Шахматы притягивают всерьез и надолго

Сначала несколько слов о сегодняшней гостье журнала «Смоленск». Анна Геннадьевна Богачева родилась в 1991 году, окончила с красным дипломом Смоленский государственный университет по специальности «учитель биологии и химии». После вуза работала в Смоленском медицинском университете на кафедре биологической и биоорганической химии. Начинала лаборантом, затем была переведена на должность преподавателя. Всю жизнь занимается шахматами.

- Аня, а как Вы вступили в этот удивительный мир, которым правит Каисса?

- Азам игры меня научил папа. И в 6 лет привел в шахматную школу к Юрию Алексеевичу Мешкову. Занятия мне очень нравились. Я быстро стала расти как профессиональный спортсмен, получила второй взрослый разряд, ездила по соревнованиям, представляла на турнирах Всероссийского уровня честь нашего города-героя Смоленска.

Но потом произошел какой-то стопор. Очень долго не могла выполнить норматив первого разряда. Это у спортсменов нередко случается – не удается совершить скачок на более высокую ступень. И только в 12-летнем возрасте я достигла желаемого рубежа.

По общеобразовательным предметам училась в четвертой гимназии. Была очень сложная учебная программа. Учителя не раз говорили мне, что профессиональные занятия шахматами отвлекают от учебы. Пришлось чем-то жертвовать. Ясно, что школьные предметы получили приоритет, и в итоге я окончила    11-й класс с одними пятерками.

Возвращение в шахматы состоялось только после школы. Кандидатом в мастера спорта я стала, будучи студенткой. Правда, нагрузка в институте тоже была приличной. Я старалась учиться хорошо, чтобы получить приличное образование. И учеба, конечно, отвлекала от занятий шахматами.

В 2015 году у меня родилась дочь. Да и многие другие моменты не давали возможность посвятить себя целиком Каиссе. Работа, семья требовали соответствующего внимания и времени. Однако шахматы все равно шли рядом. Хотелось бы отметить, что в вузе я вскоре параллельно с учебой  начала вести преподавательскую работу по шахматам. А затем вошла в ряды тренеров профессиональной шахматной школы «Корона». Кстати, шахматисту почти всегда приходится делать выбор. Или он  продолжает развивать себя как спортсмен, или уходит в тренеры. Сложно добиться результата сразу на двух флангах. Так получилось, что с 18 лет я как бы переквалифицировалась на работу тренером. И вот уже 12 лет забочусь о развитии своих учеников.

- А что дает тренерская работа для самореализации?

- Мои бабушка и дедушка всю жизнь работали преподавателями. И, наверное, у меня тоже есть такое призвание. Поэтому педагогическая работа дает в первую очередь профессиональную самореализацию. Люблю тренировать детей и даже не считаю тренерскую деятельность напряженным трудом, потому что занятия приносят мне огромное удовольствие. Я очень люблю детей, очень люблю шахматы. Кстати, долгое время сидела на двух стульях: преподавала в вузе биохимию и обучала подопечных шахматам. В один прекрасный момент нужно было делать выбор, потому что в двух сферах одновременно невозможно полностью реализовать себя. И я выбрала шахматы. Игра в шахматы и преподавание шахмат – в этом вся я. И очень рада, что пошла этим путем, выбрала это направление.

- Каков Ваш сегодняшний статус?

- В этом году меня назначили директором спортивной школы №3 олимпийского резерва, в которой как раз есть отделение шахмат. И я благодарна председателю городского спорткомитета Евгению Владимировичу Дудареву и главе города Андрею Александровичу Борисову за то, что они доверяют молодежи, выдвигают ее на руководящие должности, за то, что дали мне шанс проявить себя на должности директора спортивной школы. И все мои мысли сегодня направлены на развитие школы, придание мощного импульса возрождению шахмат в нашем городе. Параллельно тренирую детей, провожу занятия онлайн на платформе Zoom. В условиях пандемии это хороший вариант реализовать себя в роли тренера по шахматам. Ведь на карантине группы часто закрываются, многие родители также предпочитают, чтобы их детей обучали онлайн.

