Тихая поэзия рисунка

С ней мы побеседовали накануне торжественного открытия ее персональной выставки.

- Выставка для художника – это ответственный экзамен, особенно, если это персональная выставка, - сказала моя собеседница. - Так сложилось, что на нынешней персональной выставке представлен сельский пейзаж.

Работала я в прошлом году достаточно активно. Была проблема выбора: что взять на выставку, а что не взять. Всегда хочется показать себя с хорошей стороны. Поэтому представлены, на мой взгляд, наиболее удачные работы. Назвала я нынешнюю подборку «Пасторальные истории».

Это у меня третья персональная выставка. А еще у меня была совместная с Аленой Дроздовой выставка «Два взгляда».

- Чем эта выставка отличается от трех предыдущих?

- Здесь преобладают деревенские мотивы. Еще у меня раньше много картин исполнялось в технике монотипии. Но ею я в последнее время не занималась, свежих работ в монотипии нет, а старые я представлять не пожелала. Считаю, что на персональной выставке должны преобладать новые работы. Художник должен показать то, над чем он работал в последнее время.

- Мне понравилась картина, на которой изображена весьма колоритная яблоня. Останавливается взгляд также на сельском пейзаже с колотыми дровами на переднем плане. Словно вдыхаешь свежий воздух деревни, ощущаешь ее красоту и дородность.

- Эти картины, на которые Вы обратили внимание, рисовались с натуры. Я люблю природу, люблю ее наблюдать, фотографировать и рисовать. Когда приезжаешь в деревню, ходишь, смотришь, наблюдаешь, видишь какой-то мотив. И я тут же начинаю рисовать. Правда, порой это происходит не сразу: один раз приехала, второй, а на третий раз взялась рисовать. Все идет от души. Картины рождаются от впечатлений, от ощущений, которые дарит тебе природа. Это совсем иное, чем, скажем, учеба, когда просто садишься и решаешь задачу по математике, потому что получил домашнее задание.

Природа интересна мне во всей многоликости. Художник всегда выбирает тот уголок, который его привлек, «зацепил». Порой проходишь мимо раз десять, и вдруг озарение: как же я это раньше не увидел?! Это же можно нарисовать! Сюжеты иногда рождаются случайно, иногда их специально ищешь или выбираешь.

С пастелью я работала еще студенткой. А когда преподавала в школе искусств, приблизилась к гуаши. Потому что у детей это основные краски. У художника-графика обычно много различных техник.

Обычно я делаю эскизы. У меня есть альбом для них. И чаще всего эти эскизы становятся самостоятельными работами. Когда рисую с натуры, беру лист картона и сразу делаю на чистовую. У меня же пастель – графический рисунок.

- Татьяна, ты по-прежнему работаешь в СмолГУ?

- Да, сотрудником на художественно-графическом факультете. У меня нет преподавательской нагрузки, кроме летнего пленэра студентов. Мы ходим по городу, выбираем городские мотивы. Мне нравятся маленькие улочки и дворы в центре города. Кое-где сохранился частный сектор, там растет сирень, много старых деревьев. А студенты поначалу особо не задумываются, что выбирать. На первых порах пленэр для них – весьма трудное занятие. Одно дело в аудитории, когда дана установка: перенести на бумагу стоящий в аудитории предмет, натюрморт. А на пленэре масса вариантов: окидываешь взглядом местность и выбираешь объект для рисования.

- А тебе в творчестве помогает преподавательская работа?

- У заинтересованных ребят иногда учусь чему-нибудь. Конечно, у начинающих художников еще мало опыта, «хромает» техника, не набит, как говорят, глаз. Но больше учишься на ошибках студентов.

Наблюдательность приходит с годами. По памяти сложнее рисовать, но иногда и такое случается. Скажем, обратила внимание на какой-то интерьер, и его переношу по памяти на другой объект.  

- Традиционный вопрос о планах на будущее.

- Совершенствоваться в различных техниках графики. Сейчас имеется невероятно большое количество различных маркеров и цветных карандашей. Были бы деньги – все можно купить! Не то, что во время моей учебы в институте, когда мы специально ездили в Москву, чтобы более-менее приличные карандаши приобрести. Материалы для работы – весьма дорогое удовольствие. Живопись еще дороже: там холсты, масляные краски.

- Муж, наверное, материально поддерживает?

- Естественно. Ему нравится, что и как я рисую.

- Но ведь много времени уходит на творчество. Семья от этого не страдает?

- Я стараюсь, чтобы моя семья не была обделена вниманием и временем. Есть художники, которые постоянно ездят на пленэры и почти не бывают дома. А я достаточно домашний человек. Зачастую творческая работа ведется, так сказать, на домашней территории. Приезжаем в деревню, муж занимается хозяйственными делами, огородом, а я рисую.

На персональной выставке Татьяны Резник царила камерная обстановка. Звучала музыка, участники презентации говорили от души. Мне запомнились слова ведущей:

- Автор умеет увидеть простоту в неброской русской природе. Чувствуется женская рука в четкости линий, глубине пространства. Умеет художник перенести на картон тончайшие настроения природы.

А заслуженный художник России Нина Ипполитовна Агеева отметила:

- У нее в хорошем смысле тихие работы, интимные. Она не кричит, иногда шепчет. Ее рисунки надо обязательно рассматривать близко. Это не рекламные работы. Может, с этим связан выбор техники рисования. Работы мастера высоко оценивает внимательный зритель – тот, для кого важны детали, образы.

А еще выступавшие на презентации выставки Татьяны Резник единодушно говорили о том, что картины принесли им позитивный заряд энергии, порадовали душу. Наверное, потому, что написаны они душой, сердцем.

Фотогалерея

Добавить комментарий