https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

С места в карьер

Говорили производственники, как мне показалось, искренне. И услышанные аргументы показались мне убедительными для проведения объективного журналистского расследования. Во всяком случае, услышанные упреки меня задели. Захотелось разобраться в деталях.

Но прежде, чем перейти к основной теме этой статьи, сделаю короткую ремарку. Журналисты бывают разные: одни гоняются за сенсациями, за лайками в Интернете, другие – за длинным рублем и, зачастую,  в совокуплении с «жареными» фактами. Есть среди нашего брата и правдорубы, и вдумчивые аналитики, стремящиеся к правдивому и объективному анализу происходящих событий. Встречается и «коктейль» из разных составляющих.

К сожалению, бывают случаи, когда без тщательной аналитики и объективной оценки данных очень легко можно попасться на удочку недобросовестных информаторов. Так называемые борцы за правду оказываются всего лишь обычными «обиженными», спекулирующими псевдо-фактами. Эти господа  не сумели  в свое время урвать куш и не получили окольными путями контракты.

Вот на одном из телеграмм-каналов появились публикации, которые, признаюсь, очень меня заинтересовали после «наводки» производственников. Статьи касаются закупок Смоленскавтодора - крупнейшей дорожной организации региона, которую  возглавлял в прошлом находящийся сегодня в бегах  г-н Апаков.

«Информатор» дает соответствующую действительности информацию о ценах, заявленных заказчиком на торги, о приглашении г-ном Апаковым на  работу  в регион конкретных людей, занимающих нынче  руководящие должности в Смоленскавтодоре. Приводятся цены на конкретную продукцию в других регионах. Путем вычитания из смоленской цены стоимости различных материалов в других областях получается приличная разница в рублях. И эта разница преподносится как нанесенный бюджету Смоленской области ущерб.

Казалось бы, железная логика и чистая арифметика. И у меня рука не поднимается обвинять журналиста уважаемого Интернет-издания, который «клюнул» на эту «наводку», сделал вывод о том, что г-н Апаков по-прежнему «рулит».

Но все равно что-то мне показалось в этой информации не совсем чистым. Уж явно было желание вылить грязь на нового руководителя Смоленскавтодора, к которому у меня в свою очередь, в отличие от г-на Апакова, нареканий особых нет. Да и вообще при нем организация сделала, на мой взгляд,  явные шаги к тому, чтобы стать более прозрачной и открытой.

Теперь конкретно по фактам. Вот, скажем, минеральный порошок для приготовления асфальтобетонной смеси. Ближайшие от Смоленска карьеры находятся в Калужской области. И стоимость тонны минерала  с доставкой оказывается существенно выше, чем в регионах, расположенных поблизости от месторождений. На цену влияют также адреса доставки. Если это одна точка, то цена получается дешевле. Если адресов доставки 20, как имело место в прошлом году в смоленском регионе, то и усредненный пробег больше. Минеральный порошок доставляют специальные цистерны, из которых выдувают содержимое. Для складирования используются особые хранилища. Существующих мощностей хватает на  40-100 тонн порошка. Этого количества минерала едва хватит на одни сутки. А порошок требуется ежедневно. Следовательно, сроки доставки нельзя установить, скажем, на 10 дней. В этом случае поставщик начнет отгрузку в первый день, а остальную партию отправит заказчику на десятый, и больше недели будет простой. А ведь для смесей требуется, кроме остальных компонентов, битум, который тоже имеет ограниченный срок хранения, да и емкости складирования ограниченные. Цены на битум, как и на нефть, разнятся в зависимости от времени года. В завершение сезона они обычно наивысшие. Нередки случаи, когда по ГСМ в третьем квартале никто не идет на торги.

