписи оставлял мне на своих книгах Иван Ефимович Клименко, почти два десятка лет возглавлявший Смоленскую областную партийную организацию. Его кумиром был Павка Корчагин, герой повести Николая Островского «Как закалялась сталь». Так вот – прочитав «Преодоление», я увидел в Тулееве именно настоящего борца за народное счастье – только нашего времени. И еще задумался о том, что пока есть такие самоотверженные, талантливые руководители, как Аман Гумирович Тулеев, Россия непобедима!

Прежде всего, скажу читателям, что в паспорте будущего политика записаны были такие инициалы: Амангельды Молдагазыевич. Его мама смотрела в кинотеатре фильм «Амангельды», и во время сеанса начались схватки. Решила назвать сына этим именем, которое означает «чтобы вернулся здоровым, невредимым, благополучным». Отчим, которого мальчик называл вторым отцом, позже предлагал взять его фамилию – Власов и отчество - Иннокентиевич. Но юноша решил остаться верным своим корням казаха по отцу и татарина наполовину с башкиром по материнской линии. На отношения в семье отчима это решение никак не повлияло: «Из родных стен нужно выходить с прочным запасом любви и тепла. И мне, благодарение Создателю, до сих пор тепло даже от одних этих воспоминаний». А чтобы люди не затруднялись в произношении имени и отчества, мама предложила сыну называться Аманом Гумировичем: «Был хороший человек в нашем роду».

После окончания с отличием Тихорецкого техникума железнодорожного транспорта в октябре 1964 года Аман отказался от заманчивых предложений работать в Ставропольском крае или в Адлере и выбрал Сибирь. Так он оказался дежурным по станции Мундыбаш. Что это за должность, я знаю, наверное, лучше многих. Мой отец 40 лет отработал дежурным инженером на СмолТЭЦ-1. Это командир смены, тот, кто единолично отдает распоряжения персоналу и несет полную ответственность за работу станции в энергетике. Такой же порядок и на железной дороге. Молодой специалист формировал железнодорожные составы, проводил маневровые работы. Словом, отвечал за всю организацию движения поездов. Сложность состояла в том, что путей было в 2-3 раза меньше, чем составов. Мундыбаш можно сравнить с горлышком бутылки – узкое место путевого хозяйства. В любое время дня и ночи на подходах к станции скапливалось огромное количество составов. Как шахматист, Тулеев просчитывал в голове массу вариантов, крутил их, словно кубик Рубика.

Та школа стала фундаментом будущих трудовых успехов. Аман отслужил в армии, где дослужился до старшины и являлся комсоргом батальона. Его даже не желали отпускать вместе со всем призывом, предлагали дождаться отчетно-выборной конференции. И лишь вызов от железнодорожников позволил демобилизоваться.

В 29 лет Аман Тулеев получил назначение на должность начальника станции Междуреченск. Эта станция являлась своеобразным железнодорожным «переходником»  между Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской железными дорогами. По одной поезда шли на тяге постоянного тока в три тысячи вольт, а вторая работала на переменном токе в 27 тысяч вольт. Менялись локомотивы. А это лишние нервы, лишнее дергание. Пришлось также осуществлять модернизацию. Самая мощная в мире станция «Распадская» как раз вошла в строй. По многокилометровым подземным транспортерным лентам уголь шел не на склад, а в бункер емкостью около 25 тысяч кубометров. А под бункером наготове вагоны. Если бункер заполнится, а вагонов нет, шахта останавливается. При повторном запуске производства рвется перегруженная углем транспортерная лента. Такого допустить ни в коем случае нельзя. А с вагонами всегда была напряженка. Зачастую к решению проблемы подключался даже министр союзного правительства.

В книге автор подробно рассказал о своей работе на железной дороге. Приводил яркие примеры. Вот один из них: во время наводнения наступила угроза обрушения моста. Единственным выходом Аман Гумирович видел установку на мосту железнодорожного состава, чтобы по 20 вагонов находились на берегах, а остальные на мосту. Машинист потребовал дать письменный приказ, а начальнику станции велел идти впереди состава, чтобы проверять, не смыла ли вода рельсы. Видимость чуть ли не нулевая, вода до колен. Как отметил в книге Аман Тулеев, в такой ситуации самый убежденный безбожник верующим станет. При таком разгуле стихии человек ощущает себя пылинкой.

