https://www.traditionrolex.com/12
https://www.traditionrolex.com/12
С любовью в сердце
№2 (234) февраль 2020 г. 2914 ТворчествоСреди них Мария Парамонова, обладающая светлым лирическим дарованием, чья очаровательная задушевная поэзия возвышает женщину, воспевает материнство, показывает жертвенную любовь к детям. Эта любовь рвется наружу в ее прозе.
В рассказе «Надо что-то делать!» женщина мечется, пытаясь спасти детей, когда в город рвутся гитлеровцы. «Земля уходила из-под ног. Будто в черную воронку неизбежности затягивала эта война». Попытки вырваться из города были обречены на неудачу.
«Надо что-то делать!» - заклинанием звучит в ее устах эта фраза. «Надо что-то делать!» - побудительным мотивом служат слова для ее мужа, который находится среди защитников города.
«Григорий снова оказался у края воронки неизбежности. В бездействии он наблюдал гибель советского летчика. Что он мог сделать?».
Сильный по эмоциональному воздействию смысловой образ - «воронка неизбежности» - авторская художественная находка. Повторяющееся его использование усиливает напряжение повествования, как и рефрен: «Надо что-то делать!».
Вот отрывок для примера:
- Надо что-то делать! - прокричал Лысиков товарищам. - Те лежали, накрыв головы от долетавших порой к укрытию осколков и обломков. Подсыпкин снова плакал.
- Надо что-то делать! - вновь прокричал Лысиков, поднимаясь из укрытия с десятизарядной винтовкой. В ней были зажигательные патроны, а немецкий самолет, сбросив бомбы, казалось, подставляет свое брюхо под залп. Он летел низко, и Григорий отчетливо видел, что несколько патронов прошили брюхо вражеской машины…
Именно такие люди, как герой Марии Парамоновой, одолели беспощадного противника в Великой Отечественной войне. Преодолевая безысходность, они действовали и приближали Победу.
Внучка фронтовика, пропавшего без вести на той священной войне, свято хранит память о нем и отражает в творчестве.
Но проросла ветвистым древом
Могилой ставшая зола,
Где без вести пропал под Ржевом
Мой дед Игнатьев Николай.
Родившаяся на тверской земле, Парамонова гордится героической историей края. Вот и в рассказе «Надо что-то делать! события происходят в городе Калинине. Такое название Тверь имела в советское время.
Победа не заставила долго ждать. Рассказ, написанный с удивительной достоверностью очевидца, заканчивается оптимистично: «Долгих два месяца собирались силы Красной Армии, чтобы выбить оккупантов из Калинина. Тогда Григорий Лысиков снова увидит жену и детей, а пока – надо что-то делать!»
* * *
Рассказ «Вишневое одеяло - очень грустное повествование об одиночестве женщины при живой родне, занятой своими проблемами. Когда-то, наверно, она была счастлива. Росла в семье офицера-фронтовика. Вышла замуж за офицера. Родила сына. Вынянчила внучку. Теперь вот тетя Наташа ищет тепла в темно-вишневом одеяле, «столь же пожилом, как и его хозяйка». Еще в довоенном тридцать восьмом году оно встречало новорожденную девочку из роддома и стало для нее дорогой реликвией.
На риторический вопрос, что теперь осталось, ответ содержится в финале рассказа: «Тоска в уютной однушке с видом на колодец двора. Краткие визиты сына, дежурные звонки невестки. Внучка учится в Англии. Старый фотоальбом, письма. И одеяло, темно-вишневое, с атласным верхом и сатиновым низом – они всегда были вместе, даже возможно, были частями одного существа. Жаль, люди больше не ценят верность».
Нравоучительный этот вывод подобен заклинанию, взыванию к совести нравственно глухих и незрячих. И в этом смысле рассказ – это современная притча о сыновнем и дочернем долге, о бескорыстной любви и черствости, о душевной скудности и эгоистическом скудоумии.
