Стихия цвета

Эта мысль А.М. Васнецова вспомнилась на выставке «Стихия цвета», представленной в КВЦ. Им. Тенишевых. Авторы выставки - заслуженный художник России Евгений Дроздов и член СХ РФ Алёна Дроздова - хорошо известны не только смолянам (их выставки неоднократно проходили в Доме художника), но и далеко за пределами России. Не буду занимать места перечислением, где кто из них и когда представлял свои работы на суд взыскательных зрителей, просто творчество отца и дочери пользуется заслуженным признанием. Остаётся лишь попытаться понять, в чём  его творческая изюминка.

На  церемонии открытия  выставки самые восторженные отклики об экспозиции зал услышал от таких мэтров, как народный  художник  РФ Вячеслав Самарин, заслуженные художники  РФ  Нина  Агеева, Вера Самарина, Людмила Ельчанинова,  и ряда других ярко состоявшихся деятелей изобразительного искусства.

Уникальная выставка! Как живой спектакль, где каждая мизансцена захватывает, как виртуозное исполнение симфонии, - каждое представленное полотно приковывает внимание, вызывая неожиданное соцветие эмоций, ассоциаций. А выйдя на улицу, оказываешься в двойственном состоянии: влечёт тишина и, одновременно, хочется чьих-то слов, слов проникновенного понимания, бережного сопереживания, благодарного восторга.

Евгений Дроздов пишет с натуры, не копируя её, но перевоплощая её художественной своей сутью. Вдохновением. Пейзаж городской, пейзаж сельский, реже натюрморт, исполняются  в стилистике импрессионизма. Короткие, фактурные, динамичные мазки создают непредсказуемый колорит. Каждая работа имеет своё уникальное лицо и не одно прочтение. Что зависит и от расстояния между созерцающим  и полотном, и углом зрения. Иногда всматриваясь в знакомый пейзаж, не сразу узнаёшь это место. Например, работа «Заднепровье».  Знакомые каждому жителю Смоленска часовенка, колокольня перед въездом на мост не сразу узнаваемы, зато, когда всмотришься, откроешь что-то новое в их сути. Раньше ты этого не видел, не знал, но благодаря Евгению Дроздову вдруг увидел, открыл, что-то прибавилось в сердце.  И так выполняется каждая его работа: «Стадо. К вечеру», «Пейзаж с красным домиком», «Натюрморт со скрипкой» и так далее. Пейзажи Смоленска, Суздаля, Торжка с их храмами, домиками, скверами знакомят и с земными реалиями, и с духовным прочтением их художником. В работах Евгения Дроздова, по мнению народного художника России, члена-корреспондента Академии художеств Владимира Ельчанинова, «есть продолжение и французской, и русской школ импрессионизма. Заслуга художника как раз в том, что он видит мир по-своему. Он передаёт то, что Бог вложил ему в душу. Это прозрение художник и пишет на своих холстах. Не правдоподобие, а правду художественного открытия мира. Красота всегда актуальна, не актуально искусство без красоты. 

Приведу мнение искусствоведа Владимира Аникеева:

- Живопись Дроздова – это, прежде всего цвет, живой, пульсирующий, заполняющий собой всё пространство холста, создающий особую среду, которая может, на первый взгляд,  показаться сплошным хаосом пятен. Но если суметь проникнуть в неё, то чудесным образом открываются и пространство, и формы во всех их сложных взаимосвязях. Это совсем другая, не привычная иллюзорная среда, а эмоционально насыщенная. Цвет в ней выступает как некая субстанция, как океан Соляриса – непостижимый, изменчивый, мыслящий. Это сгусток энергии, вложенный автором в  своё произведение.

Да, живопись Евгения Дроздова захватывает, вызывая и благодарность, и преклонение, и радость. Знакомство с творчеством этого художника обновляет душу, дарит надежду, свет.                                                                                     

Заслуженный художник России Евгений Дмитриевич Дроздов — участник республиканских, зональных, всероссийских, региональных, международных, областных художественных выставок; обладатель диплома Российской академии художеств (2003), многочисленных дипломов СХ России и благодарственных писем, Серебряной Медали СХ России «Духовность. Традиции. Мастерство» (2016); стипендии администрации Смоленской области. Он вырастил замечательную дочь, чьи работы представлены в экспозиции.

