https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

XII «Золотой Феникс». Хроника событий кинофорума

Смоленский фестиваль давно уже стал неотъемлемой частью, точнее, даже главным культурным событием сентября. Фактически с него, «Золотого Феникса», и начинается каждый год новый творческий сезон.

В этом году, как и вообще в последние годы, открытие кинофорума прошло без излишней помпезности. Не было красной дорожки, не подъезжали на шикарных авто прямо к «Современнику» известные артисты, не играл на улице оркестр Дубровского, как бывало в памятные первые годы «Золотого Феникса». Некоторые усматривают в этом признаки вырождения, а то и приближающейся гибели Смоленского кинофорума: бюджет фестиваля с каждым годом становится всё меньше.

На мой же взгляд, скромность проведения церемоний открытия-закрытия можно рассматривать с другой стороны. Просто как свидетельство роста: фестиваль стал старше и, образно говоря, больше не нуждается в погремушках. Ведь главное на любом кинофестивале – его программа, то есть фильмы. В этом году за пять дней зрители увидят 21 кинокартину, выбраны они с большой тщательностью специальной отборочной комиссией, в составе которой известный кинокритик Александр Колбовский. Александр Михайлович не раз бывал в Смоленске на фестивале и знает, какие фильмы нравятся нашим зрителям. Думаю, журналисты постарше помнят, как интересно при Колбовском проходили встречи в пресс-центре кинофестиваля.

Церемония открытия, вёл которую артист Театра киноактёра Георгий Кузубов, была строго режиссёрски выстроена. Общий тон, раздумчиво-ностальгический, был задан песней «Жизнь моя – кинематограф, черно-белое кино» на стихи Юрия Левитанского. Исполнил песню артист Тимофей Федоров, который в ходе церемонии открытия не раз напоминал зрителям песни из любимых кинофильмов.

Показано было много хроники. На киноэкране мелькали лица именитых кинематографистов и призёров одиннадцати предыдущих «Золотых Фениксов»: Эльдар Рязанов, Станислав Говорухин, Людмила Касаткина, Иосиф Кобзон, Вера Глаголева, Людмила Гурченко, Владимир Этуш, Сергей Юрский, Марлен Хуциев.  Все они совсем ещё недавно приезжали на Смоленский фестиваль, пели, читали стихи, встречались со зрителями, спорили, показывали свои картины… И вот их уже нет.

С особенной грустью вспоминали Марлена Хуциева, ушедшего совсем недавно, в марте 2019 года. На экране вперемешку шли кадры, на которых запечатлён Хуциев в работе: молодой,  в зрелом возрасте.

Как президент Гильдии кинорежиссёров России Марлен Мартынович Хуциев был крёстным отцом «Золотого Феникса», часто приезжал в Смоленск. Долгие годы дружбы связывали его с генеральным продюсером «Золотого Феникса» Игорем Степановым. Рассказывают, что Хуциев последние десять лет отказывался от всех планов на сентябрь, ссылаясь на «Золотой Феникс». На память о великом режиссёре-шестидесятнике на Площади Звёзд кино в Смоленске осталась звезда Марлена Хуциева.

Его незавершенный фильм «Невечерняя», точнее даже, как сказала продюсер Ольга Быстрова, эскиз картины, позволяющий понять направление мысли режиссёра, стал фильмом открытия нынешнего кинофестиваля. Мотивы, которыми руководствовались устроители кинофестиваля, понятны, однако, на мой взгляд, показ незавершенной картины Хуциева лучше было бы сделать специальным событием и отвести для этого небольшой зал кинотеатра «Смена», где собрались бы интересующиеся искусством кинозрители. Фильмом открытия в первый день в «Современнике» должна была стать какая-нибудь адресованная широкой публике картина, пусть бы даже из конкурсной программы, как не раз бывало в прежние годы. Массовый исход зрителей в процессе показа «Невечерней» мешал оставшимся в зале и вызывал легко объяснимую досаду.

Кульминацией же вечера 7 сентября стало появление на сцене «Современника» главной гостьи XII «Золотого Феникса» блистательной Ольги Кабо – заслуженной артистки России, председателя жюри нынешнего кинофорума. Но начала свое выступление Ольга Кабо тоже с ностальгической ноты – песней «Кленовый лист, кленовый лист, ты мне среди зимы приснись», которую, как все помнят, когда-то исполнял Николай Караченцов.

