Человеку, человеком, о человеке

Лирической комедией по пьесе Евгения Гришковца «Весы» Смоленский государственный драматический театр им. А.С. Грибоедова отметил День театра. 

Спектакль прошёл с аншлагом, под единодушный восторг зрителей. Притом, что смеха, как такового, у публики практически не вызвал. Да, преимущественно  женское хихиканье различных оттенков практически не молкло, но здесь, видимо, и кроется одна из основных задач постановщиков спектакля: режиссёра, заслуженного артиста. РФ Игоря Голубева и художника-постановщика Светланы Архиповой – подчеркнуть святое таинство рождения человека, улыбнувшись при этом всему случайному, надуманному, преходящему.

Никакого занавеса! Сцены театральной нет, всем круглосуточно открытый холл родильного дома исполнен под цирковую арену, где всё открыто, уголки отсутствуют. Да и действо спектакля открывается мизансценой с цирковым привкусом: санитары мчат каталку с машущей ногами роженицей. Паническая пластика, того же духа музыка, зал поощрительно смеётся. И начинается диалог случайного с вечным.

Вот бледный юноша Артём (арт. Евгений Ракицкий). Он здесь, чтобы присутствовать при родах своей жены. Данную услугу они оплатили роддому, жена находится в отдельной палате, но… Но приехавшая теща (заслуженная  артистка  РФ Ирина Голованова) против этого, она сама желает поддержать дочь в процессе родов. Да и не понимает желания Артёма присутствовать при столь закрытом всегда для мужчин действе. Живой, содержательный, эмоциональный  диалог, в котором каждый прав, отражает конфликт традиции пришлого с веяниями настоящего. И это лишь пролог к ряду следующих историй с родами, именами детей, надеждами родителей и так далее, вплоть до трагических ситуаций.  Вот в холл входят Алесей (артист  Константин Юхневич) и Эдуард (заслуженный артист  РФ Игорь Голубев). У  каждого из них своё пережитое. У стены молча  сидит старичок, как выяснится, у него в роддоме рожает незамужняя внучка. Под водочку мужики вспоминают, размышляют, надеются, ждут. У Алексея супруга рожает уже третьего ребёнка, у Эдуарда свои воспоминания, свой, уже взрослый сын. Работа актёров безупречна, при том, что порой их монологи отдают пошлятинкой. Но не уходишь, понимая, что за этим - правда нашей повседневности. Разряжает ситуацию появление героинь Ирины Головановой – чудо!  Вот она в роли тещи, осанистая, слегка тяжеловатая, мудрая. А вот вылетает на арену медсетричка:  тонкая, подвижная, просто – живчик! Это тоже Ирина Голованова. А вот мать Артёма: строгая, сдержанная, ровная во всём дама. И это Ирина Голованова, только через несколько минут. Даже голоса у героинь актрисы разные. Чудо, а не просто мастерство!

Спектакль не прерывается, длится один акт, не давая зрителю расслабиться, не выпуская его из потока судеб. Но вот сообщение об успешных родах, вот радость, восторг, торжество рождения жизни надо всем случайным, преходящим, земным. Зал встаёт, зал аплодирует, зрители благодарят. За что? Ведь комедии как таковой практически не было. Так, подхихикивали над тем, на что мужикам смотреть не нужно. Нет, спектакль Игоря Голубева полностью отвечает главному театральному кредо: человеку, человеком, о человеке. Заставляет сопереживать, думать, подтягивает вверх. Что ныне далеко не каждому театру удаётся.

Фотогалерея

Читайте также

Благодарный поклон

№4 (224) 2019 г. 194

ОТ РЕДАКТОРА: Ровно 20 лет назад, в апреле 1999 года, я учредил Общество с ограниченной ответственно...

Гагарин и театр

№4 (224) 2019 г. 196

Март и апрель – месяцы гагаринские. 9 марта исполнилось 85 лет со дня рождения первого космонавта пл...

"Фронтовики" контролируют "зеленую волну"

№4 (224) 2019 г. 253

В региональное отделение Общероссийского народного фронта обратились члены родительского комитета&nb...