Член СХ России Алена Евгеньевна Дроздова — участник Всероссийских, областных, групповых, зарубежных, международных художественных выставок; лауреат премии «Энергия» (2004), дипломант III выставки-конкурса «Энергия» (2006); участник творческого объединения «АртПроИск» (с 2005); стипендиат администрации Смоленской области (2007 — 2008), обладатель Государственной стипендии в области изобразительного искусства в номинации «Молодой художник» (2013); участник пленэров.

«Когда полотна Алены Дроздовой появились на выставках, их заметили сразу: так ярко и звонко вошла молодая художница в выставочные залы Смоленска. Эти работы были очень разные. Алена бросалась в стихию цветовых сочетаний, как в воду. Когда смотришь на работы живописца, становится понятно, в каком направлении идет Алена: цвет переживания, цвет эмоции, истинная суть явлений через цвет. Все чаще в пейзажах Алены появляется мотив дороги, моста, аллеи, уходящей вдаль. Безусловный знак движения становится главным элементом композиционного решения», — пишет о художнике заслуженный работник культуры РФ Наталья Вострикова.

Итак, треть выставочной экспозиции занимают работы  Алёны Дроздовой. Вот за кого можно и порадоваться,  и вот кому можно посочувствовать. Конечно, влияние отца сказывается на её творчестве. Нет, это не подражание, это зависимость, но зависимость эстетическая. Для Алёны Дроздовой главным является собственный взгляд, пропуск натуры через свою  творческую индивидуальность. Главные  её сподвижники -  цвет, колорит, динамика мазков. Она не подражает отцу, но её стиль вольно или невольно перекликается со стилистикой отца. Проблема: как любя и восторгаясь его творчеством, обрести в творчестве себя? Алёне это труднее, чем остальным…Невозможно не заметить стремления художницы к становлению собственного взгляда на мир. В отличие от отца она пишет портреты, всегда разные по стилистике, перенося на холст своё видение данного человека. Если одна из ранних работ «Портрет Петра» (1984 год) выполнена в реалистической традиции, впоследствии стилистика меняется, всё большую доминанту занимает цветовое решение, равно как и меняются решения композиционные. Но как завораживают пейзажи Алёны! Здесь она более всего перекликается с отцом, стремясь быть только собой. Удаётся! У Алёны своя динамика, свои композиционные решения, а вот отцовская цветовая насыщенность ничего не портит, наоборот, добавляет. И происходит рождение художника,  близкого Евгению Дроздову, но совершенно  своеобразного. «Синий март», «Старица. Начало осени», «Осенний Ржев», «Торжок» и так далее – дочерние работы Евгения Дмитриевича. Не он их писал! Нет! Но близость мэтра ощущается и совсем не в ущерб творческой индивидуальности их автора – Алёны Дроздовой. Впрочем, на выставке можно увидеть полотна Алёны уже вне эстетически-отцовской близости. «Терраса, залитая солнцем», «Утро. Море», «Вечер на побережье» где лирическая женственность абсолютно самостоятельна, остаётся лишь руками развести и порадоваться за Алёну Евгеньевну. Всё в её творчестве хорошо и будет только лучше. Если это возможно…

Вполне закономерно, что у талантливого отца на свет появилась талантливая дочь, чья судьба была предопределена «свыше»: «Встречалось много хороших учителей, отец был главным из них, хотя ничего специального для этого не делал, не говорил мне, как нужно, как можно, как нельзя. Он просто работал, а я это видела», — говорит Алена Дроздова.

Ныне её работы хранятся в музее Марка Шагала в Витебске, в поселке городского типа  Навле Брянской области, в городах Торжке и Ржеве Тверской области, а также в частных коллекциях России и за рубежом. Но это не всё. На выставке представлены несколько работ внука Евгения Дроздова - Матвея Маковеева, учащегося художественной мастерской. Как он работает в живописи, занимаясь в маминой мастерской? Посмотрите!     

Удивительная семья, чьи поступки и жизненные принципы сравнимы с признанием в любви Родине, детям, домашнему очагу и, конечно, — искусству! Спешите посетить выставку «Стихия цвета» до 4 февраля 2018 года. 

Фотогалерея

Добавить комментарий