- Кстати, мировая статистика отмечает в мире в условиях пандемии сильный шахматный бум. Зачастую родители на карантине не знали, чем детей занять дома. И тут появились уроки шахмат онлайн – идеальная возможность занять своих чад полезным делом, чтобы они развивались, чтобы им было интересно.

- Действительно, шахматы за последние два года стали очень популярными благодаря многим факторам. Это и интерес мира кино к шахматам (в 2020 году вышел очень популярный сериал «Ход королевы»), и пандемия, и чемпионаты мира, которые приковывают к себе повышенное внимание. Вот сейчас очень многие люди в различных уголках планеты живут в ожидании матча между Магнусом Карлсоном и Яном Непомнящим. Ян – уроженец Брянска, наших соседей. И это тоже дает мотивацию смоленским детям. Оказывается, шахматисты высшего уровня появляются в обычных шахматных школах – таких, например, как наша! И невольно ребята вспоминают  пословицу: «Не Боги горшки обжигают!».

- Тактически острая игра Непомнящего очень нравится любителям шахмат. В Яне видят последователя Пола Морфи, Александра Алехина, Михаила Таля и Роберта Фишера.

- На занятиях я разбираю с учениками и ранние партии Яна Непомнящего, и более поздние. В этом шахматисте очень много атакующей энергии, и она прослеживается в его партиях. Вообще, интересно наблюдать через партии за людьми. Мне кажется, что шахматные ходы раскрывают характер человека, его темперамент. Кто-то пытается сразу бросаться в атаку, кто-то выжидает, чтобы соперник сделал ошибку.

- Да простят мне читатели, но я несколько слов скажу о себе. Однажды Юрий Алексеевич Мешков, с которым мы были знакомы еще по институту, дал мне почитать книгу знаменитого американца Пола Морфи – первого неофициального чемпиона мира по шахматам. После знакомства с его партиями я вдруг стал громить всех тех, с кем в блиц играл на равных или даже чаще уступал. Это я к тому, что изучение партий великих шахматистов очень много дает любителям шахмат.

Поделитесь, пожалуйста, Аня, своими секретами приобщения детишек к творчеству, чтобы ребята быстрее набирали шахматную силу.

- Я считаю, что огромную роль играет личность тренера. У маленьких детей внутренняя мотивация к занятиям шахматами очень часто отсутствует. Их приводят родители, чтобы занять чем-то полезным. И ребята еще не понимают, что такое шахматы. Но когда ученик знакомится с тренером и ему нравится с ним взаимодействовать, вести диалог, это является дополнительной мотивацией для занятия самими шахматами. Я стараюсь на своих занятиях разбавлять решение задач, разбор партий изучением истории этой древней игры. Настаиваю, чтобы мои ученики изучали биографию и творчество чемпионов мира. И еще один момент: мое психологическое участие в жизни ребенка. Мне всегда важно знать, в какой семье растет ребенок, какие у него увлечения помимо шахмат, как он учится. Исходя из этой информации, я подбираю стиль педагогического общения с моим подопечным.  Стараюсь стать ему не только тренером, но и другом. Так как мои занятия проходят онлайн, скажу, что сейчас разработано огромное количество методических материалов для малышей, дошкольников. Эти разработки помогают развивать интерес. Даже есть шахматные комиксы. В России много педагогов, которые работают над созданием литературы для юных шахматистов. В том числе книги для детей пишет Екатерина Прудникова, уроженка нашего города и ученица Юрия Алексеевича Мешкова. Чтобы дети росли профессионально, им необходимо участвовать в соревнованиях. В городах России проводится много турниров, в том числе турниров выходного дня. В них каждый ребенок может найти себе соперника по уровню. Необязательно быть привязанным к какой-то школе. Просто тренер или родители ищут в Интернете подходящий турнир, привозят своего ребенка, и там он может попробовать свои силы. Участие в соревнованиях также является мотивацией для дальнейшего изучения шахмат.

