Новый детектив о Смоленске

Недавно в книжных магазинах появился новый детектив Людмилы Горелик «Утраченный дневник Гёте», написанный в том же жанре. Действие и в этом романе происходит в Смоленске. Сюжет развивается в 1914 и в 2014 годах.

Причём главные герои исторической части романа – начальник Смоленского почтово-телеграфного ведомства Владимир Иванович Штальберг, музыкант и философ, как и его молодой коллега, недавний студент Московского университета Александр Батурин – персонажи абсолютно реальные. В начале ХХ века они действительно жили в Смоленске. Штальберг и в жизни увлекался музыкой и философией, а Батурин – жил на ул. Пушкинской, переводил стихи Гейне и подрабатывал репетиторством: давал уроки гимназистам по математике и иностранным языкам. В 1907-1909 годах в Смоленске действительно выходил журнал «Теософская жизнь», а его инициатором и издателем, как и описано в романе, был начальник почтового ведомства В.И. Штальберг. Правда, просуществовала «Теософская жизнь» недолго, но и это удивительно, поскольку теософия  не поощрялась ни церковью, ни светскими властями. В Петербурге журнал подобного направления  в те же примерно годы к изданию не был допущен.

Вузовский преподаватель – историк литературы и отечественной журналистики – Л.Л. Горелик сведения об этих людях и событиях обнаружила во время своих архивных разысканий. Здесь, впрочем, следует заметить, что судьба этих исторических персонажей после 1910 года автором полностью придумана – жанр детектива такое допускает.

Действие в исторической части романа разворачивается через несколько лет после запрещения «Теософской жизни» и связано, как теперь бы сказали, с новым издательским проектом Штальберга. Дело в том, что в его распоряжении неожиданно оказалась уникальная рукопись – дневник Гёте, который не только не переводился на русский язык, но и в оригинале никогда не публиковался. В 1914 году Штальберг получил рукопись в подарок от своей подруги детства Марии Каменецкой во время их последней встречи в Петербурге. О том, каким образом дневник великого немца оказался в России, рассказывается в Прологе романа.

Разумеется, роман Людмилы Горелик не претендует на историческую достоверность, ведь это детектив. Автор додумывает судьбы реальных личностей, ставших персонажами художественного текста, однако делает это вдумчиво, тактично, с учётом их социального происхождения и исторической перспективы.  Характеры героев переданы достаточно достоверно, как и их предшествующая сюжетным поворотам жизнь.

Собственно, появление в Смоленске привезенного Штальбергом из Петербурга таинственного свертка, о содержании которого он успел сообщить только молодому Батурину, и явилось завязкой детектива, то есть причиной гибели одних персонажей книги и рокового поворота в судьбе других.

История с драгоценной рукописью получает продолжение через сто лет. Три пожилые женщины, а также пенсионер по фамилии Потапов, оказываются втянутыми в расследование двух взбудораживших город убийств, случившихся в 2014 году.

Прошлое неожиданным образом вплетается и в личную жизнь Потапова, бывшего участкового, который начинает догадываться о судьбе своей семьи. Имя (его зовут Порфирий Петрович) и особая дотошность, въедливость, с которой этот человек относится к каждой мелочи, обнаруживающейся в процессе расследования, отсылают читателя к «Преступлению и наказанию» Достоевского.

Не менее загадочный, хотя и эпизодический персонаж появляется и в конце романа. Это колоритной внешности старик с собакой и котом на поводке. Именно ему автор книги предоставляет право раскрыть тайну рукописи Гёте, её судьбу в предреволюционной и послереволюционной России. К слову, сама рукопись важна лишь в качестве повода, предлога для закручивания детективного сюжета.

Название романа «Утраченный дневник Гёте» не отражает его сути. Роман Л.Л. Горелик, конечно, не о Гёте и его так и не опубликованном дневнике периода влюбленности гениального поэта в Ульрику фон Левецов.  Роман  о российских  провинциальных интеллигентах ХХ и ХХI веков, об их судьбах, ломающихся в связи с драматическими перипетиями отечественной истории. Здесь и подпольный эсеровский кружок, и деятельность охранки, и потрясавшие страну войны, и даже Гулаг. Вместе с тем общая тональность романа оптимистична, его персонажи умеют с достоинством преодолевать сложные жизненные обстоятельства. 

Подкупает также доброжелательность повествователя по отношению к своим персонажам. Молодые герои романа,  учительница Таня и ее муж-поэт после совместно пережитых потрясений возобновляют дружеское общение (при всей контрастности личностей) со своим бывшим однокурсником по университету Андреем Левониным, современным молодым бизнесменом. Сорокалетний полицейский Полуэктов в ходе расследования убийства неожиданно находит себе невесту…

Роман психологичен, насколько может быть психологичным детектив. Написан он хорошим языком, читается на одном дыхании. Особую привлекательность ему придаёт подробное описание хорошо знакомых читателям-смолянам улиц и уголков, парков и кафе, памятника Глинки, храмов и башен крепостной стены города нашего любимого.

Добавить комментарий