Ольга Кабо участвовала в самом первом «Золотом Фениксе» и также была председателем жюри вместе с такими мэтрами, как Э.А. Рязанов и М.М. Хуциев.

Время летит, человеческую жизнь актриса сравнила с вдохом и выдохом, и как бы в подтверждении своих слов прочитала стихотворение Ларисы Васильевой «Верните время». Пронзительные стихи, очень точно отражающие настроение, которым  проникся зал:

Верните время! На две секунды,
на вдох и выдох, я всё успею:
Вернусь из прошлого Ниоткуда,
где липкий сумрак залил аллеи.
Сломаю стрелки, чтоб сны зависли,
по ржавым стенам размажу горе,
сотру всю память, что смяла мысли
и топит утро моё в миноре.
Закрою окна — бессмертный ветер
гуляет в доме ушедших в море…
Верните время! И я, поверьте,
на жизнь со смертью ещё поспорю.

Продолжив своё выступление,  Ольга Кабо исполнила песню композитора и поэтессы Елены Суржиковой «Я не солгу!», с которой в свое время дебютировала на эстраде в качестве певицы, и, протанцевав несколько па с президентом Смоленского кинофестиваля Всеволодом Шиловским и признавшись ему в бесконечной любви и уважении за то, что он сделал и продолжает делать для отечественного киноискусства, поздравила собравшихся с открытием очередного «Золотого Феникса».

Всеволод Николаевич был заметно растроган.

Затем, по традиции, представляли именные и главные призы кинофестиваля. Демонстрировали позолоченных птичек и устанавливали их на специальные постаменты справа от экрана красавицы из модельного агентства.  В качестве аксессуаров для  их нарядов постоянный партнёр кинофестиваля группа «Смоленские бриллианты» предоставила ювелирные украшения, на что ведущий Георгий Кузубов обратил внимание зала.

В финале церемонии открытия на сцену были приглашены мэр города Смоленска Андрей Борисов, который был немногословен: пожелав участникам конкурса удачи, сказал, что хотелось бы поскорее начать смотреть кино, и заместитель губернатора Смоленской области Полина Хомайко. Именно она вместе с  Всеволодом Шиловским, хлопнув бутафорской кинохлопушкой, и открыла XII «Золотой Феникс».

Прозвучал гимн Смоленского кинофестиваля, который записан в исполнении Дмитрия Харатьяна, в своё время также побывавшего в Смоленске, и XII кинофорум начал свою работу.

Война глазами детей

Во второй день кинофестиваля в «Современнике» шел фильм Александра Галибина «Сестрёнка». Замечательный актёр и режиссёр, народный артист России, запомнившийся зрителям как ведущий программы «Жди меня» на «Первом канале»,  а также исполнитель роли Мастера в фильме Владимира Бортко по роману М.А. Булгакова и Николая II в картине «Романовы. Венценосная семья» Глеба Панфилова, Александр Галибин не впервые представляет свои картины на Смоленском кинофестивале. Он является обладателем  двух именных наград «Золотого Феникса»: в 2010 году его «Комедиантам», а в 2016 году – фильму «Золотая рыбка» был присуждён приз имени А.Т. Твардовского.

Фильм «Сестрёнка» (2019) – драма о войне, точнее, о том, как не только благодаря самоотверженности и героизму, но и элементарной доброте и человечности выжила в войну наша огромная многонациональная страна. В основе картины повесть известного советского писателя Мустая Карима «Радость нашего дома».

Действие происходит в глубоком тылу, в башкирском селе, где не осталось ни одного трудоспособного мужчины. Все на фронте. Воюет и отец маленького Ямиля – главного героя фильма, играет которого совершенно потрясающий мальчик по имени Арслан Крынчурин. Ямиль знает своего отца только по фотографиям и рассказам матери: он был совсем ещё маленький, когда отец уходил на фронт. Но он представляет отца героем – настоящим батыром, как в сказках.

Тем временем отец Ямиля (арт. Руслан Хайсаров), проходя с армейскими частями по улице только что отбитого у немцев украинского села,  в одной из хат обнаруживает чудом уцелевшую маленькую девочку Оксану (Марта Тимофеева). Во время обстрела девочка спряталась внутрь большой русской печи.  Мать Оксаны убита и лежит тут же, отец на войне. Нацарапав углём на стене полуразрушенной печи адрес башкирского села, свой собственный адрес, солдат выносит девочку из хаты. У него нет и тени сомнения в том, что Оксана обретёт приют в его семье. И действительно, получив письмо и оставив Ямиля на попечение бабушки, жена солдата едет в детский дом и вскоре возвращается вместе со светловолосой Оксаной, ни слова не понимающей по-башкирски.

Особый колорит картине придает то, что все происходящее в башкирском селе даётся на башкирском языке. Русский текст синхронного перевода читает сам Александр Галибин. По итогам фестиваля фильм «Сестрёнка»  удостоен приза имени Анатолия Папанова. 

Блокада и Медный всадник

«Сестрёнка» Галибина - не единственная картина конкурсной программы, посвященная детям войны. 9 сентября, на третий день фестиваля, во время дневного показа в «Современнике» шёл фильм Владимира Потапова «Крик тишины»  – о блокаде Ленинграда.

Героиня картины – двенадцатилетняя Катя (Алина Саргина) волею случая оказывается один на один с сильно ослабевшим от голода трёхлетним малышом. Ни  имени, ни кто его родители Катя не знает. Мальчика попросила отнести в бомбоубежище домоуправ Анна Васильевна, которая погибла во время бомбежки, бегая по этажам и убеждая спуститься в бомбоубежище оставшихся в доме и впавших от горя и голода в депрессию жильцов. Сама Катя тоже потеряла близких, и был момент, когда ей не хотелось даже выходить из квартиры. Спасла её всё та же Анна Васильевна. Если бы не она, Катя наверняка погибла бы под обломками разрушенного бомбой дома.

И девочка даёт себе обещание сделать всё, чтобы этот малыш, которого она выдаёт за своего младшего брата, назвав Серёжей, выжил, несмотря ни на что.

Чтобы иметь силы жить, убеждает она Алексея Воронова  — незнакомого военного, обнаружившего на месте бывшего своего дома лишь груду обгоревших обломков – обязательно нужно кого-нибудь любить…

В фильме использована кинохроника военных лет. Поражает, что даже в суровые дни войны и блокады город на Неве выглядел величественным и прекрасным. Автору сценария картины Александру Бородянскому по итогам фестиваля  присуждён приз имени Бориса Васильева. 11 сентября приз получил режиссёр картины  Владимир Потапов.

Совершенно иначе, чем во время блокады в сороковые годы XX века, выглядит Санкт-Петербург  в фильме народного артиста РСФСР Василия Ливанова «Медный всадник России». «Медный всадник»  – вторая игровая картина выдающегося артиста. Фильм Ливанова повествует об истории создания памятника Петру Великому французским скульптором Этьеном-Морисом Фальконе, образ которого создал артист РАМТа Евгений Редько, народный артист России. Жюри «Золотого Феникса» удостоило фильм Василия Ливанова приза имени Михаила Глинки – за музыку в кино. Думаю, это никого не удивило, поскольку автором музыки является Геннадий Гладков, совместно с которым Ливанов выпустил не один из своих мультипликационных фильмов, в качестве примера, достаточно назвать «Бременских музыкантов»... Приз композитору обязалась передать Людмила Бодрова - солистка Московского академического музыкального театра имени Натальи Сац, заслуженная артистка России. Людмила Анатольевна практически ежегодно бывает на Смоленском кинофоруме, неизменно украшая своими  выступлениями программу как открытия, так и закрытия.

«Дед» и другие предки…

Специальный приз имени Юрия Никулина жюри присудило фильму Максима Зыкова «Предок». Картина вышла в 2018 году и уже получила диплом «За оригинальный подход к проблеме отцов и детей» на фестивале «Балтийские дебюты». Фильм Максима Зыкова посвящен даже не столько вечному конфликту поколений, сколько вопросу, как отцу завоевать авторитет у собственного ребенка, к тому же мальчика. Тема не впервые поднимается на Смоленском кинофоруме. Достаточно вспомнить, скажем, такую острую картину, как «Сынок» Ларисы Садиловой (приз имени А.Т. Твардовского за 2009 год).

Но в фильме «Предок» проблема отцов и детей подана не только жизненно, но и с юмором, почему и удостоена именного приза блистательного комика.

