https://www.traditionrolex.com/12
https://www.traditionrolex.com/12
УГРА И ТЕРРИТОРИЯ ГРАФОМАНИИ
Зацепин Макар №9 (253) сентябрь 2021 г. 3758 Макар ЗацепинМакар Зацепин любит перебирать не только новые, но и не совсем новые книжки. Так ему попалась под руку книжица «Угра – территория поэзии» небезызвестного на Смоленщине журналиста и литератора ВЛАДИМИРА КОРОЛЕВА, изданная в Смоленске, и тут он вдруг понял, что наткнулся на клондайк пародийных стихов. Точнее сказать, стихи писались на полном серьёзе, однако оставляют впечатление пародий. Чуть-чуть уточняющих строк к каждому из них – и стал получаться у Макара фейерверк пародий на стихоложество!
Угранский край – родина М.В.Исаковского. Ей решил посвятить эту свою книжицу активно стремящийся в литературу смоленский автор, в третий раз номинирующий себя на премию им. М.В.Исаковского.
Впадает в русскую поэзию
Строка по имени Угра,
Где рифм серебряными резьбами
Точна, пронзительна, горда.
Угра – история России,
Учебник жизни и любви.
Возьми со дна ты биопсию –
И в колбе круглой заклуби (…)
Хорошо зная автора лично, прочитав данный опус, посвящённый родине Исаковского, Макар решил написать ему такое послание:
Знаю я, ты совсем не дурак,
Но в поэзии выглядишь олухом.
Биопсия – анализ на рак.
Где узрел ты Угранскую опухоль?
А читая стихотворение «Милый край, Угранская сторонка, Соловьями выпесненный край…», Макар под последней строфой –
Милый край, играй же вновь, гармошка,
Шли Отчизне из Угры привет!
На лугах – июльская окрошка,
Иванчайно-клеверовый цвет! –
написал свою концовочку:
Милый край! Молчит твоя гармошка,
От Катюши не несёт привет.
Ведь в стихах словесная окрошка,
Что поспешно накромсал поэт.
И всё-таки есть здесь и вроде бы в тему небольшое ёмкое стихотворение о малой родине выдающегося нашего поэта. Вот оно:
Исаковского тихая родина
В самом сердце России живёт.
Не пугай ты её непогодина:
Пугом пугана – и не замрёт,
Только в стрежне Угранского профиля
Строгой сталью волна заблестит…
И пускай громы по небу грохают –
Мы видали иной динамит!
– Хорошо! – подумал Макар Зацепил и решил, что напишет лучше, и написал автору под стать:
Только стержень Угранского профиля
Строгой сталью волну застолбит,
И стишок, как оладушек с противня,
От волны динамитной взлетит!
А Угра серебристая светится
На рассвете при лунной игре.
Мне бы только стишочком отметиться,
Что я тоже побыл на Угре.
Многие стихи в этой книжице кому-то посвящены, надо понимать, известным писателям, поэтам, общественным деятелям. Вот одно из посвящений – Анатолию Кисилёву:
Рулоны сена – совсем не копны,
А свёрток жгутов чужой травы.
В копну мы, охнув, нырнём с тобою –
Рулон вилами дерёте вы.
Охапка сена (в ней сгусток лета)
Зимой душистей, чем «Шанель»,
И пусть под снегом изба просела –
Жужжит в сарае июльский шмель!
Пришлось Макару уточнить интертекст данного опуса таким пресс-макаром:
Рулоны сена – технологичный
Корм для коровок, коней, ослов,
А я в поэты ныряю зычно,
Деру вилами рулоны слов.
Верчусь в натуге – как карусель я,
Стишок кропая, тружусь, как шмель.
Сварить хотелось крутое зелье,
А получился пустой кисель.
Вообще, восьмистишия у автора книжицы – поистине нет им равных.
А вот Елене Мининой посвящена миниатюра:
Розовое мартовское утро
Дарит насту юные лучи,
Рассыпает горсти перламутра –
И галдят ослепшие грачи!
