https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Бешбармак

Из всех репродукторов страны зазвучали бравурные песни:

Родины просторы, горы и долины,
В серебро одетый зимний лес грустит.
Едут новоселы по земле целинной,
Песня молодая далеко летит…

За два года на работу было отправлено около 50 тысяч человек, организовано 425 зерновых совхозов. Проект начался без всякой предварительной подготовки. Не было дорог, зернохранилищ, жилья, ремонтной базы для техники, квалифицированных кадров. Людей фактически привозили в чисто поле, где порой не было даже пресной питьевой воды.

Забивались колышки с названиями совхозов, натягивались палатки, в лучшем случае  ставились щитовые домики.

На воплощение этого проекта были брошены огромные ресурсы. Целина поглотила 20 процентов всех вложений СССР в сельское хозяйство. Первые годы новые земли давали сверхвысокие урожаи. В дальнейшем же  порой  не могли собрать даже посевной фонд. При экстенсивном ведении хозяйства желаемой стабильности  добиться не удалось. Освоение целины вступило в стадию кризиса.

***

Каждую осень, после уборки урожая, многие первоцелинники, подобно перелетным птицам, собирались в путь. Собственно ехать-то им было некуда, и они  всякий раз  откладывали это мероприятие на неопределенное время.

Мариам Равилова, детдомовка и сирота, за время учебы проявила хорошие математические способности, и после окончания школы ей дали направление в пединститут.

- Мариам, срочно к декану, – выкрикнула староста группы и куда-то унеслась.

Татарочка, маленького росточка, протиснулась между подружками, стоявшими у окна аудитории, и засеменила в деканат.

- Вызывали Семен Аркадьевич?

- А, Равилова, вызывал, вызывал. Проходи. Да ты садись.

Мариам присела на краешек стула, поправила платье, подобрала ножки в черненьких дермонтиновых туфельках и сложила руки на коленях.

Мария, - с пафосом начал декан: «Партией и Правительством нашему институту оказано большое доверие: направить во вновь создаваемые совхозы Оренбуржья  молодых учителей. Ты, Маша, оканчиваешь третий курс, у тебя, считай, неполное высшее образование».

Мариам съежилась, опустила голову и молчала.

Декан продолжил: «Я, надеюсь, ты согласна ехать на целину»? – продолжил он, уже с нажимом.

- Семен Аркадьевич, мне ведь только год остался, - полушепотом возразила Мариам.

-Так я и говорю, что всего год. Переведем тебя на заочное отделение и все.

Мариам беззвучно заплакала.

- Не хочешь ехать, комсомолка Равилова?

Уловив раздражение, укор и угрозу в интонации декана, Мариам испугалась.

Привстав со стула, она закивала головой и, еле слышно, произнесла:

- Я поеду.

- Молодец, я от тебя другого и не ожидал. Иди в комитет комсомола за путевкой. Да пригласи ко мне Слесареву из второй группы.

Выйдя из деканата с заплаканными глазами,  Мариам пошла на лекцию, ведь летнюю сессию пока никто не отменял.

***

Зерносовхоз «Восточный», куда была направлена молодая учительница, был населен молодыми и дерзкими. Работы – хоть отбавляй. С самого раннего утра, затемно начиналась пахота. Так и говорили: «Пашем с восхода до заката».

После ужина молодые механизаторы шли на танцы в наскоро сколоченный из щитов барак. Гармонь поддавала жару в усталые хмельные тела. Девушек на всех не хватало, и часто танцы заканчивались драками. Заключительным аккордом вечеринок был девиз: «Карфаген должен быть разрушен».

Барак, державшийся на честном слове, разваливали, словно карточный домик. С утра совхозные плотники исправно сколачивали его заново.

Мариам Раисовна Равилова решила положить конец этому безобразию. И когда в очередной раз сошлись в бою механизаторы двух соревнующихся бригад, она смело стала между ними.  Дерущиеся парни обходили, обтекали маленького миротворца и продолжали махать кулаками.

Тогда Равилова предприняла новый тактический ход: подойдя к самому азартному, она подпрыгнула и повисла у него на шее. Его спарринг партнер, собрав в мощный промасленный кулак всю силу, прицелился, и… удар пришелся прямо в глаз Мариам. Она так и рухнула без сознания под ноги парням. Неординарное событие на этот раз поставило финальную точку в боях без правил. Девушку на руках доставили в санчасть.

Драки все равно продолжались, но уже не было охотниц утихомиривать буйную мужскую природу. Мариам часто навещали девочки с дефицитными по той поре пряниками. Но однажды появился тот, кто нечаянно стал виновником ее госпитализации. Юрка боялся, что она его прогонит, но этого не случилось. А случилась весной их свадьба – одна из первых в совхозе.

***

В этот год зерна собрали немерено. Кружа пыль, сотни машин не успевали вывозить его на элеваторы. В безумной погоне за показателями обмолота водители стали ссыпать зерно прямо в степи. Гигантские бурты протянулись на сотни метров. Равнинный ландшафт на глазах превращался в холмистый. Хлеб «на материк» не вывезли.

После дождей зерно стало «гореть». Имевшиеся на подворьях первоцелинников свиньи были выпущены в степь на «вольные хлеба». Животные находили там и теплый кров, и обильный стол. К зиме у них появился приплод. Вот это был настоящий свинский коммунизм в его высшей фазе с девизом: «От каждого по способностям, каждому - по потребностям».

***

Пришла зима с морозами и буранами. Теперь забавой первоцелинников стала охота на одичавших, заблудших и погрязших в пороках свиней. Теперь во всех домах поселка, следуя мусульманским традициям, правда, не в полной мере, варилась свинина для бешбармака.

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12