https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Год театра в России

В конкурсной программе «Русской классики» принимали участие коллективы из  Санкт-Петербурга, Москвы, Подмосковья, Орла, Красноярска, Омска, Смоленска, а также из Испании (город Дэния – побратим Лобни), Израиля, Приднестровской Молдавской республики, Республики Кыргызстан.

Гран-При спектаклю  большой формы жюри присудило «Мёртвым душам» (Театр  «Камерная сцена», г. Лобня), Гран-При спектаклю малой формы –  «Евгению Онегину» (Литературный театр Олега Попова, Санкт-Петербург). Призом «За лучшую режиссуру» отмечен спектакль «Каштанка» (Драматический лицейский театр, г. Омск). Награды «За лучшую мужскую/женскую роль» получили Павел Курочкин («Ведогонь-театр», Зеленоград Московской области) за роль Мармеладова и  Наталья Коротаева («Драматический лицейский театр», Омск) за роль Каштанки.

Жюри фестиваля «Русская классика» вот уже почти четверть века возглавляет театральный критик, обозреватель «Литературной газеты», профессор Московского института журналистики и литературного творчества Анна Кузнецова. Смоленские театралы наверняка помнят Анну Адольфовну по первому «Смоленскому ковчегу». Её высочайшим профессионализмом и бескомпромиссностью невозможно не восхищаться. Под стать председателю жюри «Русской классики» и остальные: театральный критик, заведующая литературной частью театра «Бенефис», заслуженный работник культуры РФ Лана Гарон, режиссёр и педагог, доцент Московского государственного института культуры Пётр Суворов – заслуженный деятель искусств РФ. К слову, Лана Гарон тоже знакома со смоленскими театрами, поскольку бывала в Смоленске в составе группы критиков от Союза театральных деятелей России.

Что произвело на театральном форуме в Лобне большое впечатление – атмосфера общегородского праздника. После каждого конкурсного показа проходило обсуждение увиденного. Причем, что примечательно, на обсуждение оставались и зрители. То есть фестиваль «Русская классика» за почти четверть века своего существования стал для жителей Лобни по-настоящему важным, ожидаемым культурным событием.

Такое же отношение к фестивалю и у городской власти. На открытии и на подведении итогов присутствовали и выходили на сцену со словами приветствия глава городского округа Евгений Смышляев, руководитель Управления культуры города Лобни Нина Круглова и другие официальные лица. Поздравительные телеграммы в адрес организаторов прислали министр культуры Подмосковья Нара Ширалиева и председатель Союза театральных деятелей Российской Федерации народный артист России Александр Калягин.

Высказывая своё мнение, члены жюри – театральные критики - Анна Кузнецова, Пётр Суворов и Лана Гарон – не только разбирали достижения и просчёты каждого конкретного спектакля, но и знакомили присутствующих на обсуждении с наиболее распространенными тенденциями интерпретации произведений отечественной классики в современном театре.

«Сны Родиона Романовича» Смоленского Камерного театра по «Преступлению и наказанию» Ф.М. Достоевского – спектакль экспериментальный. Мало того, что он по преимуществу пластический, режиссёр-постановщик  Александра Иванова поставила перед собой задачу проанализировать, мог ли Родион Раскольников – герой «Преступления и наказания» – поступить по-другому, мог ли он удержаться от совершения убийства старухи-процентщицы и раскаивается ли он в содеянном.

После решенного исключительно с помощью пластики Пролога, который отсылает зрителя к библейским временам – убийству Каином своего брата Авеля, зритель видит повзрослевшего отбывшего каторгу Раскольникова. Герой (как и Каина, играет его артист Александр Иванов) сумрачен, он почти не общается с женой (роль Сонечки Мармеладовой исполняет Ксения Вишнякова), которая безуспешно пытается хоть немного развлечь и утешить его. Все эти сцены, как и «Сон о Лошадке», также пластические. Слово в спектакле впервые появляется в сценах с Матерью (арт. Полина Силина), которая читает письмо к сыну, проливающее свет на бедственное положение семьи, исправить которое Раскольников не в силах, а также в сценах со Старухой (арт. Надежда Трапезникова) и Свидригайловым (арт. Павел Пирожков).

Думается, это совершенно оправданный подход к сценическому прочтению и интерпретации  Достоевского, ибо тексты этого писателя полны разнообразных, чаще всего библейских, аллюзий. Так, например, как замечает автор исследования «В поиске визуальной метафоры: Достоевский на языке балета и кино» Татьяна Боборыкина, в романе «Преступление и наказание» настойчиво повторяется число «4» и связанная с ним тема перекрестка – намек на «крест, символ креста».

Однако во время обсуждения мнения критиков разделились. Председатель жюри фестиваля «Русская классика» Анна Кузнецова в принципе довольно сдержанно относится к идее переводить сложные литературные произведения, в том числе сочинения Ф.М. Достоевского на язык музыки, танца и жеста. «Может, конечно, такой спектакль быть, допускается самый широкий спектр восприятия произведений классики, но я считаю такой путь тупиковым, – заметила она после просмотра спектакля.

Выступавший сразу после А.А. Кузнецовой Петр Суворов, напротив, сказал, что ему очень понравился замысел, что, несмотря на некоторую увлечённость чисто формальными приёмами,  в спектакле Александры Ивановой, безусловно, есть сверхзадача, заложено волевое режиссёрское решение. Как особенно удачные и содержательные критик отметил сцены Раскольникова со Старухой и Свидригайловым, высоко оценив игру артистов.

Комментируя свои впечатления после просмотра спектакля, критик Лана Гарон обратила внимание на рассыпанное по всему спектаклю множество скрытых смыслов – визуальных метафор, что требует не только воображения и таланта от создателя спектакля, но и тех же свойств и качеств от зрителя.

«Двойник Раскольникова, – сказала Лана Гарон, – не только Свидригайлов, но и старуха-процентщица Алёна Ивановна. Со Старухой у Раскольникова что-то вроде танца – сцепление рук: мучитель и жертва как бы срастаются. Вспоминается: “Я не старуху убил, я себя убил…”».

Вот что по поводу смоленских «Снов Родиона Романовича» написала в фестивальном вестнике журналист Нина Нечаева: «Спектакль Смоленского Камерного театра по мотивам  «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского с «историей о преступлении и большой любви в одном действии» длится чуть более часа. В постановке мало текста, но суть многопланового с многочисленными персонажами романа прозвучала чётко благодаря пластичной, впечатляющей игре актёров и интересному замыслу постановки спектакля». 

30-й юбилейный для Смоленского Камерного театральный сезон завершается 5 июля.

В сентябре в рамках проекта «Большие гастроли» Министерства культуры Российской Федерации артисты театра отправятся на гастроли в Самару, где на сцене Театра драмы «Камерная сцена» представят на суд зрителей четыре спектакля репертуара: «Весёлый вдовец», «Сюрприз для Королевы-мамы», «Три Ивана» и «Тайна сундука».

Подписи к снимкам:

1. Раскольников – Александр Иванов, Алёна Ивановна – Надежда Трапезникова

2. Раскольников – Александр Иванов, Алёна Ивановна – Надежда Трапезникова

3. Дуня – Илона Егорова, Свидригайлов – Павел Пирожков

4. Свидригайлов – Павел Пирожков, Дуня – Илона Егорова

5. Сцена из спектакля

6. Сцена из спектакля

Фотогалерея

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12