https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Май праздничный

И еще одно воспоминание, связанное с цифрой 5. Я был пятиклассником, когда написал первую заметку в областную газету «Смена». И с того года самым любимым после Дня Победы праздником стал для меня День Печати. Символично, что праздник журналистов и читателей, которыми тогда была вся страна, отмечался именно накануне Дня Победы. И еще один символ: 6 мая 1985 года наш родной Смоленск стал Городом-Героем. А еще раньше, в мае 1978 года на заседание Политбюро ЦК КПСС выносился вопрос о присвоении Смоленску высшего государственного звания. Смолян уже поздравляли, считали, что Указ вот-вот будет подписан. Я тогда работал заведующим отделом пропаганды и культуры газеты «Смена», и редактор Игорь Алексеевич Пузырев поручил мне готовить праздничный выпуск. Мне удалось договориться с типографией о выделении монтажного стола для подготовки номера газеты большим форматом. На первую полосу с переносом на вторую разместил выступление председателя горисполкома Алексея Ивановича Орлова. Материалы разворота сверстал под строчку Владимира Маяковского: «Очень правильная, эта, наша, Советская власть!». Где она сегодня, эта власть, которой все мы гордились, и что получили взамен?

7 мая мы отмечали День радио. И это тоже был мой личный праздник, потому что несколько плодотворных лет связано с работой в Смоленском радиокомитете. Программу «Добрый вечер, Смоленск!» и сегодня с благодарностью вспоминают ветераны, когда встречаю их на улицах города.

День Победы

И вот 9 мая мы уже встречаем праздник со слезами на глазах – День Победы. Все мои близкие родственники прошли через фронт. Дед – Иван Порфирьевич вернулся домой весь израненный и ушел из жизни, когда я еще был младенцем. Его брат, Михаил Порфирьевич, предположительно захоронен на воинском мемориале «Рыленки» в соседнем со Смоленщиной Дубровенском районе Республики Беларусь. Дядя, Иван Иванович, горел в танке, но дошел до Берлина. Он обладал замечательным голосом, и традиционные совместные праздники родни в его доме на Покровке неизменно сопровождались  любимой песней бывшего танкиста: «Три танкиста, три веселых друга, экипаж машины боевой!». Двоюродный дядя, Григорий Дмитриевич, тоже прошел фронт, а затем служил в армии офицером. После демобилизации многие годы возглавлял отдел ветеринарии Смоленского облисполкома. А его жена, Алла Александровна, всю войну провела в походных госпиталях, выносила раненых с полей сражений, организовывала работу медицинских частей, получила звание майора медицинской службы. Мама, Нина Стефановна, с полугодовалым братиком оказалась в оккупации, чуть не погибла (немцы обратили внимание на ее чуть кудрявые волосы и посчитали еврейкой). И попала бы под расстрел, если бы не возмущенный вой жителей деревни Волково, куда семья успела пешком добраться на родину родителей. В дороге они слышали взрывы бомбежек Смоленска. А отец, Евгений Иванович, воевал во взводе разведчиков войск связи. Он хорошо плавал, и ему командование поручало форсировать водные рубежи и переносить на другой берег кабель и связное оборудование. Трижды его награждали медалью «За отвагу», фронтовой старшина был удостоен ордена Славы III степени, за подвиг при форсировании реки Шпрея в 50 километрах от фашистского логова командир перед строем объявил о представлении его к ордену Славы II степени. Но на следующее утро произошел новый бой, в котором отца ранило, и он вместо штурма Берлина оказался на больничной койке во фронтовом госпитале. И орден папа так и не получил. Но и без него набрался целый «иконостас» наград.

Хотя я направил в 1978 году запрос в архив Министерства обороны. Сначала получил предварительный ответ, а потом отца пригласили в военкомат и вручили  орден Красной Звезды. Наверное, как компенсацию за утерянную награду?

А повод для написания в Подольск мне дал один активист совета ветеранов, который пришел в редакцию с просьбой написать о нем очерк. Я посмотрел на его грудь – там красовались юбилейные медали, различные значки. И ни одной фронтовой награды! Стало очень обидно за отца. Он не кичился своими подвигами, хотя, наверное, мог гордиться тем, что в Смоленске больше не было ни одного фронтовика с тремя медалями «За отвагу». Нам, детям, скупо рассказывал о войне – мол, зачем вам эти страшилки. Не носил «иконостас», предпочитал орденские колодки, которые, впрочем, занимали полгруди.

Отец полных 40 лет после войны отработал в одной должности начальника смены ТЭЦ-1 (ранее – СмолГЭС). В коллективе его должность называли «дежурный директор». Потому что в энергетике до сих пор заведен такой порядок, что ответственность за работу станции несет в первую очередь начальник смены, и никто не вправе отменять во время дежурства его решения. Так что я горжусь тем, что свет в смоленские дома, а потом и тепло давал именно мой отец! 

И еще об одном майском празднике хочу несколько слов сказать в этой статье – о Дне пионерии. Мне тоже посчастливилось состоять в этой организации. И наша пионерская дружина имени Ф.Э. Дзержинского 27-й смоленской школы неизменно называлась лучшей в городе на протяжении многих лет. Сегодня пионерская организации, увы, канула в Лету. Хотя в Смоленске есть гагаринцы, но, конечно, размах движения уже не тот. А по поводу пионерского приветствия даже появилась шутка в это время разгула пандемии. Мол, надо приветствовать друг друга так: «Будь здоров!»- «Всегда здоров!». Вот и пожелаю в завершение всем нам здоровья! Берегите себя, мои дорогие читатели!

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12