Актриса Татьяна Михальченко - крупный план

Выпускница Ульяновского театрального института, Татьяна Геннадьевна Михальченко представляет на смоленской сцене  уже 15 лет. В общей сложности ею сыграно  более 30 ролей в классических и современных пьесах. Впервые я обратила на неё внимание в театре драмы, в труппу которого актриса была принята почти сразу после окончания института. Играла она небольшую роль в спектакле Анатолия Ледуховского «Маркиза де Сад».

Спектакль этот ошеломил смоленских театралов. Причём не столько даже  темой, безусловно,  эпатажной, ведь имя маркиза Альфонса де Сада до сих пор, можно сказать, под негласным запретом. Необычными, новыми для Смоленска  были и сама форма спектакля, и цветовая гамма, и игра актёров, точнее, актрис: в спектакле не было ни одного персонажа-мужчины.

Действие в пьесе происходит во Франции времен Великой французской революции, написана она Юкио Мисимой – японским драматургом и фактически нашим современником,  а поставлена – в России в эпоху коренной ломки. Впервые А.В. Ледуховский эту пьесу Мисимы поставил в Москве в 1993 году, когда она только что была переведена  на русский. По прошествии десяти лет на большой сцене  Смоленского театра драмы режиссёр повторил свой спектакль в новой редакции.

Надо сказать, что и в начале 2000-х «Маркиза де Сад» изобиловала смысловыми подсказками – аллюзиями, расшифровывать которые было очень интересно. Тем более что играли актрисы, без всякого преувеличения, великолепно.

У Татьяны Михальченко роль была без слов, к тому же это был ввод. Ей нужно было заменить в «Маркизе» уехавшую из Смоленска молодую актрису Анастасию Зотову, которая играла служанку-японку. И Татьяна, фактически вчерашняя студентка, мастерски выполнила  ввод. До сих пор она благодарна судьбе за встречу с таким мастером, как А.В. Ледуховский.  В драматическом театре им. А.С. Грибоедова актриса Михальченко сыграла также Липочку в комедии «Свои люди» по А.Н. Островскому, поставленной  режиссёром   Прокоповым. Играла Принцессу в его же «Снежной королеве» по Е. Шварцу, Дочку в «Отце» по А. Стриндбергу в спектакле Олега Кузьмищева. Были, разумеется, и другие роли.

В Смоленский Камерный театр Татьяна Михальченко поступила в 2008 году. Как большинство артистов этого театра, она плотно занята в репертуаре.  Одна из первых её  сценических работ в Камерном – кухарки  Поприщиной – героя гоголевских «Записок сумасшедшего». Спектакль по повести знаменитого классика поставил в Камерном режиссёр из Ростова-на-Дону Юрий Мельницкий. В его сценической интерпретации «Записок» Кухарка отнюдь не декоративный, а активно действующий персонаж. Режиссёр даже изменил её имя: не Мавра, как у автора, что означает «Тёмная», а Марфа, то есть «Хозяйка»…

 На фестивале «Русская классика» в подмосковной Лобне смоленские «Записки сумасшедшего» были хорошо приняты критикой и даже удостоены  награды.

Наиболее яркие сценические работы Татьяны Михальченкопоследних лет – этоМадам Иванова с её вычурными манерами и всегда скептически поджатыми губами (трагифарс «Зойкина квартира» по одноимённой пьесе М.А. Булгакова, режиссёр Николай Парасич), вся насквозь искусственная блондинка-секретарша «Письма счастья, или Когда зацветут деревья» по пьесе А. Касоны «Деревья умирают стоя», режиссёр Елена Янышева), игривая и насмешливая ведьма-Солоха в комедии «Ночь перед Рождеством» по одноименной повести Н.В. Гоголя и давно ставшая именем нарицательным Эллочка -«людоедка» из «12 стульев» И.Ильфа и Е. Петрова (режиссёр двух последних спектаклей Александра Иванова).

Все перечисленные спектакли как бы на стыке жанров. От актёров требуются виртуозное владение телом и молниеносность реакции. Да и вообще в афише Смоленского Камерного сегодня много спектаклей, жанр которых определить не так просто. Актрисе Михальченко, на мой взгляд, удаётся, не противоречарежиссёрской трактовке, привнести в образы своих даже самых эксцентричных героинь хотя бы немного психологизма. За внешней бравадой и раскрепощенностью проскальзывает порой тоска по чему-тоиному—важному и настоящему, а порой — элементарная скука.Взять хотя бы её Луизу в спектакле «Пушкин. Любовь. Чума», созданном по мотивам произведений А.С. Пушкина и других авторов (режиссёр Илья Леонов). Сложный по замыслу и драматургии спектакль предоставляет актёрам возможность выступить одновременно в разных ипостасях. Не только в роли средневековых горожан, пытающихся за пиршеством отвлечься от мыслей о скорой и неминуемой гибели, ибочума уже пришла, и жить остаётся считанные часы, но и в ролилитературных персонажей, создаваемых поэтической фантазией Автора, пока он, читая поэму Джона Вильсона «Чумной город», сочиняет собственное произведение – будущую маленькую трагедию «Пир во время чумы».

