https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Верность идеалам

   После разрушения СССР мое отношение к политическим партиям кардинально изменилось. Не уважаю я, например, сегодняшних лидеров КПРФ на региональном уровне. Считаю их приспособленцами и не достойными продолжателями дела, которому посвятили жизни верные коммунисты. Полагаю, что имею право на собственное мнение и на такое его изложение. Но сказанное о лидерах ни в коем разе не относится к рядовым членам партии, особенно к тем, чьи активные годы пришлись на пребывание в КПСС.
   Среди первых из уважаемых мною коммунистов я назову Владимира Ивановича Москалева. Знал его еще с тех времен, когда он возглавлял Гагаринский горком КПСС. Тогда, на рассвете космической эры, к городу первого космонавта планеты было приковано повышенное внимание. Сюда приезжали космонавты, известные журналисты, студенты в интернациональный студенческий строительный отряд. В нем, например, состояла моя сестра, которая несколько лет летом являлась медицинским работником в одном из отрядов. Сюда я приезжал для подготовки репортажей в газету ССО «Энтузиаст», которую на время болезни редактора в течение месяца выпускал.
    Вот тогда я случайно познакомился с первым секретарем горкома. Он приехал в штаб интеротряда и обсуждал с Александром Гринкевичем, Юрием Ребриком и Павлом Берксом планы на строительство. Обратил внимание на удивительное спокойствие в разговоре, рассудительность и интеллигентность партийного работника. По сравнению со взрывным Ребриком контраст был особенно заметен, и этот момент отразился в моей памяти.
   Много лет спустя узнал я от супруги Владимира Ивановича, что тому приходилось существенную часть зарплаты тратить на приемы делегаций. Исключительная честность и жизненные принципы не позволяли пользоваться другими источниками, которыми не брезговали его коллеги в ряде районов. Жена ворчала, потому что в семье было трое детей, которых надо было кормить и одевать. Но внутренне Зоя Васильевна поддерживала супруга и гордилась им.
   О Москалеве старожилы Гагаринского района вспоминают в самых восторженных словах. А в Темкине, где Владимир Иванович работал первым секретарем райкома партии до перевода в Гагарин, удостоили своего бывшего партийного руководителя звания «Почетный гражданин Темкинского района».
    Мои контакты с Москалевым продолжились, когда он возглавил Смоленский райком партии. Нередко мы случайно встречались в каком-либо из хозяйств во время различных мероприятий и в жаркие дни посевной, заготовки кормов, уборки урожая или зимнего стойлового содержания коров. Собственно говоря, в сельском хозяйстве круглогодично жаркая пора, здесь всегда дел невпроворот. Но Владимир Иванович своим спокойствием и рассудительностью не позволял селянам переходить на аврал, умел так организовать работу, что аграрии приучались четко планировать свой рабочий день, анализировать достигнутые результаты и выявлять проблемы, которые надо было разрешить. Это легко сказать – приучались, планировали, анализировали. На практике так зачастую не получается. Но только там, где рядом нет вдумчивого и грамотного вожака.
    Москалев имел огромные познания в сельском хозяйстве, особенно в растениеводстве. Он окончил Московскую сельскохозяйственную академию имени К.А. Тимирязева и начинал трудовую деятельность главным агрономом совхоза «Михейковский», что в Ярцевском районе. Хозяйство это ходило в передовиках, его возглавлял, если мне память не изменяет, крепкий руководитель Сергей Панков. Вот у него Москалев, наверное, и прошел хорошую хозяйственную школу.
    А потом агронома направили поднимать убыточный совхоз «Мамоновский» тогдашнего Гжатского района. Как говорится, не из грязи в князи, а наоборот. Другой бы обиделся на такое кадровое решение партийных органов. А Владимир Иванович посчитал за честь, что ему доверили самостоятельную работу. И в короткий срок совхоз перешел сначала в группу середняков, а затем и передовиков, стал высокорентабельным хозяйством с годовой прибылью более 250 тысяч рублей – тех, советских, которые сегодня составляли бы миллионы рублей. Это был успех, на который никто, наверное, не рассчитывал, даже те, кто направлял Москалева в «глубинку».
   С той поры прошло больше шестидесяти лет. Но «момоновские», уже дряхлые старички и старушки, с восторгом вспоминают то время, когда в хозяйство пришли средства механизации, когда появилось централизованное электроснабжение, изменились технология и структура производства, до минимума сократился ручной труд. Мне довелось пообщаться с некоторыми из бывших работников совхоза. Так они отзываются о Москалеве как о Боге или, в крайнем случае, о наместнике Бога на земле. Так и называют его «наш Батюшка». Рассказывают, как появился первый в истории хозяйства детский сад, как построили здания под столовую и хлебопекарню, как из старого помещения в новое перевели клуб, предоставили помещения для оказания услуг по ремонту и пошиву одежды, обуви. Даже фотографу отвели комнату! Для семей совхозных специалистов в кратчайшие сроки были возведены два 8-квартирных и три 16-квартирных дома, шесть семей совхозных специалистов переселились в индивидуальные дома, которые бы сегодня назвали коттеджами.
   Судьба вновь свела меня с Владимиром Ивановичем Москалевым в конце 80-х годов. Я тогда работал начальником бюро научно-технической информации и пропаганды агропрома Смоленской области, а Москалева назначили заместителем председателя агропрома по кадрам. Мы по службе пересекались, и я неоднократно был свидетелем того, как Владимир Иванович давал консультации специалистам из хозяйств и областного аппарата. Казалось бы, не его это обязанности. Но энциклопедические познания по агрономии, богатейший хозяйственный опыт притягивали к нему людей. И в успехах многих селян того времени я вижу вклад Москалева. Потому что вовремя данный совет позволяет добиваться максимальных результатов в производстве сельскохозяйственной продукции.
   Владимир Иванович Москалев прожил большую и славную жизнь. Родился он в далеком 1929 году. То есть, относится к поколению детей войны, которую он застал в детском возрасте. А в трудные послевоенные годы работал в колхозе, почти четыре года служил в Военно-Морском Флоте. Так что познал в детстве и в молодые годы столько трудностей и лишений, сколько другому не выпадает на целую жизнь. Это я к тому, что, возможно, именно трудности первых самостоятельных лет дали ту мощь, которая раскрылась позже. И доброе отношение к людям объяснялось во многом тем, что Владимир Иванович очень хотел, чтобы у работающих с ним бок о бок селян в жизни не было столько трудностей, которые довелось преодолеть ему.
   Что еще запомнилось – до последних дней жизни (а умер Владимир Москалев 20 октября 2021 года) он активно участвовал в работе первичной организации КПРФ, посещал все собрания, на которых высказывал свою принципиальную позицию по текущим вопросам жизни партячейки.
   Каждое утро я видел, как он бодрым, но размеренным шагом шел по улице Глинки, кланялся знакомым, которых в ранний час на этой улице встречалось много. Был в свои 90 лет подтянутым и очень опрятным. Я как-то спросил его сына Александра, неужели отец в столь почтенном возрасте еще где-то работает. Тот рассмеялся и сказал, мол, он ходит по маршруту, по которому в годы работы в райкоме партии направлялся на службу.
   Да, жизнь и желание быть полезным людям остались в этом человеке до последнего вздоха.

Фотогалерея

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12