https://www.traditionrolex.com/12
https://www.traditionrolex.com/12
Притча о памятнике
#12 (268) декабрь 2022 г. 2385 Макар ЗацепинМнение Макара Зацепина
16 декабря любители изобразительного искусства приглашены на творческий вечер скульптора Константина Куликова, посвящённый его 65-летию. Хочется поздравить нашего замечательного смоленского мастера резца, члена Союза художников России, с юбилеем! Поздравить и пожелать ему здоровья, счастья, всего самого-самого, всегда оставаться в таком же неизбывном творческом поиске и расцвете, с такой же художественной силой художественного мастерства! А ещё, чтобы с ним больше не приключилось таких сюрпризных оказий, как с памятником Н.И.Рыленкову. Хочется в этой связи говорить и писать только о позитивном, да всё что-то не даёт. Ведь история с памятником уже стала притчей во языцех.
В тот самый день, когда поступило устное распоряжение главы Смоленской областной думы о выделении на установку данного изваяния Рыленкову 450 тыс. рублей, В.В.Макаренков, председатель Смоленского отделения Союза российских писателей, выступил в библиотеке им. А.Т.Твардовского на творческом вечере, посвящённом Н.И.Рыленкову, с резкой критикой этой скульптуры. Надо же, как совпало, почти мистическим образом. О ней Владимир Викторович знал, так как был приглашён Куликовым в его мастерскую на смотрины, однако не приехал, работу не видел, а о решении на выделение средств для этого проекта ещё не знал.
И вывел зарождающуюся закулисную склоку по поводу памятника в открытую плоскость, придал ей гласности, как в перестроечное время. Ай да Владимир Викторович! Ай да молодец!
На смотрины памятника вместе с ним не приехала и приглашённая дочь Рыленкова Ирина Николаевна. По-видимому, Владимир Викторович сумел убедить её в неправомерности установки такой скульптуры, в том, что это не то творение, которое можно установить на литературной аллее в центре Смоленска, где уже стоят два бюста писателей – уроженцев Смоленска – известному писателю и драматургу-сценаристу Борису Васильеву, работы Валерия Гращенкова, и знаменитому писателю-фантасту, основоположнику советской научно-фантастической литературы Александру Беляеву, работы Константина Куликова. Убедил неправедное дело пресечь на корню! Ну, не молодчина ли? Умеет же он резать правду-матку! Да только на её месте оживает ложь…
Если бы всё проводилось через конкурс, а не по единоличной инициативе какого-то местечкового скульптора, памятник могла бы изваять какая-нибудь знаменитость с мировым именем – из Москвы, а то, может, ещё и из Германии или Америки, чтобы прославить Рыленкова на весь мир. По всей видимости, такое мнение хорошо действовало на тщеславие дочери поэта. Об этой её черте уже не раз свидетельствовали обсуждения на заседаниях комиссии по премии им. Н.И.Рыленкова при областном департаменте культуры. Как правило, лауреатами становятся авторы с подачи В.Макаренкова и при поддержке его кандидатур Ириной Николаевной. Условие, которое перед ними ставится, – в своих изданиях, журналах и литературных газетах в разных регионах России публиковать статьи о смоленском поэте Рыленкове, чтобы в России его не забывали. Ну, в этом что-то есть не без целенаправленного смысла.
Ваяя памятник Рыленкову, Константин Куликов перед этим создал несколько его эскизов из глины. Да, именно памятник, не ограниченный жанровыми рамками бюста, а с полноценным художественным образом поэта, который в задумчивости касается лица рукой. При этом образ получился одухотворённый с живыми глазами (не с такими пустыми и бездуховными, как у античных мастеров), привлекательный, даже красивый, не такой, как на фотоснимках, где поэт обычно наглухо закрыт очками, и этого не видно. То есть скульптор раскрыл внутренний мир поэта, можно сказать, прозорливо и высокохудожественно.
Однако Ирина Николаевна с Владимиром Викторовичем не приняли его. По-видимому, сработал принцип, маховик отрицания которого был уже заведён, написаны ими письма в областную администрацию и в думу с требованиями о создании и признании памятника на конкурсной основе, то есть на справедливой, неконъюнктурной. Но всё дело в том, что надо было бы найти такую спонсорскую организацию, которая имела бы цель и финансовую основу для объявления такого конкурса. Однако охочих на это не оказалось… А в бюджетах областной и городской администраций денежных средств на это нет, и вряд ли впредь они будут заложены.
И как не был установлен в Смоленске памятник Рыленкову после его смерти в 1969 году, ни в советское, ни в перестроечное, ни в смутное лихое, ни в нулевое постсмутное времена, так вряд ли будет он стоять и в ближайшее время. Пожалуй, при жизни своей дочь поэта, скорее всего, его не увидит. Но разве это важно? Важно, что справедливость восторжествовала, не без принципиальных усилий В.Макаренкова.
После памятников Твардовскому и Исаковскому, которые уже стоят на центральных улицах Смоленска, третьим из поэтов памятник впору ставить самому Макаренкову – заслужил. Своё величие поэт полной мерой должен ощутить при жизни. Только вряд ли памятник ему будет работы Куликова.
В случае же с памятником Рыленкову Куликова был создан и созван организационный совет, куда вошли председатель областной думы и авторитетные творческие личности Смоленщины, в том числе писатели, а также дочь поэта. И его решение было однозначным. Но видя, что дочь поэта, всё-таки посетившая мастерскую скульптора, противится, денежные средства с памятника Рыленкову были перенацелены на памятник Айзеку Азимову, всемирно известному американскому писателю, уроженцу Смоленщины. Так что худа без добра не бывает. И пускай Соединённые Штаты Америки сегодня для нас враг номер один, но её классиков-творцов мы как чтили, так и чтим, и не запрещаем у себя литературу мирового значения, ставшую культурным достоянием всего человечества, в отличие от них там, на Западе. Мы – не они, норовящие скинуть со счетов и запретить русскую культуру и литературу. И так хотелось бы, чтобы у нас самих было как можно меньше таких запретителей, которые талантливые творческие проекты ухитряются зарубить на корню.
А весной 2023 года памятник Айзеку Азимову будет стоять на смоленской аллее третьим среди наших писателей.
За сим, с верой в увековечение памяти всех смолян, прославивших малую родину, ваш Макар Зацепин.
Автор: Макар Зацепин
Фотогалерея
https://www.traditionrolex.com/12
https://www.traditionrolex.com/12
Журнал Смоленск
Интернет-портал областного журнала "Смоленск" об общественно-политической, экономической и культурной жизни региона.
Возрастная категория сайта: 16+
© 2006-2024
«Журнал Смоленск» Главный редактор ежемесячного журнала Владимир
Коренев.
Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование
возможно только при условии гиперссылки на сайт www.journalsmolensk.ru.
Администрация сайта journalsmolensk.ru не несет ответственности за содержание комментариев.
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев