Жизнь на сцене

Впервые артист Бибекин появился в Смоленске в спектакле «Недоросль» по Фонвизину, премьера которого состоялась в 1999 году на сцене Камерного театра. В то время Смоленский Камерный впервые открывал сезон в центре города, в здании бывшего кинотеатра «Юбилейный». Это был уже второй в жизни Анатолия Ефимовича Бибекина российский театр. До Смоленска он пять лет проработал в Кинешме Ивановской области, в театре, основанном семьей великого русского драматурга А.Н. Островского. Сыграл там два десятка ролей. Наибольший успех выпал на долю Бальзаминова, за роль которого актёр дважды был удостоен приза «За лучшую мужскую роль» – на всероссийском фестивале  драматургии Островского в Малом театре в Москве и на региональном фестивале в Кинешме.

До Кинешмы Анатолий Бибекин работал в Казахстане. Выпускник режиссерского факультета Алма-Атинского театрально-художественного института. Служил в театрах Павлодара, Целинограда, Алма-Аты и других городов этой республики. Когда в начале 1990-х встал вопрос о гражданстве, принял решение переехать в Россию. Послал письма сразу в несколько  театров. Первым отозвался Кинешемский драматический театр имени А.Н. Островского.

А с 1998 года актёр в Смоленске. Смоленским камерным театром он заинтересовался благодаря статье о нём в журнале «Сцена» и телепередаче «Театральная провинция».

Ставил «Недоросля» в Камерном приглашенный из Ростова режиссёр Юрий Мельницкий. Бибекин играл Скотинина – дядю Митрофанушки. Я хорошо помню этот спектакль. Классическая пьеса получила абсолютно сегодняшнее звучание, оригинальны были и сценография, и костюмы, и музыкальное оформление. Трудно было придумать что-либо лучше, например, для приобщения к театру и литературе старших школьников. Летом, в конце сезона, «Недоросля» представляли на фоне барского дома в усадьбе Грибоедовых в Хмелите. Однако в репертуаре спектакль продержался недолго: разъехались артисты.

Недолго поработал в Камерном и Анатолий Бибекин. Сезон 2000-2001 гг. он начинал уже в Смоленском театре драмы, главным режиссером которого в то время был Игорь Войтулевич, к слову, однокурсник Мельницкого по ГИТИСу (оба режиссёра –  ученики Андрея Гончарова и Марка Захарова).

Годы работы с режиссером Войтулевичем Анатолий Бибекин считал чрезвычайно для себя плодотворными. Он дебютировал на сцене Смоленского драматического театра в роли монаха – Брата Лоренцо в «Ромео и Джульетте» Шекспира. И за первую же свою роль по итогам сезона был удостоен приза в номинации «Лучшая мужская роль».

– С этой ролью вообще получилось совершенно неожиданно, – рассказывал Анатолий Бибекин, – поначалу предполагалось, что я сыграю Пролог и эпизод с письмом, которое опоздали передать Ромео из-за чумных кордонов. А потом заболел актёр, назначенный на роль Брата Лоренцо, и меня включили во второй состав. Стали репетировать. Конечно, во многом мне Войтулевич помог. Его предложения, как сыграть многие моменты роли, были очень интересны. Лоренцо ведь обычно изображают таким добрым, благостным – дескать, священник, помогает влюблённым. Не замечая, что этот монах на самом деле бунтарь, что он идёт не только против общепринятых правил (связывает молодых людей узами брака без родительского благословения), но, по сути,  заигрывает со смертью, ведь это он дает Джульетте зелье!

В нашем спектакле непривычно жесткая трактовка содержания шекспировской пьесы, что, как заметила во время обсуждения главный редактор театрального журнала «Страстной бульвар,10» Наталья Старосельская, ближе средневековью, а не эпохе Возрождения.

Следом за Лоренцо Бибекин сыграл у Войтулевича в трагифарсе «Конкурс» по одноимённой пьесе А. Галина. Этот спектакль-исследование современной жизни лет семь продержался в репертуарной афише Смоленского театра драмы и побывал на гастролях в нескольких городах России.

Бибекин создал на сцене образ ученого Бориса Карнаухова – человека тонкой душевной организации, меланхоличного и в то же время взрывного. В какой-то степени с этим персонажем перекликается его Человек в шляпе из значительно более позднего спектакля «Ищу настоящего мужчину» по пьесе белорусского драматурга Елены Поповой «Нужен муж для поэтессы» (режиссёр Виталий Барковский), а также сравнительно недавняя работа – Василий Семеныч Кузовкин – главная роль в спектакле Олега Кузьмищева «Нахлебник» по пьесе И.С. Тургенева.

