Интервью Горового

– Отец Михаил, с какими делами Вам пришлось работать сразу после назначения на должность председателя епархиального Церковного суда?

– 29 сентября 2017 года на Епархиальном собрании духовенства я был избран председателем  Церковного суда Смоленской епархии. За период с начала октября по 15 декабря 2017 года Церковный суд провел два заседания – 25 октября и 11 декабря.

На заседании Церковного суда 25 октября рассматривались прошения о «расторжении церковного брака», а также о церковном отпевании самоубийц.

Брак для Церкви – это Таинство. Семья – малая Церковь. И те супруги, которые зарегистрировали свой брак в ЗАГСе, вправе принимать участие в Таинстве Брака (венчании). В этом Таинстве супруги получают благословение на совместную жизнь, на деторождение. В Таинстве Брака зримо действует благодать Божия, которая скрепляет супружеские узы.

– В каких случаях Церковный суд может принять решение «развенчать» супругов?

– В Церкви нет такого понятия, как «развенчание». То, что Бог сочетал, – учит Священное Писание, – того человек да не разлучает. Тем не менее, при определенных обстоятельствах церковный брак может утратить каноническую силу. Если в супружеские отношения войдет грех, рано или поздно это может повлечь расторжение брачных уз. Наиболее частыми причинами распада семей являются грехи прелюбодеяния, пьянства, наркомании и другие пороки…

Если супруги расторгают свой брак в ЗАГСеи одна из сторон вступает в новый брак, то Епархиальный суд вправе, основываясь на положениях Социальной концепции Русской Православной Церкви, констатировать факт утраты церковным браком канонической силы.

Если венчанные супруги расторгли свой гражданский брак, но Церковный суд не вынес решение об утрате церковным браком канонической силы, то ни один из супругов не вправе венчаться вновь. Протокол, который принимается на заседании Церковного суда, направляется правящему архиерею епархии. Решения суда получают каноническую силу после утверждения архипастырем.

– Отец Михаил, расскажите, пожалуйста, о документах, принятых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

– Освященный Архиерейский собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Москве в период с 29 ноября по 2 декабря 2017 года, принял очень важный документ: «О канонических аспектах церковного брака».

В этом документе перечислены те обстоятельства, которые могут послужить поводом к рассмотрению вопроса о признании церковного брака утратившим свою каноническую силу.

Одно из очевидных условий прекращения церковного брака – смерть супруга.

Среди обстоятельств, при которых брак утрачивает свою силу, следует назвать и такие, как:

  • отпадение одного из супругов от Православия;
  • прелюбодеяние одного из супругов;
  • неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
  • заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;
  • медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни;
  • безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
  • злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);
  • совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
  • надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;
  • неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

В этом документе также указывается на то, что «Таинство Брака не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины христианской веры и нравственности».

Церковь также не разрешает венчать следующих лиц:

  • уже состоящих в ином браке, церковном или зарегистрированном государственными органами власти;
  • находящихся между собой в кровном родстве по прямой линии независимо от степени родства;
  • состоящих в духовном родстве:
  • крестного отца с крестницей, крестной матери с крестником;
  • крестного отца с матерью крестника или крестницы, а также крестной матери с отцом крестника или крестницы.
  • ранее состоявших в трех браках (учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию), в которых желающий вступить в новый брак состоял после принятия им Святого Крещения;
  • не достигших брачного возраста согласно государственному законодательству, с учетом исключений, предусмотренных этим законодательством;
  • признанных недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством, хотя в исключительных случаях епархиальный архиерей может принять решение о возможности вступления таких пар в церковный брак;
  • осуществивших так называемую смену пола;
  • удочеривших с удочеренными, усыновивших с усыновленными, приемных родителей с приемными детьми.

Браки между восприемниками могут совершаться по благословению епархиального архиерея.

– Вы упомянули также о рассмотренном Церковным судом прошении, связанным с отпеванием «жизнь свою самовольно скончавшего». В каких случаях современная Церковь признает такое поминовение возможным?

– Что касается отношения Церкви к церковному поминовению лиц, совершивших самоубийство, то Священный Синод Русской Православной Церкви своим решением от 27.07.2011 (журнал №87) дал архипастырям и пастырям следующие указания: отпевание самоубийцы возможно только в случае, если оно совершено им в состоянии психического расстройства, подтвержденного медицинскими свидетельствами.

Для утешения родственников лица, совершившего самоубийство, совершается специальный молитвенный «чин утешения родственников жизнь свою самовольно скончавшего». По просьбе родственников самоубийцы такой чин может совершаться многократно, как многократно совершается панихида, – всякий раз, когда родственники лица, совершившего самоубийство, будут обращаться к священнику за утешением в постигшем их горе.

Согласно церковным правилам, не дозволяется поминать самоубийц за Божественной литургией, однако Церковь дает благословение на келейную, то есть домашнюю молитву за самоубийц, которую могут совершать родственники и близкие такого человека. В качестве образца рекомендуется молитва преподобного Льва Оптинского.

По давно установленной в Успенском кафедральном соборе города Смоленска традиции (в качестве исключительной духовной меры, отсутствующей в иных местах) именно здесь возможно молитвенное поминовение самоубийц один раз в год – в четверг седьмой недели по Пасхе (так называемый «Семик»). В 2018 году этот день приходится на 24 мая. Поскольку 24 мая – это День славянской письменности и культуры, то поминовение «самовольно жизнь свою скончавших» будет перенесено на 25 мая.

– Расскажите, пожалуйста, о вопросах, которые были рассмотрены на заседании Церковного суда Смоленской епархии 11 декабря?

– На втором заседании епархиальный Церковный суд рассматривал дело, связанное с нарушением церковных канонов одним из диаконов Смоленской епархии. К глубокому сожалению, в течение последних полутора лет этот клирик Смоленской епархии не исполнял должным образом возложенные на него послушания, а с апреля 2017 года самовольно прекратил свое служение Церкви Христовой.

Неоднократные попытки увещевания, предпринятые, в том числе и мной после вступления в должность председателя Церковного суда Смоленской епархии, не принесли результатов. Поскольку этот диакон назвал в качестве причины отказа от священнослужения состояние здоровья, от лица членов епархиального Церковного суда я предложил ему написать прошение на имя правящего архиерея Смоленской епархии митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора с просьбой почислить за штат с правом священнослужения, если позволит здоровье. Диакон принял решение оставить Церковь Божию и работать на светском поприще.

Согласно древним церковным канонам, отказ священнослужителя участвовать в богослужениях является грубейшим нарушением церковной дисциплины. Церковный суд Смоленской епархии признал этого клирика Смоленской епархии виновным в нарушении 7-го правила IV Вселенского собора и принял решение запретить его в священнослужении до полного раскаяния. Протокол решения суда утвердил правящий архиерей.

Епархиальный Церковный суд, призывая смоленского диакона к раскаянию, напоминает ему о его обещании служить Богу, которое он дал у Престола Божия. Мы надеемся, что раскаявшись, он вернется в Церковь.

– Стоит ли воспринимать это решение епархиального Церковного суда как наказание?

– Принимая данное решение, Епархиальный суд лишь засвидетельствовал, что каноническое нарушение ведет к отпадению от Церкви. Задача Церковного суда – милостиво указывать на недостатки, помогая их исправлять. Мы искренне желаем отцу диакону скорейшего возвращения. И мы, пастыри Церкви Божией, рады будем после его раскаяния вместе с ним совершать Евхаристию у Престола Божия.

Добавить комментарий