А приз имени Александра Твардовского в этом году получил фильм «Дед» Алексея Шемеса. Это дебют режиссера в полнометражном кино. В главной роли снялся Владимир Толоконников – заслуженный артист Казахской ССР, ставший знаменитым после картины «Собачье сердце» по М.А. Булгакову, где он неподражаемо сыграл Шарикова.

 «Дед» вышел на экраны уже после скоропостижной смерти артиста. Алексей Шемес хорошо знал Толоконникова по совместной работе в Алма-атинском русском театре им. М.Ю. Лермонтова. «Если бы не Владимир Алексеевич, – сказал режиссёр, получая серебряную с позолотой статуэтку, – фильма бы не было».

Что наша жизнь? Игра

При том, что в кинофестивале «Золотой Феникс-2019» участвовала всего 21 кинолента, а в конкурсе принимало участие и того меньше – 10 полнометражных картин и 9 короткометражек,  программа оказалась разнообразной. В очередной раз поразил заслуженный деятель искусств России Дмитрий Астрахан, представивший на конкурс свою новую картину «Игра»,  в основе который сценарий известного  питерского драматурга Олега Данилова. Разбогатевший в 90-е  бывший бандит по кличке Вова спустя годы достиг известных высот. Однако скромно держится в тени, купаясь в лучах славы своего сына Юрия – известного поэта и директора крупного издательства. Все, чем, казалось бы, по праву гордится Юрий, на самом деле купил его отец. То есть не только машину-квартиру и личный самолет, но и лучшего друга, жену и даже любовницу… Зачем? А чтобы быть спокойным за настроение и судьбу сына…

Как можно сказать и про фильм Астрахана «Деточки», показанный на «Золотом Фениксе» шесть лет назад, подобная фантастическая ситуация  вполне может оказаться реальностью. Особенно если исповедуешь философию: «Не знаешь, значит, и не было!»

По итогам конкурса «Игра» удостоена приза имени княгини Марии Тенишевой.

Именной приз скульптора Сергея Коненкова получила картина «Троица». Режиссёр фильма – выпускница актёрского курса ВГИК (мастерская Сергея Соловьёва) китаянка Ян Гэ. «Троица» – уже вторая режиссёрская работа Ян Гэ. Её первый фильм «Ню», вышедший в прошлом году, на Московском международном кинофестивале завоевал специальный приз жюри.

В фильме «Троица» Ян Гэ не только режиссер, но сценарист и исполнительница главной женской роли. Троица – это классический любовный треугольник: муж – жена – любовник.

Приехать на «Золотой Феникс» Ян Гэ не смогла. Приз получил актёр Андрей Курганов, который играет в фильме мужа главной героини Георгия. Андрей Курганов – смолянин, выпускник факультета иностранных языков СмолГУ, актёрского курса СГИИ и театральной школы во Франции. В студенческие годы играл в любительских коллективах «Пирамида» и «Миракль», несколько лет служил актёром в Смоленском драматическом театре им. А.С. Грибоедова, где исполнил главные роли в спектаклях «Benvenuto, Отелло!» и «Королева красоты». Птицу Феникс Андрей получил из рук художника Алексея Довганя – автора приза Смоленского кинофестиваля.

В судьбе актёра главное - внешность и Случай

В дни фестиваля в киноконцертном зале «Соврнеменник» состоялись три творческие встречи. Первой была встреча с заслуженным деятелем искусств РСФСР писателем–сатириком и кинодраматургом, профессором ВГИК Аркадием Ининым.

Автор едва ли не всех, как теперь принято говорить, культовых программ, в частности, «От всей души», вела которую Валентина Леонтьева, «Вокруг смеха» и других, Аркадий Инин написал сценарии к 48 кинокомедиям, таким, как «Одиноким предоставляется общежитие», «У матросов нет вопросов», «На Дерибасовской хорошая погода…», «Отцы и деды»… Съёмки последнего вообще проходили в Смоленске.

Встреча с писателем была задумана как вечер вопросов и ответов. Это было бы логично, ведь Инин находчивый и остроумный собеседник. Но вопросы задавали несмело. Спрашивали о режиссёрах, которые снимали картины по его сценариям. Кто-то спросил, дружил ли сатирик с Высоцким. Инин рассказал, что дружбой их отношения назвать было бы неправильно, хотя они были знакомы. Более того трижды он посылал Высоцкому свои сценарии в надежде, что бард захочет написать  к ним песни. И все три раза Владимир Семенович вежливо, но твердо отказывал.

