Бюджетные деньги уходят в Москву

Государство, наконец, всерьез взялось за дороги. На их реконструкцию выделяются миллиарды рублей, ужесточаются требования по качеству работ и материалов. В связи с принятием национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» были разработаны и утверждены новые технологии в дорожной отрасли. Они стали обязательными для всех дорожников. Вот и пришлось крупнейшему в нашем регионе учреждению по строительству и ремонту автомобильных дорог – СОГБУ «Смоленскавтодор» - заняться увеличением мощности и переоснащением асфальтобетонных заводов. 

Для начала «выбили» средства из областного бюджета (около ста тридцати одного с половиной миллиона рублей) на модернизацию трех заводов – в Гагарине, Сафонове и Ельне, да еще около шестидесяти миллионов на подготовку площадок для будущего оборудования. Заключили контракт с московской фирмой ООО «Дорожная индустрия», которую, судя по всему, настойчиво рекомендовали в партнеры смоленскому Автодору влиятельные чиновники.

Прежде, чем продолжить хронологию событий, связанных с этим контрактом, напомню читателям, что после бегства за границу находящегося сегодня в розыске г-на Апакова, в Автодоре за короткое время сменили несколько руководителей. Для чего это делается, думаю, ни для кого не секрет. В просторечии такую кадровую политику называют словами «концы в воду».

Итак, 22 октября 2019 года и.о. директора И.Ю. Савкин подписал приказ о проведении модернизации асфальтобетонных заводов. Согласно контракту с ООО «Дорожная индустрия» подрядчик обязался завершить все работы и сдать объекты, пригодные к эксплуатации, к 25 декабря 2019 года. На них работала субподрядная организация – ООО «Производственное Объединение «УФАДОРМАШ». К установленному сроку пусконаладочные работы не были завершены. И это при том, что заказчик оплатил подрядчику свыше 115 миллионов рублей, в том числе, по утверждению заказчика, и за работы по пусконаладке.

За уплаченные деньги можно было приобрести, как минимум, два НОВЫХ работающих завода. А итогом «модернизации» стала остановка трех асфальтобетонных заводов, предназначавшихся для работ на важнейших магистралях по программе национального проекта. По сути ООО «Дорожная индустрия» устранило своего главного конкурента по дорожным работам на территории Смоленской области. 

Новый директор СОГБУ «Смоленскавтодор» А.Ю. Бакалов почувствовал, по-видимому, что «пахнет жареным», что его могут сделать «козлом отпущения». И направил письмо прокурору Смоленской области С.Э. Карапетяну. В письме, например, отмечалось, что субподрядчик по указанию ООО «Дорожная индустрия» установил специальную программу с ограниченным периодом, по истечении которого эксплуатировать АБЗ невозможно без дополнительного вмешательства исполнителя. До оплаты текущих платежей подрядчик отказывался производить работы по запуску заводов, хотя такое условие отсутствовало в контракте. Директор Автодора расценил эти действия подрядчика как умышленное воспрепятствование деятельности смоленских дорожников по  выполнению государственного задания и национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Со слов А.Ю. Бакалова, ООО «Дорожная индустрия» не перечислило полученные средства непосредственному исполнителю работ. Учреждение расценило действия подрядчика как отмывание бюджетных денежных средств.

Прокуратура Ленинского района города Смоленска установила в ходе проверки (письмо от 23.06.2020), что подрядчик осуществил работы по оказанию услуг, и этот факт подтверждается соответствующими актами, подписанными обеими сторонами. Претензий по качеству работ и монтажу оборудования на момент приемки не возникало. Пусконаладочные работы на момент обращения в прокуратуру завершить было невозможно по причине отсутствия битумных и топливных емкостей и дополнительного оборудования, которые не были предусмотрены к установке условиями контракта. Районная прокуратура также установила, что подрядчик неоднократно обращался к заказчику  по вопросу продолжения работ, однако заявок на оказание услуг по дополнительной модернизации не последовало. На пусконаладочные работы поступила лишь заявка на завод в Гагарине.

По заключению прокуратуры, факт причинения ущерба заказчику не установлен, оснований для принятия мер прокурорского реагирования в отношении ООО «Дорожная индустрия» в настоящее время не имеется. Оплата работ субподрядной организации подтверждается актами сверки взаимных расчетов.

Директор СОГБУ «Смоленскавтодор» А.Ю. Бакалов также обращался в Следственное управление СК России по Смоленской области, и это обращение по подведомственности было направлено в УМВД России по Смоленской области. На момент подготовки этой публикации журнала «Смоленск» редакции известно только то, что материалы проверки возможных мошеннических действий со стороны должностных лиц ООО «Дорожная индустрия» заняли два тома. Но полицейские не возбудили уголовное дело. 

Хотя, на наш взгляд, и прокуратура, и полиция должны бы обеспокоиться судьбой потраченных бюджетных миллионов. Тот же А.Ю. Бакалов уже не работает директором. Никаких претензий за контракт, в котором не предусмотрели установку емкостей для запуска производства асфальтобетонных смесей, к бывшему и.о. директора И.Ю. Савкину никто не предъявляет. СОГБУ «Смоленскавтодор» фактически работает с минимальной загрузкой оборудования и в 2021-м году может потерять значительные объемы государственных заказов. Зато они вполне могут перейти к московской фирме – ООО «Дорожная индустрия», которая платит налоги в столичный бюджет.

СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» уже после проверок со стороны прокуратуры и полиции обратилось в ООО «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ», чтобы определить пригодность к эксплуатации асфальтосмесительной установки ДС-185-80 на Гагаринском АБЗ. Эксперты установили и в акте от 28.08.2020 года отразили, что данная установка не соответствует заявленным производителем техническим характеристикам. Она не выходит на номинальную производительность в 72 тонны в час. В процессе исследования зафиксировано падение номинальной производительности до 25 тонн в час. То есть установка работает на 34 процента от своей заявленной производительности и не пригодна для эксплуатации.

Эксперты пришли к выводу, что стоимость некачественно выполненных работ по модернизации асфальтосмесительной установки составляет 12 261 790,85 рублей.

Также надо отметить, что субподрядчик вносил конструктивные изменения в процессе монтажа оборудования, и теперь оно может быть снято с гарантии.

У меня сложилось впечатление, что данный конфликт между смоленским заказчиком и московским подрядчиком был изначально запланирован кем-то весьма влиятельным. Конечно, доказать такое предположение очень трудно. Но можно, если у правоохранительных органов на то будут решимость и воля. А пока мы вынуждены констатировать, что уже уплаченные 115 097 857, 16 рублей до сих пор не работают на экономику Смоленской области и могут оказаться прямым убытком, понесенным бюджетом региона.

Полагаю, что виновные в этой нелицеприятной истории все-таки должны быть названы и наказаны.

Фотогалерея

Похожие материалы

С места в карьер

С места в карьер

На днях пообщался с производственниками, которые имеют дело с тендерами и дорожным строительством. Узнав, что я журналист, высказали претензии нашему брату, мол, вы работаете на заказ. И назвали мне собеседники конкретных сподвижников хорош...

Крик души

Крик души

От редактора: В редакцию журнала «Смоленск» обратились жители Савеевского сельского поселения Рославльского района с просьбой опубликовать Открытое письмо Президенту Российской Федерации, лидеру Общероссийского народного фронта Владимиру Вл...