https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Людмила Пономарёва. Живопись. Театр

Театральный художник, живописец и график, художник-постановщик Смоленского Камерного театра, Людмила Александровна Пономарёва является выпускницей двух вузов: Витебского технологического института легкой промышленности, который она окончила в 1983 году по специальности «Художественное оформление и моделирование изделий текстильной и лёгкой промышленности», и Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии им. Н. Черкасова (ныне это Российский институт сценических искусств), специальность «Театральная техника оформления спектакля», год окончания — 1991-й.

В живописи Людмила Пономарёва считает себя последователем классического русского авангарда. Является членом Санкт-Петербургского творческого союза художников при Международной федерации художников (IFA). Во время учёбы в Ленинграде она занималась в мастерской Геннадия Зубкова, который, в свою очередь, является учеником Владимира Стерлигова — лидера группы художников 60-х годов прошлого столетия, искавших пути выхода за рамки официального советского искусства.

Первая персональная выставка Людмилы Пономарёвой «Сегодня и вчера» состоялась в 2005 году в Санкт-Петербурге в Выставочном зале упомянутой Международной федерации художников. В  Смоленске с 2006 года и до сегодняшнего момента прошли ещё четыре её выставки. Последняя по времени — «Театрально-живописные фантазии»  — экспонировалась в областном  Доме художника. Несколько её живописных работ были представлены в Доме молодёжи в рамках отмечавшегося в нашем городе 100-летия УНОВИСа, что расшифровывается как  «Утвердители нового искусства»  — авангардного художественного объединения, созданного К. С. Малевичем в 1919 году в Витебске. 

В альбоме-каталоге «Живопись. Театр» едва ли не впервые в серьёзном объёме представлена деятельность Пономарёвой как театрального художника, прежде всего как художника-постановщика Смоленского Камерного театра, где она работает уже более пятнадцати лет. Оформленные ею спектакли Камерного не однажды были удостоены наград на международных и региональных театральных форумах.

Сценография Людмилы Пономарёвой символична и функциональна. Так, в оформлении спектакля «Шинель», получившего награды на фестивалях «Долгопрудненская осень-2016» и «Смоленский ковчег-2018»,  художник-постановщик концентрирует внимание на запоминающихся деталях. Зелёные мундиры чиновников выдержаны в стиле эпохи, исторически конкретны. Костюм главного героя Акакия Акакиевича Башмачкина от форменной одежды остальных служащих департамента отличается цветом. Он выглядит старым и потёртым. Ледяным и угрожающим благодаря сценографическому решению представляется и главный гоголевский персонаж – Петербург.

        Раздел «Театр» в альбоме предваряют отзывы режиссёров. Это Елена Янышева, в соавторстве с которой Людмила Пономарёва поставила более пятнадцати спектаклей. Причём, не только в Смоленском Камерном, но и других театрах страны. И Бари Салимов. С ним  Людмила Пономарёва встретилась сравнительно недавно, в 2019 году, в работе над спектаклем «NeoДачники» по пьесе М. Горького «Дачники».

В своём отзыве Елена Янышева  отмечает  характерные для Пономарёвой-художника нестандартный подход, смелость решений и в то же время чёткость и точность в разработке деталей. Бари Салимов обращает внимание на присущие ей эмоциональность, тонкое восприятие, стремление к изяществу. «Мы работали над пьесой, действие которой проистекает в начале XX века, – рассказывает режиссёр. –  Интеллигентный подход Людмилы к материалу, поиск нежной интонации в сценографии обеспечили абсолютное попадание в замысел спектакля». 

        Кроме эскизов костюмов и декораций к осуществленным постановкам, а также фотографий, на которых запечатлены сцены из спектаклей,  альбом предоставляет возможность познакомиться с театральными фантазиями сценографа – серией набросков, сделанных  к возможному в будущем спектаклю о поиске человеком смысла жизни. Спектаклю, судя по эскизам, скорее пластическому, может быть, даже бессюжетному. Серия называется «Импровизация на русскую тему».

        Слово «Импровизация» для творчества художника Пономарёвой, безусловно, является ключевым. Точнее про неё не скажешь. К примеру, её пейзаж под названием «Тени на крышах» (2007) рождается из кажущегося бессвязным чисто ассоциативного нагромождения разной величины и очертания цветовых пятен  – голубовато-серых, белых, охряных, коричневых. Похожая цветовая гамма используется и в картине «Просветы» (2008), только там больше белого. А в натюрморте «Ночной букет», написание которого, по словам автора, связано с романтической историей и действительно ночью подаренном букетом белых роз, серо-зелено-коричневые пятна сгруппированы с белыми, на которых виднеются редкие вкрапления оранжевого.

        В таких же примерно тонах написана и «Печка» (2012). Очертания большой деревенской печи здесь также скорее угадываются, чем явственно прорисованы. Но все же картина заметно более графична, как графичен и натюрморт «Чаша» (1992).

        «Живопись Людмилы Пономарёвой, — пишет  петербургский искусствовед  Константин Лизунов, —  не декларирует, не символизирует, не призывает. Её искусство — скорее интимное свидетельство,  след пережитого состояния пространства, когда среда подсказывает художнику сочетание форм. Так бывает в моменты припоминания об  увиденном,  когда наша память оставляет нам не столько «достоверность картинки», сколько ускользающее чувство открытия пластических связей, их необычности, изменчивости. Только мастеру, готовому к подобным открытиям, с глазом и опытом, удается  передавать такие грани видения.

     Как это получается, предполагаю, она и сама не скажет. Талант и традиция, спонтанность и  навык, возможно, – характер, эмоциональный и сильный. Возможно, – свойственная театральному художнику «процессуальность»  мышления. Несомненно, и ленинградская – петербургская  «органическая живописная культура»  внесла значительный вклад в эту живопись. Впрочем, Л. Пономарёву нельзя назвать адептом конкретной школы. В нужное время, в период творческого становления, наследие  В.В. Стерлигова обозначило для неё путь к живописным ценностям, наработанным трудом многих, еще в начале XX века. Сегодня цветок расцвёл, и у него свое, личное место в большой традиции».

        Остаётся добавить, что выпуск альбома-каталога «Людмила Пономарёва. Живопись. Театр»  удалось осуществить благодаря субсидии администрации Смоленской области на творческие проекты, предоставленной региональному отделению Союза театральных деятелей России в 2020 году.

На снимках: Л.А. Пономарёва,. «Чаша» (1992) Бумага, гуашь, «Весна» (2014) Бумага, смешанная техника, «Зима» (2015) Бумага, акварель, белила, Смоленский Камерный театр, Декорация к сказке «Шишок», сцена из спектакля «Шишок» (режиссёр Р. Родницкий), сцена из спектакля «Шинель» (режиссёр А. Иванова), сцена из спектакля «NeoДачники» (режиссёр Б. Салимов).

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12