Наследники славы предков

К 275 –летию создания дорожной отрасли России

Дороги являются одним из наиболее важных элементов инфраструктуры государства. От степени развития дорожной сети напрямую зависит экономическое процветание и обороноспособность страны. Ввиду сурового климата, огромных расстояний, наличия большого количества различного рода препятствий (сложность каменных разработок в ледниковых породах,  обилие лесов и заболоченных местностей) строительство дорог в России всегда было сопряжено со значительными трудностями.

Вместе с тем, многовековой опыт дорожного строительства, накопленный в Московской Руси по развитию дорожной сети, созданию и совершенствованию ямской службы и развитию самобытной дорожной техники, был успешно реализован Петром I. Русские строители XVIII века предложили немало замечательных технических решений – мостовая на песчаном основании, первые типы шоссейных дорог, способ уплотнения катками, поднятие земельного полотна над уровнем поверхности земли и другие усовершенствования в области дорожной техники и строительства, не утратившие свое значение и в наши дни.

Дореволюционная теория и практика дорожного строительства в России нашла свое отражение в научных работах русских исследователей, изобретателей и ученых, создании Института инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге  в 1809 году, подготовке инженеров – впоследствии героев Отечественной войны 1812 года, а также в развитии и совершенствовании дорожной сети, которая в начале ХХ века насчитывала 26 000 верст шоссейных дорог в Европейской части империи.

Однако в жерновах истории прошлого столетия буквально были стерты с лица земли многие достижения предыдущих поколений.

Мы знаем и помним, что Смоленщина стала наиболее пострадавшей областью Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Война нанесла по ней сокрушительный удар.

После освобождения от фашистов 25 сентября 1943 года Смоленщина лежала в руинах: разрушенные и обезлюдевшие города, деревни и села, поросшие бурьяном пепелища, изрытые воронками, окопами, траншеями поля и луга, заминированные дороги и переправы, опоясанные рядами колючей проволоки места бывших фашистских концлагерей…

За время фашистской оккупации было расстреляно, повешено, сожжено, закопано живыми, отравлено ядом и в душегубках, замучено в гитлеровских застенках  151 319 мирных граждан и 230 137 военнопленных, 164 630 человек захватчики угнали на каторжные работы в Германию.

Население области за годы войны сократилось наполовину, в городе Смоленске встретили Красную Армию всего 13 тысяч жителей…

Перед Смоленском в который раз в его более чем тысячелетней истории встал вопрос возрождения из пепла…

1 ноября 1945 года СНК СССР принял постановление «О мерах по восстановлению народного хозяйства» 15 городов РСФСР, разрушенных оккупантами, в том числе и городов Смоленской области – Смоленска и Вязьмы.

Свой вклад в послевоенное восстановление родного края внесли дорожные строители.

В 1956 году в Москве было организовано Главное управление шоссейных дорог (Гушосдор), а в 1958 году было создано Управление «Подольск-Рославль», которое в 1963 году, получив новое название «Москва-Бобруйск», передислоцировалось в город Рославль Смоленской области.

Добавим, что в 1958 году Указом Президиума Верховного Совета СССР «за успехи, достигнутые в подъеме сельского хозяйства», Смоленская область была награждена орденом Ленина. Развитие дорожной сети на Смоленщине способствовало этим достижениям и стало важнейшей государственной задачей.

В состав Управления входило в разное время до 10 государственных унитарных ДРСУ, в том числе в поселке Талашкино Смоленского района.

История развивалась так.

Дорожно-строительный район № 1 (ДСР-1) Управления дороги «Москва-Бобруйск» был создан в 1965 году в поселке Остер Рославльского района Смоленской области на основе слияния  ДСР-3 Управления «Спецдорог ГУШОСДОРА» и ДСР-3 Управления дороги «Ростов-Баку».

ДСР-3 Управления Спецдорог в 1957 году работал на реконструкции автодороги «Москва-Куйбышев» и располагался в Рязанской области на границе с Мордовской АССР в поселке  Вад. В 1959 году был передислоцирован на 2 года в Иркутскую область в поселок Слюдянка для строительства дороги у озера Байкал. В конце 1960 года ДСР-3 передислоцирован в Тульскую область с местом дислокации в деревне Барятино Вановского района для реконструкции дороги «Москва-Воронеж», а в 1963 году  передислоцирован в поселок Остер Рославльского района Смоленской области для реконструкции автомобильной дороги  «Орел-Витебск» и автомобильной дороги «Москва-Бобруйск»:

ДСР-3 Упрдора «Ростов-Баку» в 1956 году располагался в городе Рудня Смоленской области для ремонта автомобильной дороги  «Орел-Витебск», в 1959 году передислоцировался в Дагестанскую АССР с местом дислокации в поселок Хасавьюрт, а в 1964 году был передан в Управление «Москва-Бобруйск» с местом дислокации в поселок Ерши Калужской области.

В 1979 году приказом Упрдора «Москва-Бобруйск» № 154 от 29 октября ДСР-1 переименован в ДСУ-1, приказом Автодороги Москва-Бобруйск № 80 от 23.04.1993 года  переименован в ДРСУ-1 Автодороги «Москва-Бобруйск», с 01.04.1995 года - в ГУП ФС ДРСУ-1, а с 27.02.2004 года переименовано - в ФГУ ДЭП №47.

ФГУ ДЭП № 47 (Федеральное государственное унитарное Дорожное эксплуатационное предприятие № 47) реорганизовано путем преобразования в ОАО «ДЭП № 47» (открытое акционерное общество «Дорожное эксплуатационное предприятие № 47») с 12 апреля 2010 года на основании распоряжения Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области от 29 декабря 2009 г. № 1060-р (Приказ № 2 от 12.04.2010 года).

Этапы большого пути: 

1965 - 1973 годы - ремонт автодорог «Москва-Бобруйск» и «Орел-Витебск»;

1973 - 1977 годы - строительство юго-западного обхода г. Смоленска, ремонт автомобильной дороги «Орел-Витебск», передислокация в поселок Талашкино Смоленского района, строительство базы (ремонтные мастерские, крытые стоянки, комплекс АБЗ, строительство жилого городка, железнодорожного  тупика и хранилищ для битума).

В период с 1977 по 2005 годы предприятие осуществляло строительство автодороги в обход города Смоленска с северо-восточной стороны, подъезда к городу Смоленску 1-й технической категории, реконструкцию автомобильной дороги «Брянск-Смоленск» с доведением до параметров 1-й технической категории, строительство обхода города Рославля, капитальный ремонт и содержание автомобильной дороги  «Брянск-Смоленск».

С 2013 по 2019 год  ОАО «ДЭП № 47» осуществляло работы по содержанию участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них:

- Р-120 «Орел – Брянск – Смоленск – граница с Республикой Белоруссия» км  0+000  – км 23+400 Юго-Западный обход г. Смоленска в Смоленской области;

- Р-120 «Орел – Брянск – Смоленск – граница с Республикой Белоруссия» км 330+000 –  км 359+820 в Смоленской области, в соответствии с требованиями Договора, включая услуги по обеспечению проезда автомобильных транспортных средств, созданию условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения, а также по обеспечению сохранности имущественного комплекса.

АО «ДЭП №47» на сегодня осуществляет большой спектр строительных работ:

- строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог;

- устройство внутренних и наружных сетей водопровода, канализации, теплоснабжения;

- устройство наружных сетей газоснабжения;

- монтаж и пусконаладочные работы различного оборудования;

- строительный контроль и многое другое.

В 2015 году общий объем выполненных организацией работ составил 132 млн. рублей, в 2016 году- 308 млн. рублей, в 2017 году – 499 млн. рублей.

В 2018 году  были выполнены работы на 312 млн. рублей, в том числе проведены:

- реконструкция автомобильной дороги в деревне Магалинщина Смоленского района;

- реконструкция автомобильной дороги к деревне Трегубовка, строительство автомобильной дороги «Тесово-Петровская Слобода» Новодугинского района;

- реконструкция автомобильной дороги до деревни Гранки Руднянского района;

- реконструкция дорожного комплекса до деревни Быльники;

- осуществлена замена существующих и устройство новых ж/б труб, переустройство и защита существующих газопроводов, защита кабелей связи, устройство уличного освещения на участке  от а/д «Беларусь» -Смоленск (через Печерск) до а/д «Беларусь» - Быльники - Корохоткино.

В 2019 году в рамках Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» организацией была осуществлена реконструкция и ремонт улиц Лавочкина, Полтавская, Бакунина, Светлая, Ново-Рославльская. Выполнены строительные работы на улицах Свердлова, Крупской,  проспекте Гагарина.

В городе Вязьме выполнены работы по демонтажу и благоустройству территории асфальтобетонного предприятия.

В  2020 году в Смоленске отремонтированы улицы Марины Расковой, Ломоносова, Соколовского – эти городские дорожные «нити» реально преобразились и радуют автомобилистов столицы региона. 

Важно отметить, что налоговые отчисления АО «ДЭП №47» в 2019 году составили 14,6 млн. руб., а в 2020 году превысили 17 млн., что является весомым вкладом в развитие смоленского региона.

Значительный производственный опыт и деловая репутация, накопленные за годы в дорожном строительстве на Смоленщине, позволяют АО «ДЭП №47» занимать лидирующие позиции в отрасли и с уверенностью смотреть в будущее.

Конкурентными преимуществами компании являются наличие собственной мощной материально-технической базы и профессионального кадрового ядра.

АО «ДЭП №47» имеет свой бетонный и асфальтобетонный заводы. При этом компания выпускает полный спектр марок дорожно-строительных материалов как для своих нужд, так и для стороннего покупателя. Важно отметить, что при заводах имеется своя сертифицированная лаборатория, которая осуществляет контроль за сырьем на входе и за готовой продукцией на выходе.

Организация имеет складские помещения, базы, автомастерские в Смоленской и Московской области.

Кроме того, парк предприятия обладает необходимым объемом спецтехники (свыше 70 единиц), удовлетворяющим нужды предприятия и сторонних потребителей. Среди них миксеры, асфальтоукладчики, экскаваторы - погрузчики и многое другое. В штате организации состоят опытные механики и водители, которые тщательно следят за состоянием техники и осуществляют  грамотное управление ею.

Что касается кадрового потенциала, то из 110 сотрудников 25 являются высококвалифицированными инженерно-техническими работниками. ИТР АО «ДЭП №47» на постоянной основе принимают участие в научно-практических мероприятиях, проводимых под эгидой Московского автомобильно-дорожного государственного университета (МАДИ), Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР), Государственной компании «Автодор», Ассоциации бетонных дорог, ФАУ «РОСДОРНИИ» и других профессиональных объединений дорожной отрасли России.

АО «ДЭП №47» имеет Свидетельство СРО  о допуске к определенным видам деятельности капитального строительства № С-224-67-0253-67-310117 второго уровня ответственности  (до 500 000 000 руб.), также организация  имеет допуск к производству особо опасных работ.

Сегодня ориентиром в деятельности компании является  «Экология - качество - инновации». Предприятие стремится идти в ногу со временем.

Руководство и трудовой коллектив, объединенные общими идеями, целями и задачами прилагают максимум усилий для преображения Смоленщины в развитый и процветающий край Европейской части России.

Материал подготовлен пресс-службой АО «ДЭП №47».

Фотогалерея