Проповедь старшего священника Свято-Успенского кафедрального собора протоиерея Михаила Горового

Более двух тысячелетий нас с вами, братья и сестры, отделяет от того дня, когда на горе Голгофа был распят Господь наш Иисус Христос. Там Сын Божий принес Себя в искупительную жертву за грехи рода человеческого, там Небо примирилось с землей и народы – с Богом. И вот теперь двери Царства Божественной славы открыты, но для того, чтобы туда войти, требуется признать значимость Голгофской жертвы для спасения мира и научиться любить Бога и своих ближних.

В сегодняшнем Евангельском чтении (Лк. 10: 25-37) и шла речь о любви к Богу и к ближним. Мы слышали, что некий знаток закона Моисея обратился к Спасителю мира с вопросом: «Что делать, чтобы стать наследником жизни вечной». Спаситель ответил: «А что написано в законе?» Законник сказал: «Необходимо полюбить Бога и своих ближних». А затем спрашивает Спасителя: «А кто мой ближний?» В этом вопросе не было искренности – законник знал, что книга Левит учит о любви к ближнему. Господь отвечает на его вопрос притчей о милосердном самарянине. Один человек совершал путешествие из Иерусалима в Иерихон, на пути лежала Иерихонская пустыня, место обитания диких зверей и разбойников. И так случилось, что на этого человека напали разбойники, избили, изранили, обокрали и еле живым оставили при дороге. Через некоторое время по этой дороге проходил священник Иерусалимского храма – то ли он куда-то спешил, то ли его ожидали люди, но он оказался равнодушным к человеческому горю и не оказал поддержки страждущему. Затем по этой дороге проходил помощник священника, левит, тоже служитель Иерусалимского храма. Этот человек остановился, но то ли он спешил догнать священника, то ли у него были другие дела, однако и он тоже остался равнодушен к человеческой беде. Прошло еще какое-то время – и по этой же дороге на осле проезжал самарянин. Во времена Христа евреи враждовали с самарянами. В свое время часть народа еврейского оказалась в плену вавилонском. Часть осталась на родине и ассимилировалась с язычниками. И между этими двумя частями когда-то единого народа не было мира и согласия. Дело доходило до того, что когда эти люди встречались, они отворачивались друг от друга. И тут случается невероятное – самарянин останавливается и оказывает страждущему иудею первую помощь, возливает на его раны масло и вино. А затем привозит в близлежащую гостиницу и говорит хозяину: «Все средства, которые будут затрачены на врачевание, я непременно возмещу на обратном пути». Притча заканчивается вопросом Спасителя, который Он задает законнику: «Так кто же оказался ближним человеку, который попал в беду?» И ответ очевиден: ближний – тот, кто оказал милость.

Мы с вами, братья и сестры, живем в обществе, где пребывают люди разных национальностей, и все нуждаются в уважении к человеческому достоинству и личности, и все нуждаются в любви. Вся история христианства наполнена примерами милосердия и любви. На рубеже XIX – начале XX столетия жил всероссийский духовник – праведный Иоанн Кронштадтский. Однажды отец Иоанн прибыл в Среднюю Азию к своим духовным чадам и остановился в доме знакомых. Через некоторое время в этот дом пришел мусульманин, у которого тяжело заболела жена, и попросил отца Иоанна совершить молитву о его страждущей супруге. Отец Иоанн спросил: «А ты веришь в силу врачующей молитвы?» Тот ответил: «Да». – «Тогда становись рядом со мной на колени, и будем молиться». И была совершена молитва, а затем мусульманин ушел. Через некоторое время он вернулся к отцу Иоанну и сказал: «Мулла, моя супруга выздоровела, и я решил принять крещение и стать христианином».

В годы Великой Отечественной войны особым милосердием к страждущим прославился святитель Лука Крымский. Он был один из тех, кто был гоним за свою веру в Бога, и был сослан в Среднюю Азию. Несмотря на жестокое отношение к нему людей, он не озлобился. Когда началась Великая Отечественная война, владыка попросился на передовую и стал хирургом в полевых госпиталях, оперировал тысячи воинов, спасая их от неминуемой смерти, исполняя заповедь о любви к ближним.

И праведная Иулиания Лазаревская, которая проживала в XVI столетии, во время голода, совершая молитву, срывала лебеду и выпекала лепешки, раздавала людям, чем спасла многих от голодной смерти.

И во времена святителя Иоанна Златоуста, день памяти которого мы сегодня совершаем, Антиохийская церковь кормила более трех тысяч малоимущих граждан.

И в наше время есть те, кто нуждается в нашей с вами поддержке и помощи. Но урок из сегодняшнего Евангельского чтения мы должны извлечь для себя следующий: все люди, независимо от национальности, религиозной принадлежности, культурного воспитания, являются нашими ближними, особенно те, кто попал в беду. Любовь – это главная добродетель христианства, это своего рода краеугольный камень, на котором происходит домостроительство нашего спасения. Послушайте, как говорит об этой добродетели святой апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор 13:4-7).

Любовь пребывает всегда, даже когда пророчества прекратятся.

И мы с вами должны подражать святым подвижникам нашей Церкви и также стремиться прожить жизнь в любви к бедным, сирым, страждущим и оказывать им свою поддержку. Спешите делать добро! Поддерживайте нуждающихся – и в день Судный они помогут вам беспрепятственно открыть двери Рая. Аминь.

Добавить комментарий