Династии дорожников

Рославльская ДПМК – одно из ведущих предприятий дорожной отрасли Смоленщины. По просьбе редакции о трудовых буднях рославльских дорожников рассказывает заместитель директора мехколонны Кирилл Павлович Рыжиков.

- Наше предприятие занимается дорожным строительством. Нам уже более пятидесяти лет. Мы среди старейшин на этом рынке, причем, со своим именем. Организовал это производство мой дедушка – Рыжиков Виктор Александрович. Сейчас руководителем ДПМК является мой отец Рыжиков Павел Викторович. Дед и отец являются заслуженными дорожниками Российской Федерации. Все мы с высшим образованием. Отец и я окончили Московский дорожно-строительный институт (МАДИ). Я учился очно, а отец – заочно.

Строительством дорог мы занимаемся профессионально. В основном все местные дороги в Рославльском районе были построены нашим предприятием. Сейчас для получения нового заказа нужно побеждать на аукционе, выигрывать рыночную борьбу. К сожалению, в нашей отрасли осталось мало профессионалов. И нам зачастую в противостоянии с дилетантами или даже мошенниками приходится доказывать свое право на получение заказов. Выручает то, что мы своим многолетним опытом убедили устроителей аукционов, что даем гарантию на возведение действительно качественного дорожного полотна, которое много лет будет служить людям, обеспечивать безопасную и быструю доставку грузов по качественной дороге, удобное и опять-таки безопасное сообщение между населенными пунктами.

Мы выполняем полный комплекс работ. Также занимаемся благоустройством дворовых территорий. Все заявки по благоустройству, которые поступают в наш адрес, стараемся удовлетворить. Еще одно направление работы – содержание дорог.

Ежегодно мы возводим около пяти километров дорог. Конечно, хотелось бы иметь больше объемов. Но пока у нашего государства возможности по увеличению количества возводимых дорог ограничены. Сколько денег нам выделяется на дороги, такой объем мы и осваиваем.

-  Кирилл Павлович, а не существует ли проблемы с экономией средств на качественное проведение работ? Поясню вопрос. Заказчик может не предусмотреть, например, соответствующую ГОСТу и СНиПам так называемую подушку, и это отрицательно скажется на сроке эксплуатации дороги. Приведу известный всем смолянам пример, когда тогдашний глава администрации города Смоленска Иван Александрович Аверченков настоял на том, чтобы до первого слоя асфальта на улице Большой Советской сделали основание из гравия и песка на высоту в 120 сантиметров. Так эта дорога эксплуатируется без ремонта уже более двух десятков лет.

- Если сделаны все изыскательские и проектные работы, подготовлена рабочая документация, она прошла главгосэкспертизу, как таковых проблем не возникнет. Бывают случаи во время ведения работ, когда вскрываются недочеты в проекте, что-то не предусмотрели или возникла дополнительная проблема, но это решаемые вопросы. Причем, проблемы снимаются быстро, особенно, если заказчик добросовестный.

- А где же одних добросовестных найти?

- Конечно, не все заказчики имеют благие намерения на строительство безопасных и качественных дорог. Но нам повезло с таким заказчиком, как «Смоленскавтодор». Его проекты успешно проходят экспертизу, у этого бюджетного учреждения очень хороший авторский надзор, очень хороший технический контроль. Когда возникает какой-либо вопрос, всегда можно обратиться, они всегда идут навстречу, не задерживают строительство. То есть все вопросы решаются оперативно.

- Успех в дорожном строительстве зависит не только от квалификации персонала, от добросовестности заказчика и наличия хорошего проекта, но и от качества используемых строительных материалов, в частности, асфальтобетонной смеси. У вас работает свой завод по производству асфальтобетона, поэтому «на зеркало пенять» в случае брака уже не получится.

- Да, все верно. У нас имеются свой завод, своя лаборатория, которая ведет оперативный контроль за качеством всех поступающих на стройку материалов и производимого на заводе асфальтобетона.

Наша фирма постоянно развивается, мы не стоим на месте, идем в ногу со временем. Поэтому приобрели второй завод, отвечающий новым требованиям, новым стандартам. Завод выпускает смеси марок А-11, А-16 на кубовидном щебне. Лаборатория тоже оснащается современным оборудованием. Мы также обучаем персонал. Вот недавно наш лаборант проходил обучение в Москве.

- А какова мощность ваших заводов?

- Старый, произведенный еще в ГДР, выпускает 80 тонн асфальта в час, а новый завод китайского производителя рассчитан на выпуск 120 тонн смесей в час. Потребность в большом количестве материалов есть, и она будет только расти. Ведь за дороги в стране взялись плотно. Это радует, как и то, что местные жители неравнодушны, демонстрируют желание иметь хорошие дороги. Приятно и то, что власти прислушиваются к мнению граждан. 

