Спросим Пушкина…

- Да, но спектакль ставится не только по пьесе А.С. Пушкина, всё гораздо сложнее. В основе готовящегося спектакля композиция, созданная режиссёром-постановщиком Ильёй Леоновым, включающая в себя и историю создания произведения  А.С. Пушкина «Пир во время чумы»,  и сам текст этого произведения. Здесь вот что интересно: эту вещь Пушкин написал в известный период под названием «болдинская осень». То есть в период, когда из-за карантина он не смог выехать в Москву. И вот находясь в Болдине, он вспомнил о произведении «Чумной город» шотландского поэта Вильсона и осуществил как бы её художественный перевод на русский. В результате возникло ещё одно произведение в цикле «Маленькие трагедии», известное нам как «Пир во время чумы».  Оно и легло в основу готовящегося спектакля. Но помимо этого текста режиссёр-постановщик Илья Леонов использует дневники и письма Пушкина периода болдинской осени, сплавляя воедино и произведение Пушкина,  и его жизненные перепитии, отражённые в личной переписке и дневниках. В результате на сцене Пушкин сосуществует со своими героями, даже вступает с ними в диалог, то в противоречие, то в единоборство. Это трудно, да и не нужно пересказывать, лучше увидеть, но в этом суть драматургии будущего спектакля. 

- Автор совместно со своими героями на сцене – любопытная «изюминка». Смоленск к такому не привык.

- Да, спектакль отличает оригинальный новаторский подход. Персонажи пушкинского произведения существуют на сцене в некой карнавальной ситуации, персонажи-маски. У них и на лицах маски, у каждого своя оригинальная пластика, а Пушкин как бы наблюдает за ними, пытаясь как-то на них повлиять, а в финале становится священником, общаясь с персонажами пьесы, взывает к Божественному.

- Пушкин превращается в священника? Сильно, неожиданно, но если вспомнить Болдинскую осень в его творческом наследии, её этическую составляющую… Итак, всё о драматургии готовящегося спектакля?

- Далеко нет, но, а уж как режиссёр ставит всё это на сцене, поверь – совершенно замечательно! Очень интересная стилистика, множество пластики, очень интересная работа нашего балетмейстера…

- Но пластика вряд ли возможна без музыкальной составляющей, и это, как я понимаю, уже работа твоя. Несколько слов, что ты предпочёл для столь непростой драматургической композиции?

(Здесь небольшое но, как мне кажется, необходимое отступление. Мы беседуем у Макарова дома, в комнате, это практически мини-студия, где за компьютерами работает заведующий музыкальной частью Смоленского Камерного театра. Здесь огромная фонотека на всех носителях, начиная от бабин, кассет, виниловых  и вплоть цифровых дисков, отражающих не одну эпоху эстетических поисков Влада, начиная от Битлз до Бетховена, Баха и далее, и вширь,  и вплоть до сегодняшнего дня). Но что ответит маэстро? Итак… 

- Да, музыка в этой работе играет огромное значение, я с большим энтузиазмом взялся за раскрытие этой темы, темы, требующей особой музыки. Музыки высокого плана, очень точной, тонкой. Поэтому в своих закромах и поднял всё самое лучшее. Мне повезло с режиссёром, мы нашли полное взаимопонимание, Илья Леонов полностью доверил мне всю музыкальную часть, но в принципе реализовывается, создаётся некий музыкально-художественный образ спектакля: драматургический, пластический и музыкальный. Последний во многом и определят всё движение на сцене, всю пластику и даже актёрские интонации. Большая серьёзная работа. Сегодняшний Камерный театр - это не постмодернизм, мы стремимся работать в лучших традициях современного театра в положительном смысле. Не скандального, как сейчас это модно кое-где в столицах,-  театры Богомолова, Серебренникова. Нет, у нас нечто более классическое, но в то же время отвечающее современной стилистике. В этом спектакле будет использована музыка очень изящная, но не банальная, включая даже И.С. Баха, Майкла Наймана, современных европейских композиторов, в основном классического плана. Так что в музыкальном плане всё будет очень точно, благодаря во многом нашему взаимопониманию с режиссёром-постановщиком Ильёй Леоновым. Он очень тщательно работает с актёрами, и они в целом справляются. Что касается моей работы, то, повторяю, это не просто подбор разной музычки, как возможно представляют нетеатральные люди, но создание художественного звукового образа спектакля, выстроенного по определенной логике. Что я понимаю как создание художественного, музыкального произведения. Здесь для меня важно найти общее понимание с режиссером, и с художником, а иногда и с актерами. Идеальная ситуация, когда работаешь командой единомышленников. В театре это решает многое. Проблемы с режиссерами порой возникают в виду разного подхода. Режиссер чаще желает иметь много разной музыки, из которой он что-то выбирает. Часто из этого получается эклектичное месиво, иллюстрация, номера для создания некой атмосферы. Мне важно убедить режиссера в необходимости создать стилистически цельную композицию из отдельных музыкальных тем. С Ильёй Леоновым  это удаётся. Илья - человек большой интеллектуальной и театральной культуры. С ним легко находятся точки соприкосновения и видения, почти нет обычных проблем, свойственных в работе с режиссерами. Он полностью доверяет моему вкусу и опыту. И он очень точно потом распоряжается выбранным мною материалом. Уже вместе потом правим и шлифуем. Сложно. Существует масса всяких приёмов в музыкальном оформлении, например, задаются темы  и лейтмотивы: атмосферные,  персонажные, фоновые, шумовые, отбивочные, композиционные для прелюдии, кульминации и финала. Так что вопросов возникает масса, но работа над спектаклем проходит, я бы сказал, идеально. Так что приходи на премьеру, она предполагается 27 апреля.

- Спасибо, Влад,  за интересную информацию, ну, а про спектакль, будем говорить после его просмотра. Успеха!

Фотогалерея

Добавить комментарий

Комментарии

RE: Спросим Пушкина…vlad 17 апреля 2018
Выброшена главная мысть !!!   На сегодняшний день в Камерном сложилась интересная ситуация: у нас три режиссера, очень разных и талантливых. Три ипостаси так сказать; Александра Иванова - это всегда неожиданно, смело - пластический театр, Андрей Шанин - актерский, мастеровитый театр, Илья Леонов – интеллектуальный. Работать со всеми приходится по-разному, но всегда интересно.   В Пушинской Чуме у нас использована музыка весьма изощренная и изящная, включая И.С. Баха, современных европейских композиторов, Майкла Наймана, Ларса Холлингера, Диаманды Галас, Мередит Монк, Ги Болд,