Макар подумал: интересно, как та, которой посвятили этот вирш, восприняла его? И решил добавить от себя, в назидание автору:
Если хочешь высказаться мудро,
Посиди. Подумай. Помолчи!
К Юрию Лунькову автор обращается с такой миниатюркой:
В мороз труба живёт расходом:
Чем ниже минус – круче дым.
Растут грибы до синесвода –
Знать, небу быть седым-седым!
Макар и тут не утерпел и от себя написал:
Я написать хотел толково
Стихи для Юрия Лунькова,
Но что поделать: жизнь – борьба.
Слов нету, чувствую – труба!
Рядом с такими иерихонскими трубами, однако же, есть и лирическая тронутость:
Иней – мороза ресницы,
Броский намёк на интим,
Глянь, говорушки синицы
Сладко вкушают дым.
Макар не совсем согласился с развитием темы стихотворения и предложил свой вариант:
Иней – мороза ресницы,
Броский намёк на интим.
Но мы не звери, не птицы,
Мы на снегу не хотим!
Однострофные миниатюры у автора – явно его конёк.
Читаешь их – и от умиленья просто оторопь берёт.
Галка сытая – жирная муха:
Чернодушье, помоечный лоск.
Крылья есть, но ведь крылья без духа –
Всё равно, что без мыслей мозг.
Макар быстро перехватил эту умилительную оторопь и сделал своё резюме:
В кружку с чаем влетела муха,
У Пегаса крылья повисли.
Мыслей нет – вот такая непруха,
Тяжко мозгу поэта без мысли.
Угра, где выходила на берег Катюша, видать, помнит и не такие поэтические возлияния и посвящения. Где река, там должна быть и рыбная ловля, и поэты частенько отождествляют её с ловлей строк. Вот и здесь не обошлось без этого, и они, эти строчки, как будто даже стали ловиться:
Майской поступью ранних рассветов
Мая цвет вытесняет весну.
Рассыпая по руслам конверты,
Ловит лето на триптих – блесну.
Только, как видно, опять у автора пошли осечки, есть улов – да не тот.
В них – лучистая скоропись дней,
Где последним абзацем ты, август,
Где купают в июле коней,
Где июнь подбирает свой ракурс.
Что-то здесь лето у поэта как-то наоборот начинается с августа, а июнем заканчивается. И такая вот концовка:
Под обрезы крутых берегов,
По песку, к пробуравленным гнёздам,
До земных родниковых мозгов
Ток идёт. Тёплый-тёплый. И – звёздный!
Ну что ж, здесь можно и убавить, и прибавить, неисчерпаемо-родниковая пародийность сама собой заложена в таких виршах. Она просто жаром вдохновенья обдаёт пародистов, бьёт ключами творческой срамоты, бесталанности и дурновкусия. И Макар смолчать не смог:
Рассыпая по руслам конверты,
Ловит лето на триптих блесну.
Я разулся, наполненный ветром,
Дай-ка, думаю, рифмой блесну.
До мозгов, к пробуравленным гнёздам
Доберусь! Только током мне – бац!
Думал, взмою прямёхонько к звёздам,
А на выходе – полный абзац!
Изображение природы, в основном угранской, судя по книжному заголовку, явно в приоритете у автора. Летом природа буйствуют, ну и его буянинки одолевают:
У лета – цвет фиолетов:
Чернильная ночь настаёт.
Несётся по речке «Ракета»,
И волны – не волны, а йод!
И лечит мне душу водица,
И дарит мне строчки стихов,
Ведь Днепр и Угра – мне криницы:
До пятых пишу петухов!
Буянинки от таких стихов стали одолевать и Макара.
Но и не помешали ему сделать определённые выводы:
Всё бредовство поэтово
Мне, в общем, фиолетово.
Понять из Вовиных стихов
Я не могу ни фразы,
Ведь слышать пятых петухов
Мне не пришлось ни разу.
Иль эти строки – полный мрак,
Иль сам я конченый дурак!