Земля Василисы Кожиной
Речь идет о Сычевской земле с легендарной историей, немеркнущей славой. В Отечественную войну 1812 года отважная старостиха Василиса Кожина во главе деревенских женщин и подростков вступила в борьбу с незваными пришельцами. Вооруженные косами и вилами, сельчане защищались от мародеров, устраивали засады, брали в плен и истребляли завоевателей. Бесстрашная Василиса вошла в историю как предводительница крестьянского сопротивления иноземному нашествию.
В книге «Смоленская малая проза» представлен писатель Владимир Каплинский из Сычевки. Это очень интересная личность. Полковник в отставке, бывший командир бригады. Член Союза писателей России. Автор книг по истории и краеведению, сборников рассказов. Руководит клубом военно-исторической реконструкции, который имеет красноречивое название «Первый егерский полк», относящееся к 1812 году.
Перу Владимира Борисовича Каплинского принадлежит уникальное издание «И отблеск злата эполет…» о смолянах-генералах, участниках боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812-1815 годах. Во вступительной статье доктор исторических наук Д. Е. Комаров отмечает: «Отечественная война 1812 года – ярчайшее событие в истории нашего государства. Подвиг, совершенный народом в борьбе за свою независимость, стал основой развития национального самосознания и патриотического подъема. Героизм и жертвенность россиян в той войне являются наглядным примером мужества и доблести для всех последующих поколений».
По авторитетному мнению ученого, книга служит ярким доказательством особой патриотичности смолян, которая проявляется на протяжении многовековой истории Российского государства.
Еще одно обращение к событиям Отечественной войны 1812 года содержится в книге «Век опаленный… (Вязьма и уезд от начала XIX - до начала XX веков)». Автор подчеркивает, что Вязьма, Вяземский уезд находились в центре «событий», и армии противоборствующих сторон дважды топтали вяземскую землю.
Владимир Борисович Каплинский получил основательную подготовку на кафедре «Истории войн и военного искусства» в Академии тыла и транспорта, а до этого окончил Ленинградское Высшее военное училище железнодорожных войск и военных сообщений имени Фрунзе. Знаний не занимать. Но изданию книг предшествует кропотливая исследовательская работа в архивах и библиотеках, обращение к первоисточникам.
Специфика книги «Смоленская малая проза» позволила включить в нее лишь один рассказ Владимира Борисовича Каплинского. Он дает представление о художественном мастерстве писателя. Творческие же его возможности отражены в книгах, где он предстает не только как прозаик, но и пытливый исследователь, историк-краевед.
Рассказ называется «На тяге». Живописна в нем картина природы: «Теплый весенний день, угасая, свежел, и в прозрачность весеннего воздуха постепенно вливалась холодная сырость, выползшая из низин. Где-то над болотом барашком заблеял бекас в вышине. Перезвон-беседа птиц стала стихать.
С далекой поляны, куда направился мой товарищ, долетел одиночный выстрел - тяга началась. Вот и я уловил далекое «хор-р-хор». Вот еще и еще раз, все громче и громче. Но странно, что я не слышу второго колена песни кулика – цвиканья, а лишь одно хорканье, которое как будто замерло на месте, не приближаясь и не отдаляясь. Всматриваясь в лазурное небо и напрягая слух, я пытался разглядеть загадочно кружащего кулика, как внезапно и разом грянул хор в сотню вальдшнепиных хорканий, на деле оказавшимися звуками, издаваемыми лягушками, дремавшими до сей поры. Их брачное веселое и азартное «пение» взвилось и заполнило всю вечернюю тишину, заглушая все другие звуки».
Встретившись у машины перед отъездом с охоты, друзья поинтересовались удачей. Один сказал, что не очень-то и важна ему была охота со стрельбой, а просто хотелось постоять, послушать, подышать весенним лесом. Другой сказал: «Понимаю… Сегодня я тоже стоял и слушал, а больше смотрел и видел много очень интересного».
Охотничьи рассказы вошли в книгу Владимира Каплинского «Тихие тропинки». Образное описание природы завораживает. Так может написать человек, воспринимающий красоту окружающего мира с душевным трепетом.
Есть у писателя Владимира Каплинского книга «Затерянные родники», посвященная земле Сычевской. Ее содержанию предшествует помещенная на обороте титула цитата историка Василия Осиповича Ключевского: «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать самих себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться…».
Земля Василисы Кожиной дорожит историей и гордится ею.
Фантазия на тему встречи с предком
Уроженка Вязьмы Вера Суханова - поэт, переводчик, краевед, член Союза писателей России – поместила в книгу «Смоленская малая проза» два рассказа. Один - о невероятной встрече с предком студентки факультета иностранных языков Ани Бертеневой. Девушка напряженно готовится к экзамену, расположившись в городском саду Блонье. Ее внимание привлекает необычного вида человек, который подходит и обращается к ней на чистейшем французском языке, Происходит знакомство.
- О. простите, я не представился. Перед вами несчастный Антуан Бертье, уроженец славного Каркассона. Это небольшой городок на юге Франции…
После успешной сдачи экзамена назавтра произошел разговор с бабушкой.
- Я и не сомневалась в твоих способностях, - сказала она. – Не удивительно, что французский язык дается тебе легко, ведь в твоем роду были французы.
Бабушка поведала, что по отцовской линии родословная велась от француза, оставшегося жить в России после наполеоновского нашествия.
- Его фамилия была Бертье, он принял православие, женился на местной девушке и изменил фамилию на местный лад, стал Бертеневым…
…Идут века. Сменяются поколения. Интерес к истории не угасает. Народ не злопамятен. И допуская возможность родства с бывшим врагом, отвергает межнациональную вражду.
Хранительница рода
Филолог Людмила Шукшина – новое имя среди известных мне имен, просиявших в современной смоленской литературе. Обладает несомненным талантом и литературным мастерством, достигшим совершенства. На это обратил внимание при отборе материала для книги малой прозы ее редактор-составитель Олег Дорогань - руководитель областной организации Союза писателей России. И выбрал два рассказа.
Сюжет первого - незамысловат. Женщина состарилась в трудах праведных, немощна стала. Сын с невесткой Натальей – сами немолодые - переехали к ней. Старуха была покладиста, ни во что не вмешивалась. Но слишком много молилась, как казалось невестке.
«Все утро ни свет, ни заря простоит перед иконами, весь вечер, днем сядет в деревянное любимое кресло, четки старенькие сухими руками перебирает (да и то сказать, руки эти уж поработали, так поработали), ночью встанешь воды попить, а она все шелестит: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий…»
- С кем говоришь?
- С Богом, деточка…
- О чем? – О Роде нашем…
- Зачем?
- Прощения прошу и милости…»
Когда случались в семье испытания, молилась истово. Отмаливала грехи невольные и прегрешения нечаянные, за кои могла последовать кара небесная. И помогало. Угроза отступала.
Перед смертью захотела собороваться, позвали священника. Наутро, помолившись, бабушка отошла тихо и незаметно.
На сороковой день после похорон увидела Наталья во сне бабушку, крайнюю в чреде прабабушек и прадедушек. И составляли они часть родословного древа, другую часть – живые потомки.
«Она проснулась легко и спокойно, тихо встала, надела темную юбку и такой же джемпер, повязала голову платком, зажгла лампаду перед строгими ликами, взяла старенькие четки и молитвенник в кожаном переплете, как-то особенно покаянно вздохнула и тихо сказала: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных…»
Хранительница рода ушла. Ее молитвенную миссию оберега приняла следующая продолжательница рода. Предназначение судьбы осуществилось.
Post scriptum. Образцы литературы патриотического и духовно-нравственного содержания, представленные в книге «Смоленская малая проза», утверждают общечеловеческие ценности, а потому воспитательное влияние произведений современных авторов благотворно и благодатно.
https://www.traditionrolex.com/12
https://www.traditionrolex.com/12
Журнал Смоленск
Интернет-портал областного журнала "Смоленск" об общественно-политической, экономической и культурной жизни региона.
Возрастная категория сайта: 16+
© 2006-2024
«Журнал Смоленск» Главный редактор ежемесячного журнала Владимир
Коренев.
Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование
возможно только при условии гиперссылки на сайт www.journalsmolensk.ru.
Администрация сайта journalsmolensk.ru не несет ответственности за содержание комментариев.
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев