Кукольные дома Виктора Мамина

Год театра запомнится ещё одной невосполнимой утратой. В воскресенье, 1 декабря, проводили в последний путь режиссёра Виктора Александровича Мамина. 3 ноября ему исполнилось 73 года.

С именем Виктора Мамина связан самый, пожалуй, яркий и плодотворный за последние двадцать с лишним лет период истории Смоленского театра.

Мамин появился в нашем городе в самом начале 90-х  как приглашенный режиссёр. В 1992 году поставил на малой сцене театра драмы «Осеннюю сонату» И. Бергмана с Людмилой Лисюковой в роли Евы и Любовью Шустовой – Шарлоттой.

О спектакле много говорили и писали, билетов на малую сцену было не достать.

В это же примерно время в репертуаре Смоленского Камерного театра возникла его «Панночка» по пьесе Н. Садур. Камерный был тогда совсем молодым и новым театром, к нему ещё не привыкли. Располагался он на проспекте Строителей, в спальном районе. Однако после «Панночки» о Камерном заговорили театралы. Хому Брута играл Николай Парасич, Явтуха – Владимир Решетнев.

В 1993 году Мамин стал очередным режиссёром драматического театра, и с семьёй переехал в Смоленск. За годы работы он  поставил такие замечательные спектакли, как «Кукольный дом» Г. Ибсена, «Маленькая девочка» Н. Берберовой, «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, «Только не бойся быть счастливым» («Мой бедный Марат» А. Арбузова), «Любовь под вязами» О'Нила, «Аккомпаниатор» А. Галина, «Рождение звезды» А. Луначарского, «Любоф» М. Шизгала на малой сцене, «День рождения Инфанты» О. Уайльда, «Дикарка» А.Н. Островского, «Золотой ключик» А. Толстого и другие спектакли – на большой.

В Камерном театре, кроме «Панночки» вышла его лирическая комедия «Эти свободные бабочки» по пьесе Леонарда Герша, которая продержалась в афише больше 15 лет.

Рассуждая о том, как он выбирает литературный материал, Виктор Александрович одном из своих интервью сказал: «Что для меня определяет выбор пьесы? Резкость и неадекватность ситуаций падения героев. Эта глубина является прекрасным раздражителем… Режиссёр, как лекарь, проводит анализ заболевания, впрыскивая себе смертельную дозу… Мы все закодированы на драматизм существования, поэтому творческому человеку всегда трудно в жизни».

Спектакли Мамина на малой сцене Смоленского государственного драматического театра объединяли не только камерность интонации, не только актёры, но и тема. Если обобщить, тема эта – взаимоотношения между людьми. Она была задана в самом первом спектакле – «Осенней сонате» И. Бергмана, не сходившем с афиши в течение девяти лет, продолжена в мелодраме «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса. Об этом же  фактически его спектакли «Маленькая девочка», «Кукольный дом» и «Аккомпаниатор».

В центре большинства его смоленских спектаклей – Дом, выстроенный людьми, решившимися идти в одной упряжке, – супругами. Причём, как неминуемо выясняется в ходе действия, дом этот – полнейшая иллюзия, «кукольный» дом, как в одноимённом спектакле по пьесе Ибсена. К слову, в начале ХХ века в русских и немецких театрах эта пьеса называлась «Нора» – по имени главной героини, то есть акцент делался на необычайно актуальный в то время «женский вопрос».

Семья была поставлена режиссёром как бы под луч рентгеновского аппарата. Анализу подвергалась не только прочность брачных уз, но то, на чём замешено семейное счастье…

Как примирить семью и карьеру («Осенняя соната»)? Можно ли срежиссировать увлечение мужа и обратить сам этот факт в свою же пользу («Маленькая девочка»)? Останется ли жизнь прежней, когда угроза миновала, но все маски сорваны («Кукольный дом»)?

Однозначных ответов на эти вопросы в спектаклях, конечно, не было. Каждый из зрителей волен был сам решить, любит или ненавидит Ева  свою красивую и знаменитую мать, бросится Сомов вдогонку за юной девушкой со странным именем До или останется с женой и сладкой болью и ради чего Нора покидает (и вправду ли она покидает?) своего такого правильного и словно бы совершенно добропорядочного мужа…

Судорожно цепляется за созданную ею же самой иллюзию благополучия главная героиня спектакля «Стеклянный зверинец» Аманда Уингфилд. Эту роль исполнила Людмила Лисюкова – любимая актриса Виктора Мамина. Она сыграла у него в четырёх спектаклях. Главного героя «Стеклянного зверинца» Тома Уингфилда, от имени которого велось повествование, блестяще сыграл Константин Денискин, ныне артист Центрального академического театра российской армии.

В последнем спектакле Мамина в театре драмы – трагикомедии по пьесе современного драматурга Александра Галина «Аккомпаниатор» (премьера 2003 года) – ни Дома, ни даже иллюзии Дома нет. Есть квартира, точнее, несколько квартир как цель устремлений главного героя спектакля по имени Григорий. На премьере Григория играл артист Павел Глухов, а после его ухода из театра роль перешла к Валерию Брыксину. «Аккомпаниатор» жил долго и был сыгран более ста раз.

Для остальных персонажей – одиноких пожилых людей – этот Григорий стал почти родным. Занятие, избранное молодым человеком, очень современно, можно сказать, «на слуху», о чём свидетельствует реклама фирм, предлагающих помощь старикам при условии наследования жилья.

Именно с целью получить наследство и поправить таким образом собственное материальное положение Григорий служит в секретарях у одинокой вдовы профессора Кораблёва – Жанны Владимировны. И она настолько привыкла к своему помощнику, так ценит его заботу и знаки внимания, что готова назвать Григория сыном. И, кажется, что Григорий относится к ней столь же искренне.

В момент, когда в её квартире появляется чудаковатая старуха Сверчкова, которая рассказывает, что расчётливый молодой человек ходит и к другим пожилым владельцам квартир, завещание уже готово. Но Жанна Владимировна не изменяет в нём ни строчки даже когда убеждается, что Сверчкова абсолютно права и ничего не перепутала.

Несмотря на злободневность сюжета, «Аккомпаниатор» отнюдь не об обмане наивных стариков. Он об одиночестве, о том, как необходимо всем нам внимание, присутствие рядом близкого, способного на сочувствие человека, как соблазнительно думать, что кому-то с тобой по-настоящему интересно, как жестоки правила игры под названием «человеческие взаимоотношения», как тягостно ощущать себя никому не нужным.

Именно этот спектакль в 2004 году выбрал для своего бенефиса по случаю 50-летнего юбилея заслуженный артист России Николай Коншин, который в «Аккомпаниаторе» блистательно играл Изольда Тимофеевича Кукина.

Спектаклей Виктора Мамина в репертуаре смоленских театров давно уже нет. По объективным, разумеется, причинам. Но темы, в них затрагиваемые, вечны. Нет-нет, да театр к ним вновь обращается. В частности, тема правды человеческих взаимоотношений затрагивается в спектаклях заслуженного артиста России Игоря Голубева, который когда-то сыграл у Мамина главную роль в «Моем бедном Марате» А. Арбузова и много лет работал с ним рядом в театре драмы…

Фотогалерея