И еще одно замечание, которое я услышал от действующих производственников, которые встали на сторону Смоленскавтодора. Серьезные требования по срокам и ресурсам организаций к потенциальным победителям аукционов, разыгрываемых для нужд предприятия, позволяют избежать риска по участию фирм - «прокладок». Те имеют, как правило, уставной капитал в размере 10 000 рублей, а из имущества - только стол и компьютер. Самое страшное, к чему может привести победа недобросовестного поставщика для предприятия, – это простой и конкретно стоимость этого простоя. Кстати, в японском менеджменте главным и самым страшным врагом  производства считается простой. Не допустить его - как раз-таки и призвана известная на весь мир система канбан: система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок». Так вот, работы у таких монстров, как Автодор, планируются накануне: рано утром уже запускаются заводы, и выезжает бригада со всей техникой. И в тот момент, когда все производство работ готово к запуску, нерадивый поставщик может позвонить и заявить, что сегодня материала (к примеру, битума) не будет, возможно, завтра, а то и после. Дальше еще интереснее: разорвать контракт будет совсем не просто, а новые закупочные процедуры займут 45-60 дней. Можно представить, во что это выльется для дорожников в сезон работ!

Словом, при формировании заказа и калькуляции цены учитываются многие моменты. Еще один упрек к Смоленскавтодору звучит из уст критиков, что устанавливает тот сроки поставки гранитного щебня в течение трех дней. Тем самым, мол, искусственно отсеиваются, устраняются от участия в тендере потенциальные участники, которые могли бы предложить более низкую цену. А как, позвольте, обеспечить выполнение асфальтобетонных работ, если есть минеральный порошок, битум, но отсутствует гранитный щебень?! Мне могут возразить, мол, щебень - не порошок, им можно заранее запастись. Но ни один рачительный хозяйственник не станет впрок завозить груды щебня и занимать площади заводов материалами, которые легко доставить в тот момент, когда в них появляется потребность. Или сравнивают закупки Автодора с тендером горводоканала и «калькулируют» ущерб на сумму более 80 миллионов рублей. А ведь завозит муниципальное предприятие гравий и песок на улицу Соболева в Дормостстрой, который менее чем в трех километрах от места доставки вагонов. Маленькую партию материалов предприятие может забрать самовывозом, что также приносит экономию денег. Но возить самим автодоровцам песок и гравий по всей области накладно. Гораздо рациональнее логистику предусмотреть в стоимости тендера на поставку материалов.

Так что такие сравнения явно от лукавого. И далее: тендеры объявляет не Смоленскавтодор, а специальное подразделение областной администрации, ответственное за закупки. Прежде, чем оно заявит о тендере, заказчик представит в межведомственную комиссию расчет стоимости заказа с калькуляцией по всем позициям. При необходимости комиссия запрашивает у заказчика дополнительную информацию. Без одобрения комиссии сделка не может совершиться.

И последнее. В бытность директором СОГБУ «Смоленскавтодор» господина Апакова я публиковал критические статьи о работе этого монстра, созданного в дорожной отрасли региона. И сегодня убежден в том, что решение по передаче функций заказчика и собственника приобретенной за счет бюджета области дорожной техники и одновременно исполнителя асфальтобетонных работ явилось по меньшей мере ошибочным. Искусственное создание монополиста устранило конкуренцию в отрасли и разорило ряд некогда успешных фирм. Но в сегодняшней публикации речь не об этом, а о том, есть ли коррупционная составляющая в организации закупок материалов для дорожных работ. Давайте не будем торопиться с места в карьер! Полагаю, прежде чем обвинять, нужно анализировать информацию и как следует изучать мотив информаторов, надо разобраться в вопросе. У меня, например, после многочисленных бесед с поставщиками материалов из нескольких регионов страны, после знакомства с калькуляцией цены сформировалось объективное мнение о том, что закупки материалов для Смоленскавтодора за 2019-й проводились на основании легитимных алгоритмов, а цены формировались на основании настоящих коммерческих реалий. Надеюсь, мою позицию разделят специалисты, которые занимаются организацией тендеров.

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12