Июль… Немало строк посвятил ему безудержный автор.
Помните чуть ли не знаменитое уже: «Июль. Жара. Велосипед…»?
И здесь ещё одно, как тень того «шедеврального» творения:
Горстями будем малину есть
(Герань ревнива!)
… Июль. Жара. На крыше жесть
Бордовой сливы!
Да, это жесть! Не зря Макар добавил от себя:
От страсти розов иван-чай.
Раскинув руки,
Нащупал ручку невзначай,
Пишу от скуки.
Пишу и вовсе не стыжусь
Любого ляпа.
Своей поэзией горжусь,
Трудясь без кляпа!
А вот и снова август. Он, как мы уже убедились из ранее цитированных стихов, особо нравится автору «Угры…». Один из сборников, что им составлен, так и назван «Спасовый август». Может, надо было правильнее назвать «Спасов август», ну да ладно, Господь с ним.
Солнце уходит на август –
Листья ложатся к ногам.
Грусть набирает свой градус,
Пляж – решето творога.
Этой строфой начинается и заканчивается длинноватое стихотворение и, в общем-то, ни о чём.
Макар не удержался и написал своё, но чтобы со смыслом:
Август доносит с реки
Отзвуки грустных мелодий.
Я сочиняю стихи –
Тему для новых пародий.
Грусть набирает свой градус,
Месяц наставил рога.
Скоро подавится август,
Съев решето творога.
Всё когда-то кончается, кончается и август…
А вот и осень:
Листья дуба – чайного цвета,
Вновь октябрь набирает силу.
Расставляя деревьев корсеты
И любуясь чёрной крапивой.
Оказывается, корсеты – это неотъемлемый атрибут угранской поэтической природы, где жил Исаковский, но он, не имея таковых, как абсолютное большинство его земляков, мог любоваться ими только на деревьях.
Макару этот образ понравился, и его он не смог обойти:
У деревьев усохли корсеты,
Сыплет серьги берёза у клуба.
Сочинил я такие куплеты,
Что подумают – грохнулся с дуба!..
Места действия стихосложений автора «Угры – территории поэзии» достопримечательные и знаменательные. Кроме Угранского края, родины Исаковского, здесь и Загорье, родина Твардовского. Хотелось бы больше настоящей поэзии о настоящих поэтах-смолянах, наших классиках. Ну, уж как есть.
Январское солнце – морозу подспорье:
Зима обнажает трильон жемчугов.
И дышит поэзией хутор Загорье
И греет просторы своим очагом.
Дымки, что над кузней, и баней, и хатой
По небу строками уходят в зенит.
Я дров не жалею: крылами распятый,
Икар над Россией парит и парит.
Макар, остро чувствуя почерк автора данных бессмертных строк, как бы вторит ему, проникаясь глубиной авторского замысла и его воплощения.
Дымки, что над хатой, и кузней, и баней,
Плывут безнадёжно к пустым небесам.
И стылыми шепчет Володя губами,
А что сочиняет – не ведает сам.
Все времена года перебрал автор в своей книжице, вот и зима нагрянула:
У метели – зимы характер:
Злость и нежность, разгул и покой.
Намечает февраль фарватер –
Раздувает простор голубой.
И идут караваном мысли,
Серебро заиграло вьюном,
Из зимы хочу сам себя выслать –
Отсмотрю только вьюги кино.
Такие строчки – ну просто не могут не сообщать импульс для вдохновения пародистам. И Макар, волей-неволей, стал выписывать своё:
У слов извергается кратер!
В них злость, и разгул, и покой.
Февраль намечает фарватер,
Как лоцман над картой морской.
Уж скоро ручьи ураганом
С горы понесутся, звеня.
И мысли бегут караваном,
Но только всё мимо меня...
Здесь, в книжице этой, есть и лирика, есть и патриотика.
«Лес Победы» – образчик такого военно-патриотического подхода к поэзии.
