Лес рубят – щепки летят

Вдруг один из противников почувствовал себя раненым, бросил шпагу, схватил дубину и начал ворочать ею. Фехтовальщиком, требовавшим борьбы по правилам искусства, был француз, а его противником – русский. И пока не погибло все нашествие,  дубина народной войны поднималась, опускалась и гвоздила французов.

Сегодня – иные времена. Дубина уже не в руках народа, а у чиновничьего войска. Наплодилась у нас куча надзорных органов, которые одержимы не «правила искусства» насаждать, а «стричь купоны», то есть штрафы. И чем больше, тем лучше.

Оно и понятно: бюджет трещит по швам, и административные штрафы стали чуть ли не спасательным кругом, позволяющим хоть как-нибудь «заштопать» прохудившуюся «одежку». Высокие инстанции сквозь пальцы смотрят на изыски местных чиновников по администрированию, а те - мелкие «князьки» в надзорных конторках - решили, что схватили Бога за бороду и стали чуть ли не вершителями человеческих судеб. Особо не утруждают себя уважением к тем,  кому изначально  обязаны помогать. Собственно говоря, они призваны на государеву службу именно с этой миссией – исполнять волю людей, а не наоборот – повелевать ими. Размахивают дубиной во все стороны, а когда «вассалы» чего-то требуют или хотят объясниться, попросту закрывают перед ними свои «руководящие» кабинеты на ключ.

Проиллюстрировать сказанное хочу недавней историей. Кому-то она может показаться мелкой, незначительной. Но я за этой историей вижу систему. Просматриваемая практика взаимоотношений народа и кучки управленцев может иметь самые скверные последствия, которые потом придется искоренять примерно так же, как в свое время во фронтовых условиях щипцами без всякой анестезии вырывали больные зубы.

Итак, речь пойдет о порядках в ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска» и реакции на жалобы в отношении  сотрудников этого учреждения со стороны начальника областного управления Ю.А.Селезнева.

В районное управление ПФР хозяйствующие субъекты ежемесячно представляют список застрахованных лиц. Срок подачи сведений – 15 число месяца, следующего за отчетным. Непредставление данных, представление их в неполном объеме, а также  искажение сведений влечет за собой административную ответственность.

Одна из организаций заблаговременно (18-го числа) направила электронным письмом сведения о застрахованных лицах. При подготовке письма исполнитель совершил опечатку – в отчестве работника вместо буквы «О» набрал соседнюю в клавиатуре букву «Р». В ответ был получен «Положительный протокол входного контроля» с решением органа ПФР «Отчет принят». Правда, к письму были прикреплены два файла-приложения, но они не открылись – по-видимому, из-за использования в организации не такого «навороченного», как в управлении, компьютера. О том, что в отчете опечатка, сотрудники районного управления ПФР сообщить клиенту по телефону не посчитали нужным, а бухгалтер решила: это, наверное, приглашение на какой-нибудь семинар или реклама, мол, еще не раз позвонят и пригласят. Оказалось, что в прикрепленных файлах – сообщение об ошибке. Почему бы его не послать обычным письмом, без каких-либо «навороченных» или не «навороченных» прикрепленных файлов, так и осталось невыясненным. И как понимать решение уполномоченного органа «Отчет принят»?

 Прошел почти месяц, наступило «крайнее» отчетное число – 15-е, затем еще пять рабочих дней, предусмотренных для уточнения сведений. И только тогда раздался звонок из управления ПФР. Туда срочно были высланы уточненные сведения.

Казалось бы, недоразумение устранено. Но спустя еще два с лишним месяца приходит уведомление генеральному директору о назначении даты составления протокола об административном правонарушении. Наверное, «горел» план по штрафам?

Пришлось генеральному директору писать претензию в управление ПФР и преподавать руководству этого государственного учреждения юридический ликбез. Административное правонарушение изначально предусматривает вину должностного лица, то есть сознательное нарушение Закона. Опечатка таковым нарушением не является. Нельзя также трактовать отчет как неполный или имеющий искажения. Искажения в данном контексте закона трактуются Словарем русского языка, изданным в свое время Академией наук СССР, как «извращение», то есть сознательная грубая ошибка.

Претензия возымела действие. Подписавшая уведомление о  составлении протокола об административном правонарушении заместитель начальника управления И.П. Хохлова вынесла определение о прекращении производства по делу «в связи с отсутствием состава правонарушения».

А где же извинения? Сначала это должностное лицо заявляет об административном правонарушении, а потом констатирует его отсутствие. Где логика и последовательность? Если совершена ошибка, то честный человек обязан ее признать и извиниться перед клиентом. Этого, к сожалению, сделано не было. После высказанного «привлекаемым» генеральным директором твердого намерения получить письменные извинения сотрудница УПФР пошла в кабинет И.П. Хохловой. После того, как сотрудница вышла, кабинет быстро закрыли изнутри на ключ…

На звонок клиента начальник управления Пенсионного фонда России в Смоленской области Ю.А. Селезнев вроде бы отреагировал: позвонил начальнице районного управления  И.М. Воловичевой, та связалась по телефону с клиентом, взяла паузу для изучения дела, потом опять позвонила и предложила лично объясниться. Клиент попросил сначала дать письменный ответ, а потом обсуждать его содержание. В ответе говорилось о представлении «недостоверных данных», и отсутствовал какой-либо намек на извинения. Более того, в порыве полемики Инна Михайловна заговорила о том, что она призвана осуществлять надзор за соблюдением Закона. Звучит правильно и пафосно. Но за этими пафосными словами слышится  самолюбование, упоение властью.

А это самое опасное. Вот он – «нарыв» сформировавшейся системы, когда сановники считают себя чуть ли не пупами земли, вокруг которых все крутится. Самую рядовую опечатку они возводят во вселенскую проблему, в нарушение, за которым должно следовать неминуемое наказание.  

Считаю, что проявления чиновничьего чванства, равно как и фактически нежелание начальства решительно добиваться от подчиненных уважительного отношения к клиентам, должны искореняться самым решительным и кардинальным способом. Считаю, что и «государево око» - главный федеральный инспектор, и общественность просто обязаны не оставлять без внимания любое проявление неуважения сановников к людям.

Что же касается конкретной истории, о которой шла речь, то я посоветовал бы тем, кого незаконно привлекают к административной ответственности, не торопиться и не возмущаться. В суде добиться отмены протокола об административном правонарушении, а потом, как говорится, на полную катушку наказать рублем в порядке статьи 1069 Гражданского кодекса РФ тех должностных лиц, по вине которых клиенты государственного учреждения потеряли рабочее время, деньги за упущенные заказы, за юридическую помощь и представительство адвокатов в судах. На выходе получится кругленькая сумма. Наверное, такая наука – рублем – самая действенная и эффективная?

Кстати, раз уж мы вспомнили о юристах и деньгах. Знакомые адвокаты сообщили мне, что им в судах очень часто приходится защищать интересы граждан в процессах, где ответчиком управление Пенсионного фонда России в Ленинском районе г. Смоленска. И большинство исков граждан суды удовлетворяют…     

P.S. Высказанные суждения не претендуют на то, чтобы их рассматривать в качестве  истины  в последней инстанции. И если мои оппоненты делом докажут, что они радеют за людей, что все их помыслы направлены на помощь гражданам, то я готов  принести свои письменные и устные извинения.

Добавить комментарий

Комментарии

RE: Лес рубят – щепки летятСВЕТА 19 июня 2018
НЕ ПОНЯТЕН СМЫСЛ СТАТЬИ