https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Музыка в словах и звуках

В этих строках выразились в единении два таланта – музыканта и поэта. И принадлежат они человеку, сделавшему музыку своей профессией, а увлечение поэзией – вершиной творчества. Анастасия Самофралийская в свое время окончила музыкальное училище по классу фортепиано. Стала преподавателем и концертмейстером. Литературное творчество увенчалось приемом в Союз писателей России.

Мир поэзии – это воплощение чувств и наблюдений. Вот как воссоздает образ воспитанницы ее музыкальная наставница в стихотворении «Портрет Даши Николенко».

Вальс Грибоедова играет ученица,
А ей всего пятнадцать только лет.
О чем мечтает? И к чему стремится?
Сама пока неясный даст ответ.
В лавине звуков пальчики мелькают,
Волна волос стекает по плечам.
Вальс не танцует, просто лишь играет.
Век двадцать первый – места нет свечам.
Аккорд последний, и рояль закрыла.
И в свой мобильно-сложный мир ушла.
В походке чуть ритм вальса сохранила,
Во взгляде чуть кокетливей была…

Название произведения, которое играет ученица, на мой взгляд, имеет символическое значение в том смысле, что драматург и композитор Александр Сергеевич Грибоедов сочетал в себе музыкальный и  литературный таланты. Его имя связано со Смоленщиной. В усадьбе Хмелита Вяземского района создан государственный историко-культурный и природный заповедник.

Преподавателя музыки волнует, о чем мечтает и к чему стремится ее пятнадцатилетняя ученица. А потому, видимо, не случаен выбор музыкальных произведений для обучения, дабы не мобильно-сложный мир возобладал, а гармоничная красота, которая спасет мир, по убеждению великого литературного классика Федора Михайловича Достоевского.

В стремлении к профессиональному совершенству Анастасия Самофралийская продолжила образование в Смоленском педагогическом институте. Она очень целеустремленный и ответственный человек.

В писательской организации на нее полагаются во всем. Еще до того, как была избрана членом правления и заместителем председателя, проявила себя надежной и активной личностью, обладающей организаторскими качествами.

Мое знакомство с ней и ее творчеством произошло во время одной из поездок на родину Михаила Васильевича Исаковского. В 110-ю годовщину со дня рождения поэта во Всходах был устроен праздник. Торжество проходило в стенах Дома культуры, построенного на средства Исаковского. Под его крышей, кстати, находится и музей Михаила Васильевича.

Поэты со сцены читали стихи. Прочитала свои стихотворения и Анастасия Самофралийская. Но прежде она передала в дар третий выпуск альманаха Смоленской областной организации Союза писателей России «Сторона родная». Реликвия предназначалась для музея.

В том альманахе была опубликована и стихотворная подборка Анастасии Самофралийской, которая дает представление о ее лирике. Открывает подборку стихотворение «Люблю Москву, хотя в ней суматоха…». В двух заключительных строфах сконцентрированы самые дорогие понятия.

И по Арбату с дочерью шагая,
Где блеск витрин, как из прекрасных снов,
С благоговеньем запах я вдыхаю
Царицы всех российских городов.
И, может быть, в последнее мгновенье,
Когда совсем погаснут все мечты,
В моем уже предсмертном сновиденье
Предстанут вновь: Москва, рояль и ты…

Дочь, которая шагает рядом, родная и любимая, самая близкая. С чувством благоговения воспринимается Москва – царица всех российских городов. Ясно, что столица – символ Родины. И любовь к ней не что иное, как святая к Родине любовь. А рояль - олицетворение музыки и вдохновения, без чего творчество невозможно. Местоимением «ты» обозначен, надо полагать, лирический герой.

На перекрестке двух столетий
Хочу я руку протянуть
Тому, кто мне душой ответил
И кто прошел со мной чуть-чуть.
На рубеже тысячелетий
Хочу отдать я свой поклон
За то, что ОН меня здесь встретил,
За то, что существует ОН.
За то, что мы не разминулись
В столетьях, днях или мирах.
За то, что просто оглянулись,
Еще не превратившись в прах.

Стихотворение имеет философский смысл, сопряженный с духовностью. Человечная, преисполненная любви и благодарности, добродетельная поэзия Анастасии Самофралийской обладает не созерцательным, а беспокойным, неравнодушным характером.

В том мире, где не слышат речи,
А слышат окрики и крики,
Так нелегко лик человечий
Хранить среди толпы безликой.

Обеспокоенная нравственными проблемами, поэт Самофралийская осуждает мир, «где корыстны нравы». И определяет  высокую цель:

Достичь гармонии вселенной
Или хотя бы человека…

Музыка и поэзия воодушевляют, возвышают, преображают человека: «И, кажется, поет душа, когда растает звук». Не умолкнет, не утихнет, а растает. Как снег под вешним солнцем, наполняя живительной влагой почву, на которой прорастут семена новой жизни.

В стихотворении «Памяти композитора П. Чайковского» ощущается ожидание весеннего обновления:

А день длинней, светлее стал,
Он уходить не хочет.
И композитор написал
Напевы белой ночи.
В них, затаив дыханье, ждут
Любви, тепла и света
И на свидание бегут
Ромео и Джульетты.

Жизнь продолжается в извечном стремлении к гармонии. И приближению цели да способствует музыка в словах и звуках!

Фотогалерея

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12