- Неужели мы доживем до таких времен, когда словами «дураки и дороги» перестанут характеризовать состояние российского общества? Надеюсь, страна будет гордиться своими дорожниками, которые все чаще строят безопасные и качественные дороги.

- Я думаю, что состояние наших дорог с каждым годом будет все лучше и лучше. Мы, дорожники, рассчитываем на то, что наши власти разработают такие законы, которые поставят надежный заслон получению заказов недобросовестными подрядчиками. Если дорожные работы будут вести только добросовестные подрядчики, мы к таким временам придем, когда перестанут говорить, что у России две беды – дураки и дороги.

- Несколько слов, Кирилл Павлович, о вашем коллективе.

- Коллектив у нас достаточно большой: на предприятии работает около 200 человек. Нас отличает преемственность поколений: работают муж и жена, и их дети вливаются в коллектив, тоже становятся дорожниками. Трудовые династии поощряются. Значит, люди осознают важность и значимость дорожного строительства, считают профессию дорожника престижной. Дети берут пример со своих родителей и стремятся продолжать их дело. Когда к нам приходят родственники тех людей, которые у нас уже работают, мы это приветствуем. Продолжатели трудовых династий не идут по пути многих сегодняшних молодых людей, которые желают не работать, а зарабатывать. А это ведь разные понятия. И меня радует, что у нас сложившийся коллектив, в котором и работают, и хорошо зарабатывают. Как говорят, по труду и честь! Все сотрудники у нас квалифицированные. Если кому-то не хватает опыта или знаний, мы стараемся ему помочь. Сейчас два наших сотрудника проходят заочное обучение в Брянском государственном университете на кафедре автомобильных дорог и аэродромов. Мы поддерживаем стремление людей к знаниям и карьерному росту. Поддерживаем и будем поддерживать!

- А нет у вас проблем с материалами, из которых готовят асфальтобетонные смеси?

- Проблема есть, и она связана с нашим географическим положением и наличием ресурсов на территории Смоленской области и конкретно Рославльского района. Чтобы соответствовать повышенному качеству, приходится закупать материалы в других регионах. Скажем, гранитный щебень является прекрасной добавкой в асфальт. А у нас в Смоленской области нет гранитных залежей. Поэтому приходится возить гравий из Карелии и Республики Беларусь. Это влечет за собой дополнительные затраты на логистику. Предприятие располагает своим железнодорожным тупиком. Есть и автотранспорт, который используем на местных маршрутах.

- Где храните доставленные материалы?

- Есть территория, которая отведена под специальный склад инертных материалов. Но мы все туда не завозим. Чтобы весной не было проблем с материалами, мы их заготавливаем зимой. Часть материалов храним на базе, чтобы они всегда были под рукой для любых смесей. На объектах также есть временные технические площадки для складирования.

- Судя по услышанному комментарию, качество – это на предприятии главная забота.

- Все верно. Качество – это такая вещь, за которой надо следить своевременно. Если некачественные материалы или брак в работе,- это бьет по репутации фирмы. Соответственно, к такому подрядчику перестают обращаться. Во-вторых, плохое качество бьет по финансам. Проще ведь сделать сразу качественно, чем допустить какую-то ошибку и потом ее исправлять на протяжении гарантийного срока.

- А случается такое, что в течение этого пятилетнего срока приходится переделывать работу?

- Такие случаи исключительно редки. Но зачастую из-за неудовлетворительного содержания дорог дорожникам приходится латать полотно. Если проходящая по трассе техника допустила порчу асфальтобетонного покрытия, мы стараемся найти виновного,  и за его счет устраняется порча. Это рабочий момент. Даже если мы не найдем виновника, мы все равно отремонтируем дорогу. Дорога должна быть не только безопасной, но и красивой.

- Да, красивая дорога – она и качественная, и безопасная!

- Из последних объектов, которые возводила наша фирма, - подъезды к фермам «Мироторга» протяженностью до трех километров каждый. В прошлом году мы сделали три таких подъезда. Один из них находится в Ершичском районе и два в Починковском. Еще мы провели реконструкцию пяти километров дороги Рославль - Ельня – Дорогобуж – Сафоново. Наша фирма, кстати, являлась непосредственным участником всего процесса строительства этой дороги. Мы шли от Рославля в сторону Ельни и закончили работы в районе Богданова перед мостом. А фирма Сергея Серафимовича Попова шла от Ельни. И вот с той стороны как раз остался кусочек в 11 километров недоделанный, на который сразу не хватило средств. Нынешний губернатор Алексей Островский пообещал обеспечить финансирование незавершенных работ. Деньги нашли на 5 километров – их мы сдали в эксплуатацию совсем недавно в этом году. С нуля делали дорожное основание, дорожную «одежду» полностью обустроили. Получилась качественная дорога. Надеюсь, что на оставшиеся 6 километров в ближайшее время тоже найдут финансирование, и мы полностью замкнем одну из важнейших транспортных артерий региона между магистралями М-1 и А-130. По дороге Рославль -Ельня – Дорогобуж – Сафоново проходит большой грузооборот, также идет поток машин граждан. Возле дороги развивается сельское хозяйство. Многие жители направляются в Рославльскую и в Ельнинскую ЦРБ. Если больного везут по плохой дороге, это может привести к летальному исходу. Словом, никого не приходится убеждать, насколько важной является эта дорога, которая работает и на экономику Смоленщины, и на комфорт жизни смолян.    

    Эксперт ОНФ Николай Васильевич Яров дал такую оценку работе коллектива Рославльской ДПМК:

- Мы курировали строительство 5-километрового участка дороги от Рославля до Ельни с самого начала работ. Внимание регионального отделения Общероссийского народного фронта к этому объекту объяснялось тем, что жители нанесли его на «Карту убитых дорог». Эта дорога нужна была жителям, как воздух. Они так и называли ее: «Дорога жизни». Кстати,  дорога республиканского значения. Она связывает две федеральные трассы: Р-120 и М-1, а также имеет съезд на дорогу А-130. Дорога Р-120  выходит на Починок, а А-130 идет от Рославля через Калугу на Москву. Чтобы от Починка не ехать через город, транспорт направляется прямо на Ельню. А из Рославля с А-130 поворачивает на Ельню. Очень удобная маршрутизация,  по логистике четко  выверен маршрут и экономически обоснован.

Хочу сказать, что за работой Рославльской ДПМК мы наблюдаем давно.  И  отмечаем, что ко всем работам этот коллектив дорожников всегда подходил очень добросовестно и ответственно. На всех выездах, в которых мы принимали участие, давали свои рекомендации по обустройству дорожного полотна, по откосам, как их видим мы, общественники. И в подавляющем большинстве случаев наши мнения совпадали. Нас поразил уровень ответственности не только должностных лиц, но и простых рабочих. Просматривалось четкое следование по вертикали распоряжениям начальства.

Жители Ельни и села Новоспасское также обращались в региональное отделение ОНФ с такой проблемой: отсутствие при реконструкции съездов дороги. В этих заболоченных местах очень трудно въезжать в лес по низине, которая наполняется водой. И без съездов не проедешь на делянки, выделенные жителям для заготовки дров. Ведь газового отопления в большинстве населенных пунктов Ельнинского района нет. В проектной документации съезды в лес не были нанесены. По факту они и не должны были наноситься. Потому что  ведут в никуда – просто в лес, не на поля. Но эти съезды людям нужны и важны. И мы обратились с просьбой к руководству Рославльской ДПМК за помощью в обустройстве съездов. Руководитель предприятия пошел навстречу пожеланиям людей. Съезды были обустроены. И не просто сделана отсыпка песком. Здесь укатали щебень. Люди очень благодарны дорожным строителям. Они прислали к нам в ОНФ свои контакты, чтобы иметь возможность лично проинформировать тех, кто занимается оценкой работы дорожников, о своей благодарности. В беседах с экспертами ОНФ люди красочно описали, как они раньше добирались до леса на тракторах, и насколько сегодня облегчена заготовка дров касаемо возможности добраться до места назначения.

Оставшийся участок трассы протяженностью более шести километров находится в таком плачевном состоянии, что его приходится постоянно поддерживать грейдерами. На дороге имеются провалы, линзы. В весенний и осенний период этот участок остается практически непроезжим для фур. Они там буксуют. Дежурит техника, чтобы вызволять грузовики из «плена». Поэтому на данный период года логистические маршруты приходится выстраивать через трассу Р-120 в обход Смоленска. Конечно, дорогу «Рославль – Ельня» нужно доделывать. Мы считаем, что власти должны предусмотреть средства, чтобы привести  в порядок эту составляющую республиканской дороги, находящейся пока в ненормативном состоянии из-за короткого участка. А ведь по этой дороге нередко рожениц везут в Рославль. И случалось, что не довозили, и приходилось выбирать кружной путь. Участок с ухабами машины преодолевают за 40-50 минут. Представляете, насколько разбита дорога!

Еще я хотел бы отметить, что таких коллективов, как в Рославле,  в дорожной отрасли Смоленщины не так уж и много. И мы как представители Общероссийского народного фронта, выслушивая мнение жителей о том, как реконструируется дорога, хотим отметить коллектив Рославльской ДПМК. В ближайшее время руководство предприятия получит благодарственное письмо от ОНФ. Наше ходатайство сейчас находится на рассмотрении в региональном исполкоме. Надеемся также, что в ближайшее время вся трасса будет отвечать самым строгим требованиям по безопасности и качеству, и смоляне получат еще одну комфортную дорогу. 

Фотогалерея