Ели памяти, ели печали,
Ели доблести, храбрости ели,
На года, на столетия ели:
Чтобы птицы о подвиге пели.
Макар решил завершить этот очередной «шедевр» таким макаром:
На года, на столетия ели.
Ели всё. Живота не жалели!
Среди стихов гражданского характера, с традиционной темой преемственности, в книжице есть стихотворение «Памяти А.Т.Твардовского». Начинается оно так:
Время шагает бойко и споро –
Шестьдесят снегов! Но я проник
В даль и в память, в мураву и в порох,
Тому свету влез за воротник!
Ой, свежо предание, как говорится, да верится с трудом. Вот и заканчивается это, можно сказать, «программное стихотворение» многозначительно туманно, как будто автор снимает с себя всякую ответственность за свою так называемую «память». Что-то нет ему веры, нету доверия, словами он рассыпается, как мелкий бес, мудрствуя лукаво, да всё у него несуразно и несообразно:
И теперь, когда в прощальной лодке
Подбиваю я годам итог:
– Что останется в сухом остатке?
Снег молчит.
… Но знает, знает Бог!
На что Макару осталось только руками развести:
Знаю, с графомана взятки гладки,
Он ведь сам не ведает того,
Что от этих строк в сухом остатке
Не оставит в душах – ничего.
Есть в книге и непревзойдённое стихотворение «Тридцатые годы, май…», к которому Макар написал лишь небольшой и несколько категоричный стихотворный комментарий:
Уж не обпился ль пива с квасом,
Раз возомнил, что сам ты бог?
Звать Исаковского Михвасом
Один Твардовский только мог!
Это стихотворение сам автор книжки об Угре сильно любит, и часто самозабвенно, самовлюблённо читает на творческих встречах и вечерах. А Макар явно обзавидовался, раз не смог даже сочинить парафразную пародию. Впрочем, вряд ли найдётся автор, у которого была бы самопародия совершеннее этой:
У облаков забег табуний –
За ними тучам не поспеть!
В Париже пишет повесть Бунин,
Не позволяя сердцу тлеть.
Булгаков дразнит Маргариту,
Пилат кропает приговор,
«Собачье сердце» ищет ритмы
И Шарик метит свой забор.
Гуляет май Угрой счастливой:
Михвас Катюше песню спел,
Белее белого налива
Та шаль, что Кате он надел!
И у Твардовского в колхозе
Течёт тепло по бороздам,
Грачи, чернее куч навозных,
Наделы делят: – Не отдам!
Чугунны клювы. Блестящи перья.
Зенит восторгами звенит.
Скворцы справляют новоселья.
… И Сталин трубкою дымит!
Тут, как говорится, комментарии излишни, так всё приблизительно, неточно, до глупого мудрёно, до смешного бездарно. И, в сущности, ни о чём. Идёт перечисление образов, якобы связанных между собой, но между ними почти никакой связи, только обозначение времени эпохи. Многозначительный акцент на Сталина с трубкой опять же высвечивает образ статично, без всякого движения в контексте стихотворения и, собственно, не виден в историческом контексте.
А для понимания ущербной поэтики автора очень символично, что в строфе о Твардовском есть такой смачный образ грачей, «чернее куч навозных». Поэтому, господа, не пора ли олауреатить автора книжицы «Угра – территория поэзии» премиями Исаковского и Твардовского в придачу, при условии, что он поделится ими с Макаром Зацепиным?!
Автор: Зацепин Макар
Фотогалерея
https://www.traditionrolex.com/12
https://www.traditionrolex.com/12
Журнал Смоленск
Интернет-портал областного журнала "Смоленск" об общественно-политической, экономической и культурной жизни региона.
Возрастная категория сайта: 16+
© 2006-2024
«Журнал Смоленск» Главный редактор ежемесячного журнала Владимир
Коренев.
Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование
возможно только при условии гиперссылки на сайт www.journalsmolensk.ru.
Администрация сайта journalsmolensk.ru не несет ответственности за содержание комментариев.
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев