Закупки по откату?

Вот что сообщил о закупке так называемых мобильных ФАПов модератор по Смоленской области национального проекта «Здравоохранение» Николай Васильевич Яров:

- Передвижные комплексы были бы востребованы для обслуживания малых деревень, где проживают до ста жителей. Комплексы закупались с июля прошлого года, по договорам последним днем контрактов является 31 декабря. Автомобили прибывали в ноябре и декабре. К сожалению, по сегодняшний момент они не поставлены на учет в установленном порядке, не зарегистрированы в ГИБДД. На них нет номерных знаков. И машины попросту простаивают. Более того, в закупленной комплектации в машине нет места для фельдшера, если только ехать в гинекологическом кресле. Выходит, сотруднику ФАПа нужно предоставлять второй автомобиль для поездки в деревню по вызову людей или на профилактический осмотр. Передвижной комплекс выпущен на базе Газели-next. И цена его, как считаю не только я, но и многие мои коллеги, запредельно завышена. Спецификацию на закупку автомобиля подписывает заказчик. И от спецификации зависят его комплектация и цена. Заключили контракт с  фирмой из Удмуртии. Значит, произведенные в Москве автомобили прибывают в Смоленск через Удмуртию. Чудеса, да и только! Цена почти в 6 миллионов рублей – это просто космос, если учесть, что автомобиль в базовой комплектации стоит 1 миллион 700 тысяч рублей. Нашпигован комплекс мешком Амбу максимальной стоимостью в тысячу рублей, сделаны полочки, шкафчики под лекарственные препараты, стоит женское гинекологическое кресло. Интересно, а многие ли пациентки ФАПов воспользуются этим креслом? Смею предположить, что считанные единицы или даже вообще никто. Неужели такая большая нужда закупать эти кресла в каждый автомобиль? Да и везут женщин рожать в роддом или в перинатальный центр, а профилактические осмотры они не будут проходить абы у кого – в походном автомобиле. Вот если бы заказчики машин задумались о доставке рожениц в роддома, они бы укомплектовали транспорт удобными сидениями.

Посмотрите на состояние смоленского здравоохранения. Осуществляется так называемая оптимизация: центральные районные больницы переводят в амбулатории, амбулатории – в фельдшерско-акушерские пункты. В общем, доступность медицинских услуг снижается, и это факт.

 После завершения экспертной сессии я поинтересовался  закупкой мобильных ФАПов у руководителя исполкома регионального отделения ОНФ Наталии Анатольевны Семенцовой:

- Мы сейчас разбираемся с этим вопросом. Действительно, 17 комплексов было закуплено, также еще 10 мобильных лабораторий. Анализируем целесообразность закупок. В Рославльской ЦРБ мы посмотрели все комплексы и запротоколировали увиденное. В дальнейшем осмотрим комплексы в 16 других медицинских учреждениях. То, что мы выявили, нас не очень радует. Во-первых, комплексы пока стоят на приколе. Километраж ничтожен. Передвижной ФАП не зарегистрирован в ГИБДД. А моммограф и флюрограф имеют уже номера, но, тем не менее, было всего несколько коротких выездов в самом Рославле, и об эксплуатации новой техники в полном объеме пока речи быть не может.

Что же касается ФАПа, здесь есть проблемы. Комплекс изготовлен на базе Газели. Внутри находятся гинекологическое кресло, весы для взвешивания младенцев, шкафчики, кварцевая лампа, умывальник, чтобы помыть руки. Больше там ничего нет. Оборудование, необходимое для ФАПов, которое определено нормативными актами, отсутствует. Мы посмотрели техническое задание по закупкам, поинтересовались стоимостью комплексов, увидели, что рачительные хозяева в ряде других регионов закупили иные транспортные средства под ФАПы с полной начинкой, с полным обеспечением всем оборудованием для всех видов помощи. У нас, к сожалению, этого нет. Мы в первом квартале этого года до апреля намерены завершить аналитику по всем поставленным на Смоленщину передвижным ФАПам. А дальше пусть разбираются компетентные надзорные органы, насколько оправданы траты. Эти комплексы имеют низкую проходимость, не будут выезжать в отдаленные деревни при плохом дорожном сообщении с районными центрами. Явно напрашивается аналогия с реанимобилями, которые прекрасно оснащены, но они по бездорожью до «глубинки» не смогут доехать. Эти автомобили можно использовать практически только для транспортировки больных от ЦРБ до Смоленска. А надо еще человека привезти из деревни. И если для этих целей служит передвижной ФАП, то он должен туда доехать. Такие комплексы должны иметь напряженный план работы и каждый день  находиться на выезде вместе с бригадой. Но если комплекс будет раз в месяц выезжать, то это не есть работа, на которую рассчитывают люди. И на эту тему – по работе ФАПов – как раз говорил Президент в Послании. Это учреждение, которое не только должно выдать справку или отправить обратившегося пациента в лечебное учреждение, а оказать человеку медицинскую услугу на уровне первичного звена. 

ОНФ стремится доносить до властей мнение людей, которое  должно определять работу чиновников. Вот в Послании Президент обратился к ним: развернитесь к людям, услышьте их, вы же для них работаете. Не для отчетности и не для цифр, которые вы будете обозначать в качестве итогов национального проекта. Да, цифровые показатели важны. Но если человек этих цифр не увидел и их не почувствовал, если виртуальный ФАП где-то существует, но люди от него никакого проку не получают и качество услуг не улучшается, то тогда это не прорыв, на который нацеливает Президент. Тогда это что-то другое, но никак не прорывное улучшение ситуации в первичном звене здравоохранения.

К сожалению, когда активисты ОНФ озвучивают проблемы, власти весьма неохотно идут на исправление ранее принятых ошибочных решений. Они начинают защищаться. Мое глубокое убеждение: пока власть будет защищаться от людей, ничего прорывного не случится. Когда власть будет слышать людей и находить возможность исправить ситуацию, приблизиться к людям, тогда мы можем быть на пути прогресса и кардинального улучшения оказания услуг населению. Если же будет власть защищаться, ее ждет фиаско: невозможно защититься от своих жителей.

Добавить комментарий