https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Когда в доме мир

Журнал «Смоленск» предлагает вниманию читателей интервью с юбиляром.

- Родился я в селе Пречистое Духовщинского района. Окончил там среднюю школу. Но детство мое прошло в Смоленске. Отец после службы привез нас в Смоленск. Здесь мы жили в землянке на берегу Днепра в Сортировке, в первый класс я пошел в Колоднянскую школу.

В свое время отец служил на подводной лодке, участник Великой Отечественной войны. Как члену партии ему поручили возглавить пекарню в Сортировке. И я рос на берегу Днепра. Гонял босиком с пацанами мяч, ловил рыбу. Детство мое было счастливым, я не знал, что такое плохо. Со временем предоставили нашей семье сначала домик, потом квартиру. А в 1954 году отца как 30-тысячника направили поднимать сельское хозяйство в колхоз «Красный коммунар». Тогда в семье было уже четверо детишек. За 12 километров я ходил в школу в Пречистое.

В 1959 году в наш поселок приехал Андрей  Тимофеевич Сашин, ленинградский художник, уроженец тогдашнего Пречистенского района. А я уже работал в райкоме библиотекарем. Местным властям понравилось, что я рисую, и в парткабинете мне дали задание выпускать «Окно сатиры» - я рисовал карикатуры на нерадивых председателей колхозов, на тех колхозников, которые злоупотребляли спиртными напитками. Мы тогда с Сашиным и познакомились. Он приехал в Пречистое с супругой Надеждой Николаевной. Она была актрисой и, кстати, первой артисткой Смоленского драматического театра в 1918 году. А Андрей Тимофеевич – ученик Петрова-Водкина и Павла Филонова. Я прямо-таки влюбился в художника. И в моем характере произошел перелом. Поступил на первый курс худграфа. Андрей Тимофеевич каждое лето приезжал в Пречистое. Он мечтал открыть в поселке картинную галерею ленинградских художников. Ходил я с Мастером на этюды. У него был маленький этюдничек, у меня – чуть побольше, студенческий. Он работал, я наблюдал за его вдохновенной работой. И для меня его экспрессивная манера нанесения мазков представлялась большим артистизмом. Я к нему каждый день приходил. Мы вели разговоры, он мне рассказывал о художниках, о  своей жизни. А Надежда Николаевна являлась собирательницей народных песен. В Смоленске даже книга была издана, ее я подарил в Пречистенский музей. Я также к Сашину ездил в Ленинград. Он меня возил по знаменитым местам. Впервые благодаря ему я побывал в Русском музее, в Эрмитаже. В 1965 году Андрей Тимофеевич ушел из жизни. Прислала письмо Надежда Николаевна. А я был тогда студентом пятого курса. Поехал в Питер к ней. В свое время Андрей Тимофеевич подарил мне несколько своих работ. В Ленинграде у них были две комнаты в  коммуналке. Одна служила мастерской. Надежда Николаевна завела меня в эту комнату, забитую работами, и говорит: «Выбирай то, что тебе понравится». Я взял несколько маленьких этюдов и детскую книгу с его рисунками, изданную в 1931 году. Недавно я эту книгу передал в Пречистенский музей.

После института я по направлению уехал в Молдавию. Здесь началась моя творческая жизнь. И первая выставка, на которой я выставил свои работы, называлась «Художники – детям!». Это была республиканская выставка. Позже я подготовил серию картин «Мир дому твоему» по договору с Министерством культуры СССР к Всесоюзной молодежной выставке в Москве на Кузнецком мосту в 1966 году. Серию составили четыре линогравюры. И в это время я вступил в Союз художников, сначала кандидатом, а спустя год – членом. Дубиновский Лазарь Исаакович, член-корр., сказал, мол, нечего тебе в кандидатах ходить, готовь выставку, будем тебя принимать в Союз! Кстати, его скульптура  «Урожай» находится в музее на улице Маяковского в Смоленске. Видите, как судьба меня сводила с великими людьми! Художник из Кишинева получил поддержку от Мастера, работа которого имеется в моем родном Смоленске! А в 1969 году я стал участником международной выставки молодых художников Молдавии в редакции журнала «Юность».  Позже выставлялся в редакции «Советской молодежи».

В Молдавии я прожил десять лет. Но часто выезжал в Москву и в другие города на различные выставки. В 1968 году, например, на Всесоюзной выставке встретился с Альбертом Сергеевым и Владимиром Ельчаниновым. Они давили на меня: когда уже ты вернешься на родину. А я им отвечал: приеду, когда позовет мое сердце. Здесь же все родственники, друзья. Когда заезжал в Смоленск, к Марышеву иду, к Ласкину, к Ельчанинову. И они мне постоянно твердили, сколько же можно жить вдали от родного дома. Шли годы, и в 1980 году я приехал на родину. Мне должность дали главного художника мастерских. Стал секретарем партийной организации. У нас в региональной организации, к сожалению, царили склоки, интриги. А я протоколы порву и в урну брошу. Работал в обкоме в те годы заведующим отделом пропаганды товарищ Павлов. И он однажды мне сказал после очередной попытки оставить должность: мы тебя не отпустим, ты видишь, сейчас стало спокойно в Союзе художников, перестали писать жалобы.

Конечно, когда я вернулся в Смоленск, было трудно. В Молдавии одна художественная школа, а тут другая. Увлекся работой с акварелью. Заметили, помогали добрым советом.

К 80-летию со дня рождения в КВЦ имени Тенишевой открылась моя персональная выставка «Мир дому твоему». Это название отсылает к истокам, когда я начинал. И вообще в моих работах мир, семья, дети – самые жизненные темы. Да эти темы от сердца шли, с детства, от моего взгляда на окружающих. С детства это все впитывалось. Я всегда стоял перед белым листом бумаги акварельной, размышлял, а потом шел в мастерскую и запирал дверь на ключ, никого не запускал. Писал работы, как говорят, за раз.

Вот спрашивают у меня порой студенты и корреспонденты о наградах. Есть и они, еще с периода жизни в Молдавии, когда меня наградили медалью в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. Но я никогда не стремился к знакам отличия, хотя должность секретаря партийной организации позволяла получать награды, если их выпрашивать. Некоторые так и делали. А я в просителях не ходил, звание «Заслуженный художник Российской Федерации» получил только в 2010 году, когда уже ни в каких секретарях не состоял.

В деревне, где у меня дачный участок, посадил 50 сосен, и все прижились. А у соседей не приживаются. Объясняю, как готовить лунку, как  расправлять корни саженца, сохранять ту среду, в которой прорастали детки. Вот так и в художническом творчестве: есть технология, есть, как говорят, требования жанра. Но без таланта, без порыва сердца картина не рождается. Я пишу сердцем, и иначе не могу!

Запись: Владимира Коренева, главного редактора журнала «Смоленск».

Фотогалерея

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12