Один из самых интересных был вопрос, как Аркадий Инин относится к ремейкам. На что писатель ответил, что ничего кроме отвращения они у него не вызывают. Даже самые, казалось бы удачные, в частности, современный вариант «Иронии судьбы», который даже имел некоторый успех у зрителей.

Когда вопросы иссякли, начался показ знаменитых ининских кинокапустников. Это было здорово. В финале встречи писатель раздавал автографы и подписывал желающим свою новую книгу.

А на следующий день был творческий вечер народного артиста России Игоря Скляра. Перед выходом артиста на сцену на экране была показана нарезка из фильмов с его участием: «Комедианты», «Мы из джаза», «Марица», «Имитатор», «Год собаки», «Батальоны просят огня» и других.

В начале встречи Игорь Борисович немного рассказал о себе. «В актёрскую профессию, – сказал он, – меня привёл случай. В 14 лет я по настоянию мамы поехал в туристическую поездку по столицам союзных республик. Мы побывали в Киеве, Риге, Минске, а завершился тур в Москве. В последний день мы с ребятами купили бутылку вина, выпили и катались в метро по кольцу. В полупустом вагоне сидела женщина в лисьей шапке и смотрела на нас в упор. Я стал нервничать, у меня были проблемы с детской комнатой милиции, я подумал, что она оттуда. Мы вышли, это была станция метро «Рижская». Женщина шла за нами. Тогда мы побежали. И тут раздался хорошо поставленный, милицейский окрик: «Стоять!». Мы остановились, как вкопанные.

Женщина оказалась ассистентом режиссера. Она вручила мне повестку для родителей. Меня вызывали на пробы для участия в фильме «Юнга Северного флота». Я пришёл на студию Горького. Там было много детей, все что-то читали. Я прочитал стихотворение Маяковского «Разговор с товарищем Лениным», это было единственное стихотворение, которое я выучил в школе до конца. Меня утвердили. Я снялся в этом фильме и стал знаменитым мальчиком в городе Курске.

После школы поехал поступать в театральный и поступил в Питере на курс Георгия Александровича Товстоногова. Я считаю большим счастьем, что поступил именно на этот курс».

А накануне дня подведения итогов прошёл творческий вечер «Возможная встреча» с участием народной артистки России Ларисы Удовиченко и заслуженного артиста России  Сергея Колесникова. Представлял артистов президент фестиваля Всеволод Шиловский.

В этот же вечер на площади звезд перед кинотеатром «Современник» засияла звезда Ларисы Удовиченко.

Главные награды «Золотого Феникса-2019»

Гран-при – «Бриллиантовый Феникс»  – вручал сам губернатор Алексей Островский. Обладателем высшей награды фестиваля стал режиссёр Юрий Быков – автор криминальной драмы «Завод». Это уже вторая победа режиссёра на  Смоленском фестивале. Шесть лет назад он также получил «Бриллиантовый Феникс» за свою картину «Майор». А в 2015 году Юрий Быков был удостоен специального приза имени Бориса Васильева за фильм «Дурак».

Губернатор поблагодарил президента «Золотого Феникса» народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского и организаторов кинофорума, а также заверил смолян, собравшихся на торжественную церемонию закрытия, что фестиваль в Смоленске состоится и на следующий год.

 «Рубиновый Феникс», присуждаемый за лучший дебют в кино, носит имя Юрия Гагарина. Получил  его режиссёр Антон Коломеец за фильм «Ваш репетитор». Фильм шел во время вечернего показа на второй день фестиваля в «Смене». История любви только что окончившего школу юного абитуриента к взрослой сорокапятилетней  женщине-репетитору в фильме рассказана с нечасто встречающейся в наше время деликатностью.

 Приза зрительских симпатий – «Сапфировый Феникс», который носит имя народной артистки СССР Людмилы Касаткиной, была удостоена короткометражная лента «Меня зовут Петя» режиссера Дарьи Биневской.

Закончился фестиваль премьерным показом художественного фильма «Варавва» режиссёра Евгения Емелина.

Фотографии предоставлены пресс-службой кинофестиваля «Золотой Феникс».

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12