– Что Вам даёт театр представления, в частности, пластические спектакли «Шинель», «12 стульев»? – спрашиваю актрису.
– Прежде всего, это, конечно же, опыт, – задумавшись буквально на секунду, отвечает Татьяна Геннадьевна. – Ты меняешься, становишься совершенно другой, фантазируешь, выдумываешь выражение лица, жесты, походку. Над такими ролями работать очень интересно, хотя, конечно, по-настоящему впечатлить может только подлинность чувств и мыслей. Так меня учили мои педагоги.

А вот вводы в уже состоявшиеся, готовые спектакли я люблю гораздо меньше. Повторять рисунок роли, придуманный другой актрисой, не хочется. С другой стороны, ощущаешь некоторую скованность: партнёр ведь рассчитывает на определенную реакцию, у него-то роль сделана.

Последняя работа актрисы – роль Марьи Львовны в спектакле Бари Салимова – выпускника режиссёрского отделения Высшей театральной школы Константина Райкина по пьесе М. Горького «Дачники». Спектакль получил название «NeoДачники».

Приступая к постановке спектакля, режиссёр пояснил, что в его понимании «Дачники» - как бы продолжение чеховского «Вишневого сада». Обе пьесы написаны в 1904 году.Выкупленное на торгах имение Раневской и Гаева новый владелец Лопахин собирается расчленить на участки, чтобы сдавать в аренду дачникам. Так заканчивается пьеса Чехова.Но вот дачники явились. Что же это за люди, какие они?

На этот вопрос и пытается ответить своей пьесой Горький.

Конкретных событий, подталкивающих развитие сюжета, в «Дачниках» практически нет. Как и в чеховских пьесах, в этой пьесе Горького главное действие заключается в движениях души, а не в событиях внешнего мира. Каждый персонаж погружен в глубоко личные проблемы.

По пьесе Марья Львовна – эмансипированная женщина, отличающаяся от всех остальных дам всегда хорошим настроением и постоянной готовностью к острым дискуссиям на модные в то время общественные темы. Внезапно вспыхнувшее чувство к Власу пугает и озадачивает прежде всего её саму.

В спектакле «NeoДачники»  предреволюционные общественные мотивы практически сведены на нет, несмотря на то, что время действия  вполне конкретно  и даже подчёркивается – это  июль 1904 года,  на востоке страны идёт Русско-японская война.

Горьковские персонажи в спектакле рассматриваются как виновники и одновременно будущие жертвы исторических событий, грядущих уже совсем скоро. Поэтому режиссёр подчеркивает в них прежде всего человеческое, личностное.

И Марья Львовна в исполнении Татьяны Михальченко вовсе не «воинственная» дама, как с раздражением характеризует её Шалимов. В отличие от всех остальных женских персонажей Марья Львовна ни от кого не зависит. Она работает, имеет врачебную практику, что позволяет ей жить безбедно, содержать дочь-барышню и даже снимать на лето дачу.

Но, как оказывается, она глубоко несчастна как женщина, которая, дожив до 40 лет, не знала любви. Она повзрослела, не успев испытать молодых чувств. Не случайно она влюбилась именно в  25-летнего Власа.

В сцене откровенного разговора с Варварой – сестрой Власа, которая относится к своему брату с большой теплотой и нежностью, тревожится о нём,  Марья Львовна признаётся, что для неё их с Власом дачный роман – это не забава, не игра, что она относится к молодому человеку отнюдь не по-матерински: «Я его люблю!.. Вам это смешно? Ну, да... я люблю... Волосы седые... а жить хочется! Ведь я – голодная! Я не жила еще... Мое замужество было трехлетней пыткой... Я не любила никогда! И вот теперь... мне стыдно сознаться... я так хочу ласки! нежной, сильной ласки, – я знаю, поздно! Поздно!»

Татьяна Михальченко ведёт эту сцену – одну из лучших в спектакле – очень тонко. Она как бы проживает на сцене со своей героиней её жизнь. Сегодня, в эпоху искусственных эмоций, не так много актёров, кто умеет это делать.

Роль в спектакле «NeoДачники» - не единственная творческая удача актрисы в текущем сезоне, юбилейном для Смоленского Камерного. В уникальном детском спектакле «Колобок», поставленном по фольклорным записям исконных смоленских сказок (записи сделаны в начале 2000-х во время фольклорных экспедиций по Смоленской области этномузыкологом Натальей Рогачёвой – в настоящее время педагогом по вокалу Смоленского Камерного театра), Татьяна Михальченко блестяще исполнила роль Лисы. А в сказке по пьесе Юлия Кима «Три Ивана» сыграла ключницу Варвару.

Татьяна Михальченко находится в чудесном во всех отношениях возрасте, превосходной физической и творческой форме, так что впереди у неё много новых интересных театральных работ.

Фото из архива Смоленского Камерного театра.

На снимках:

  1. Портрет Т. Михальченко
  2.  «Ночь перед Рождеством»: Солоха – Татьяна Михальченко, Голова – Андрей Аббасов
  3. «NeoДачники»: Марья Львовна – Татьяна Михальченко, Варвара – Полина Кроль
  4. «Три Ивана»: Ключница Варвара – Татьяна Михальченко
  5. «Пушкин. Любовь. Чума»: Луиза – Татьяна Михальченко, Молодой человек – Александр Иванов
  6. «Примадонны»: Одри – Татьяна Михальченко, Джек – Никита Куманьков
  7. «Колобок»: Лиса – Татьяна Михальченко
Добавить комментарий