В 1978 году Тулеева перевели на должность заместителя начальника Новокузнецкого отделения Кемеровской железной дороги. Это, как отметил автор «Преодоления», равносильно тому, как если бы в армии лейтенант сразу стал полковником. Спустя 10 лет Амана Тулеева назначили начальником Кемеровской железной дороги. Используя терминологию автора книги, он стал железнодорожным  генералом.

Время было горячее. Горбачевская перестройка принесла массу проблем. В книге автор приводит слова Цзян Цземина, который сменил на посту руководителя Китая Дэн Сяопина. Тот в 1990 году заявил, что главная проблема Советского Союза в том, что Горбачев оказался предателем (в отношении идеологических принципов и целей социализма), как и Лев Троцкий.

О Китае, кстати, автор книги рассказывает много познавательного. Например, отмечает, что 30-40 лет назад в КНР богатой считалась семья, обладавшая тремя «драгоценностями»: ручными часами, велосипедом и швейной машинкой. А если у тебя был простейший ламповый радиоприемник советского производства или фотоаппарат, ты вообще был «крутым», счастливчиком. В то время китайцы при встрече приветствовали друг друга вопросом: «Ты поел?». О сегодняшнем Китае читатели, полагаю, хорошо осведомлены. Помню, как во Флориде в начале 2000-х  я зашел в универмаг. Так там продавались исключительно китайские товары – ни одного американского. А Тулеев в своей книге приводит другие, еще более яркие примеры, показывающие, чего добился трудолюбивый китайский народ благодаря мудрой политике своего руководства.

У нас же перестройка привела к пустым полкам магазинов и нарастанию недовольства людей. 10 июля 1989 года после ночной смены в мойках междуреченской шахты имени Шевякова не оказалось мыла. Люди пришли в ярость: начальство нам куска мыла дать не может, держит нас за скот. Вышли на площадь перед горкомом партии. На следующий день, во вторник, бастовал уже весь Междуреченск. К концу недели «загорелся» весь Кузбасс. Поддержали Донбасс, Воркута, Караганда, Ростов.

Вспоминая о тех событиях, Аман Тулеев привел пример с броненосцем «Потемкин», на котором в 1905 году вспыхнуло восстание матросов. Обед для них сварили из испорченного мяса. Последствиями того восстания стали революция за революцией. Вот и революционная ситуация в России 1989 – 1991 годов во многом сложилась, по мнению Тулеева, из-за того, что правление Горбачева не оставляло ничего, кроме мишуры блескучих фраз.

Правительство вынуждено было увеличить районный коэффициент вдвое – с 15 до 30 процентов. Как временная мера это успокоило людей.

В 1990 году проходили выборы в Верховный Совет РСФСР и в областной Совет. Аман Тулеев решил участвовать и в тех, и в других. И победил в обоих случаях! Так железнодорожный генерал стал рядовым депутатом.

Рассказывая о конкретных вехах своей биографии, автор «Преодоления» анализирует события всей страны, рассуждает на актуальные темы и дает свое видение по различным проблемам. Например, предлагал Тулеев Ельцину сохранить советскую систему молодежной политики – к его голосу не прислушались, и в итоге мы не имеем сегодня никакой молодежной политики, а потом удивляемся, откуда появляются «навальнята».

В августе 1990 года Ельцин впервые прилетел в Кузбасс. Не буду пересказывать, как он «искупался» в водоеме, как перепили охранники. Обо всем подробно описано в книге. Скажу, что на выборах Президента России в 1991 году Ельцин получил в Кузбассе только 37 процентов голосов против 43 у Тулеева.

В книге подробно описываются события, связанные с ГКЧП, перипетии Съездов народных депутатов, расстрела Белого Дома.

12 декабря Аман Тулеев получил на выборах в Совет Федерации 865 тысяч голосов – больше, чем все остальные кандидаты вместе взятые. 27 марта 1994 года в 27 округах областного Совета из 30 победили кандидаты блока Тулеева, а сам Аман Гумирович набрал 90 процентов голосов. В конце 1995 года на выборах в Государственную Думу РФ Тулеев шел в первой тройке КПРФ. Блок получил в Кузбассе 63 процента голосов, тогда как оппонент Тулеева – назначенный Ельциным главой областной администрации Кисляк сумел принести блоку «Наш дом – Россия!» только 3,2 процента голосов кузбассовцев.

Но Тулеева не прельщали московское жилье, денежная обеспеченность депутатов Госдумы, спокойная жизнь без нервотрепки и социальных потрясений. Он остался в Кузбассе. В 1996 году вновь баллотировался в Президенты России, мотался по стране, снял свою кандидатуру по первоначальной договоренности в пользу Зюганова. Но каково же было разочарование Амана Гумировича, когда в самый ответственный финальный момент при борьбе за каждый процент Зюганов перестал отвечать на звонки. Потом выяснилось, что он преспокойно загорал на сочинском пляже.

В книге подробно рассказывается о борьбе с криминалом и коррупцией. У руля власти в городах Кузбасса в 90-е годы стояли руководители с криминальным прошлым. Практически все крупные предприятия были захвачены бандитами. А в Совете директоров Кемеровского кондитерского комбината даже заседал самый настоящий «вор в законе». Противостояние с бандитами чуть не закончилось покушением на Тулеева. Среди организаторов оказался даже известный биатлонист.

Личного мужества, чрезвычайных мер потребовала от Тулеева забастовка, апогеем которой стало перекрытие Транссиба. Губернатор был вынужден объявить в крае чрезвычайное положение. Под охрану взяли водозаборы, электростанции, опасные производства. Прибывший в регион вице-премьер Сысоев даже подписал протокол собрания с бастующими, в котором оказалось требование об отставке Ельцина. Потом эту бумагу «затерли» в кремлевских кабинетах. 25 мая 1998 года после 11-дневной остановки поезда пошли по Транссибу. Но обещанные правительством деньги так и не пришли в регион. 3 июля Транссиб вновь был перекрыт. Тулеев убеждал людей, что нынешнее противостояние – это тупик для обеих сторон. Нельзя разрушать остатки экономики. Опять прибыл вице-премьер Сысоев. Привез причитающиеся по майскому протоколу деньги – задолженность шахтерам, дотации бюджетникам, кое-какую помощь пенсионерам. 19 июля по Транссибу, главному ходу нашей страны, снова пошли поезда. В общей сложности Кузбасс держал страну за горло почти полтора месяца. «Рельсовые войны» не прошли даром ни для властей, ни для рабочих. Вскоре в стране произошел дефолт. В правительстве Примакова вняли голосу Тулеева: вышло в свет постановление, в котором властям Кемеровской области отныне вменялось в обязанность контролировать финансовые потоки угледобывающих предприятий, соблюдать права работающих. Только немногие оценили тогда, по мнению Амана Гумировича, значение этого документа. Он стал первой фактической победой на пути к возрождению угольной отрасли.

О многих других вехах трудового пути Амана Тулеева хотелось бы рассказать в этой статье. Меня также очень впечатлили страницы, на которых автор рассуждал о том, как победить коррупцию, почему он шел на выборы, как подбирал кадры, давал яркую характеристику чиновничеству, тем людям, которые его окружали. Но лучше, на мой взгляд, оставить кое-что и читателям. Надеюсь, прочитают эту не просто познавательную, а глубокую по содержанию и анализу новейшей истории страны книгу. Надеюсь, она появится в библиотечной сети Смоленской области – рассчитываю на то, что власти выделят средства для закупки у издателей партии тиража. Со своей стороны готов выступить бескорыстным посредником.

Еще отмечу, что «Преодоление» - одна из немногих книг, снабженная QR-кодом. Он считывается с помощью мобильного приложения. Программа-распознаватель запускает приложение. На штрих-коде кодируется информация из книги и различных газетных публикаций о деятельности А.Г. Тулеева. И эта информация появляется на экране мобильного телефона. http://cloud.mail.ru/stock/jfomrxeDk1qfWDqHYrb1BHeQ

А завершая эту статью, выскажу надежду, что к темам, освещавшимся в книге Амана Тулеева, мы еще вернемся. Очень многие рассуждения автора актуальны сегодня, как никогда.  

Фотогалерея