В последние годы Бибекин много был занят в комедиях. По правде сказать, в репертуаре наших театров на сегодня этот жанр явно превалирует над остальными. Сам актёр по поводу такого положения вещей как-то философски заметил, что можно сколько угодно ругать Куни, но в его пьесах, по крайней мере, есть что играть. Действительно, в комедии «№13», которая в сценической интерпретации Смоленского театра драмы называлась «Всё будет хорошо» (режиссер Роман Родницкий), Анатолий Бибекин блистательно сыграл главную роль – сенатора Ричарда Уилли. Забавен в его исполнении и инспектор Портерхаус – эпизодический персонаж в другой пьесе Куни «Слишком женатый таксист» (режиссер Виктор Чепелев).

В комедиях положений «Палата бизнес-класса» Коровкина и  «Антикризисная комедия» А. Марданя (режиссер Виталий Барковский) Бибекину также удается придать своим героям живые, вполне психологически оправданные черты.

Одна из больших удач артиста – роль фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова в спектакле «Давным-давно» по пьесе А. Гладкова (режиссер-постановщик Сергей Павлюк), премьеру которого театр драмы приурочил к празднованию 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года. Кутузов в интерпретации Анатолия Бибекина – слегка усталый и мудрый человек, которому доподлинно известно, что война не время и не место для игр и забав. Однако узнав о поведении Шурочки Азаровой в опасной ситуации, он способен понять и оценить её патриотический порыв.

В спектакле «Вишневый сад», поставленном главным режиссером театра драмы Виталием Барковским, Анатолий Бибекин играл Епиходова. Надо сказать, что комедийная составляющая этого персонажа вообще отодвинута на второй план. Епиходов Бибекина отнюдь не  так нелеп и смешон, каким мы привыкли его считать. И весьма вероятно, что в послереволюционной России его ждёт большое будущее. И прозвище «Двадцать два несчастья», с таким торжественным презрением  повторяемое Яшей (арт. Олег Кудрявцев), обозначает лишь этап его жизни.

В последние годы жизни Анатолий Бибекин играл особенно много. После безвременного и скоропостижного ухода из жизни заслуженного артиста России Николая Коншина к нему перешли такие роли, как стряпчий Маргаритов из «Поздней любви» А.Н. Островского и Князь К. из «Дядюшкина сна» Ф.М. Достоевского. Оба спектакля поставлены главным режиссером театра драмы Виталием Барковским. У Барковского же Бибекин сыграл в спектаклях «Как боги» по пьесе Юрия Полякова (роль отставного дипломата Гаврюшина), «Собачье сердце» М. Булгакова (роль Николая Ивановича), «Люби меня, люби» А. Крумера (роль Мужчины в костюме»).

За 20 лет работы в Смоленске Анатолий Ефимович Бибекин выступил, говоря театральным языком, сразу в нескольких амплуа. Как актёр он сыграл почти сорок ролей, в их числе более десятка главных. Как режиссёр-постановщик поставил четыре спектакля («Супница», «Приключения Красной Шапочки», «Золушка» и «Морозко»). Как театральный педагог в 2012 году подготовил весьма успешный актёрский курс в Смоленском государственном институте искусств, где он в течение многих лет преподавал актёрское мастерство.

Фото 1.  А.Е. Бибекин в роли отца Лоренцо. Трагедия «Ромео и Джульетта» (реж. И. Войтулевич). Ромео – арт. Олег Кудрявцев.

Фото 2. Сцена из спектакля «Маскарад» (реж. В. Прокопов). А.Е. Бибекин (в центре) в роли Арбенина.

Фото 3. В роли Кутузова. Комедия «Давным-давно» (реж. С. Павлюк)

Фото 4. А.Е. Бибекин в роли Особиста «Одна абсолютно счастливая деревня» Б. Вахтина, А. Ледуховского (реж. А. Ледуховский)

Фото 5. В роли Епиходова «Вишневый сад» (реж. В. Барковский). Шарлотта Ивановна – засл. арт. России Галина Круть

Фото 6. А.Е. Бибекин в роли кучера Громыхалова «Сладкий сон без антракта» (реж. С. Назиров), помещик Ласуков – О. Мезенев 

Фото 7. А.Е. Бибекин в роли Луки Лукича Хлопова. Комедия «Ревизор» (реж. А. Ледуховский), жена Хлопова – арт. Алла Козлова

Фото 8. В роли Сергея Петровича Караулова  в комедии «Чужой ребенок» В. Шкваркина (реж. В. Прокопов), его жена – засл. арт. России Надежда Кемпи

Фото из личного архива автора.

Фотогалерея

Добавить комментарий