- А вот Юрий Алексеевич Мешков в недавнем интервью журналу «Смоленск» говорил о том, что он в основу обучения детей ставит практику. Пусть детишки сразу же играют как можно больше партий, пусть они проигрывают, делают ошибки, но играют. И потом, когда ребята почувствуют интерес к игре, запах победы или, наоборот, горечь поражений, в них формируется характер. Потом тренер начинает разбирать с ними шахматные задачи, учить ребят ставить мат ферзем, двумя ладьями, одной ладьей, двумя слонами, слоном и конем, разыгрывать окончания, не попадаться на дебютные ловушки и, наоборот, ошеломлять соперника неожиданными замыслами.

- Это очень сложный момент. Есть тренеры, которые ратуют за то, что в первый год обучения вообще не стоит ставить упор на игре. Нужно вначале научить пониманию основ шахмат. Но я согласна с Юрием Алексеевичем в том, что сама игра является фактором конкуренции между детьми. Дети с самых ранних лет стремятся показать себя лучше, чем их сверстники.  И когда ребенок участвует в турнире или просто играет партию и видит, что побеждает своих соперников, это мотивирует его заниматься шахматами далее. Случается и по-другому (тут от конкретной личности ребенка зависит): есть дети, которые после поражения стремятся быстрее изучить что-то новое, чтобы отыграться, выиграть у этого соперника в следующий раз. Я своим ученикам всегда говорю, что турниры обязательны, играть надо много и часто. Дети понимают, что шахматы – это не просто предмет, это – спорт. А шахматный спорт требует такой же отдачи, как и любой другой, требует усердия, режима.

- Но это не исключает того, что надо решать много задач, изучать теорию и т.д.

Анна, а что Вам лично дали шахматы, например, в общем развитии, в постижении учебных предметов в школе, в институте?

- Шахматы помогли организовать мое мышление в целом. В школьные годы мне было легче концентрироваться во время выполнения домашних заданий, контрольных работ. Умственная выносливость тоже развивается благодаря шахматам. Я, например, делала уроки на протяжении нескольких часов и не уставала, была достаточно внимательной. По устным предметам мне достаточно было просто слушать учителя на уроке, чтобы запоминать материал. Таким образом, занятия шахматами мне помогли успешно закончить школу.

- Я знаю, что спортивная школа, в которой Вы сейчас работаете директором, в последние годы была проблемной в отношении шахмат. Что, на Ваш взгляд, нужно изменить?

- В последние годы в школе в отделении шахмат произошла кадровая перестановка. По разным причинам были уволены опытные тренеры. На сегодня в школе много достойных учеников. Однако в силу определенных обстоятельств эти ученики не могут так же интенсивно развиваться, как ребята, посещающие платные шахматные школы. У нас учится много детей из малообеспеченных семей, родители которых не могут позволить себе оплатить дополнительные индивидуальные занятия ребенку, отправить за свой счет на соревнования, купить необходимые шахматные пособия. Бюджетных средств, которые выделяются на обучение наших детей, недостаточно для того, чтобы они развивались так же интенсивно, как воспитанники частных школ. Очень сложно найти деньги дополнительно, чтобы дети могли принимать участие в выездных соревнованиях.

- Насколько я осведомлен, бюджетным спортивным школам разрешены платные услуги. И Вы, наверное, планируете их расширять?

- Да. Мы разрабатываем программу по привлечению внебюджетных средств. Их мы хотели бы использовать для развития детей из малообеспеченных семей, помогать таким шахматистам расти как профессиональным спортсменам.

- Для преподавателей платные услуги тоже являются подспорьем, дополнительным источником заработной платы.

- Зарплата тренеров по шахматам сейчас может быть достаточно высокой. В Москве, например, в частных школах она  доходит до нескольких сотен тысяч. В Смоленске тренеры частных школ могут тоже зарабатывать достойные деньги. В бюджетных школах со всеми доплатами за стаж, категорию и другими надбавками заработок тренера в разы ниже. Отсюда и может наблюдаться отсутствие мотивации тренеров бюджетных школ к индивидуальной работе с детьми вне групповых занятий. Многие тренеры стремятся подработать на стороне в свободное время, чтобы прокормить себя и свою семью. Поэтому открытие платных групп в нашей школе преследует цель увеличить заработную плату тренеров и соответственно их мотивацию для совершенствования себя и своих учеников.

- По моим наблюдениям, в школе работают энтузиасты. Расскажите о тех людях, что работают рядом с Вами.

- Наши тренеры действительно очень любят детей. Они работают по призванию. Есть у нас тренер-энтузиаст Вадим Александрович Иванов, который проводит дополнительные занятия с детьми без всякой оплаты, просто потому, что ему нравится тренировать детей, видеть результаты своей работы. Также в школе долгое время работает Елена Николаевна Прудникова. Ее подопечные показывают достойные результаты на соревнованиях городского и областного уровня. Есть у нас тренер, который работает с новичками. Это советского характера педагог Татьяна Алексеевна Севостьянова. Дети ее очень любят, делятся новостями из жизни, рассказывают об увлечениях. Она не только учит шахматам, но и воспитывает, объясняет правила и нормы поведения. Когда я наблюдаю за процессом обучения в группе Татьяны Алексеевны, то вспоминаю свои занятия с Юрием Алексеевичем Мешковым, когда я была ещё совсем маленькой. Юрий Алексеевич для меня не просто тренер, не просто учитель, а второй отец. Он давал советы, касающиеся не только шахмат. Он знал про мою семью, про мои успехи в школе, про мои неудачи. Мы могли говорить абсолютно на любые темы. Конечно, это было моей мотивацией к изучению шахмат. Я приходила в шахматный клуб и чувствовала себя как дома. Кстати, наша спортивная школа располагается в том же здании, где раньше был клуб «Феникс». На Юрии Алексеевиче в нем все держалось. И мне хотелось бы продолжить его дело. Именно поэтому я пошла работать в эту школу. Моей мотивацией стало возрождение шахматной культуры в Смоленске, созданной в свое время фанатиком шахмат Юрием Алексеевичем Мешковым.

- В школе появился Попечительский совет. С чем было связано его создание? Как Вам удалось привлечь в состав совета четырех депутатов Смоленской областной Думы, профессора вуза, чемпиона мира среди слабовидящих, редактора областного журнала, предпринимателя-мецената, сотрудницу областной администрации?

- Это благодаря авторитету Мешкова. Когда люди от него услышали, что в школе появился неравнодушный к шахматам директор, они решили помочь. У многих из членов Попечительского совета дети учились у Юрия Алексеевича, и они видели, как тренер вкладывал душу в работу с детьми.

К сожалению, сегодня в Смоленске уже нет былой популярности у шахмат. Хотя в той же Москве наблюдается шахматный бум.

Идея возрождения шахмат для членов Попечительского совета  важна. И мы совместными усилиями постараемся привлечь к занятиям шахматами многих смоленских мальчишек и девчонок. Председатель совета, член фракции «Единой России» в Смоленской областной Думе Юрий Петрович Кашанский на недавнем заседании совета делился своими идеями о ближайшей программе по развитию шахмат в нашем регионе. Пока в интервью я не буду раскрывать всех секретов. Надеюсь, что редакция еще предоставит возможность мне и Юрию Петровичу подробно рассказать о наших планах на сайте журнала «Смоленск».

- Полагаю, члены совета помогут школе найти новых спонсоров, чтобы дети из малообеспеченных семей имели возможность выезжать на соревнования в другие города, чтобы тренеры трудились не только из-за личностной мотивации, но и получали за свой труд достойную оплату.

Хотелось бы, чтобы Вы, Анна Геннадьевна, ознакомили с программой развития шахмат депутатов Смоленской областной Думы, раз в составе Попечительского совета четыре депутата – такого представительства народных избранников нет даже в солидных комиссиях и в авторитетных общественных организациях. Возможно, региональный парламент поможет с финансовой подпиткой всему шахматному движению на Смоленщине. Ведь в свое время в Смоленске проводились международный мемориал Сергея Белавенца, турнир городов-героев, Всероссийское первенство малых городов и поселений. Верится, что шахматы на смоленской земле ждет прекрасное будущее!

Фотогалерея