Будем помнить

По-видимому, чиновники так и не смогли простить Диме критику в свой адрес. К сожалению, в обществе сложилось такое мнение, что оппозиционный журналист критикует в силу каких-то личных обид на власть. Скажу откровенно, я тоже не всегда разделял мнение Дмитрия, особенно по некоторым политическим вопросам, и прямо говорил это коллеге в глаза. Тот спорил, но не обижался на меня, потому что у нас сложились доверительные отношения и мой коллега верил в мою искренность и желание, чтобы слово публициста было более точным и действенным.

К чести губернатора, тот на встрече с работниками СМИ по случаю Дня российской печати предложил почтить память Дмитрия Раичева минутой молчания. Хотя, не случись роковой смерти, вряд ли бы этого журналиста пригласили на торжественное мероприятие. В свое время, помнится, ему даже аннулировали пропуск в Дом администрации.

Вообще, большие начальники  всегда очень правильно высказываются о роли СМИ в современном обществе, о желании слышать независимые суждения журналистов, об уважении к авторской точке зрения. Вот только в реальной жизни все происходит иначе. Сегодня изживается потребность в честной журналистике. В почете безликая, удобная для чиновников информация, из которой позицию автора не распознаешь. В лучшем случае, это угоднические для властей предержащих комментарии во славу их «выдающейся деятельности».

А вот в каждой публикации безвременно ушедшего Дмитрия Раичева просматривались его точка зрения, его авторская позиция, его взгляд на ту или иную проблему. Публицист не желал мириться с цинизмом, двурушничеством должностных лиц, когда они декларировали одни ценности, а на деле исповедовали совершенно другие - прямо противоположные высказанным словам.

И еще меня всегда восхищала фактура в публикациях Димы. Он делал глубокие экономические выкладки из добытой (зачастую «подпольно», из так называемых неофициальных источников) информации, анализировал цифры математически скрупулезно. К слову сказать, его «штирлицы» поставляли достоверные факты, потому что по ним никаких опровержений не было.

Кстати, о математической скрупулезности. Пример Димы подтверждает мое давнее наблюдение и убеждение, что журналистом можно стать, только познав жизнь, приобретя практику не на «асфальте», не в тиши кабинетов за письменными столами, а в общении с простыми людьми, в изучении предмета, о котором автор собирается написать статью, в общении с профессионалами этого дела. И я считаю, что лучшие журналисты - это не выпускники вузов по специализации, связанной с русской филологией или (что, на мой взгляд, еще пагубней) журналистикой. Нужно быть профессионалом в какой-либо конкретной сфере. Дима, например, был энергетом. Естественно, он хорошо разбирался в технических вопросах. И потому его публикации на злободневную для россиян тему ЖКХ всегда были грамотными и высокопрофессиональными.

Журналисты по статистике находятся на втором месте по смертности после шахтеров. Потому что они пишут и снимают сердцем, пропускают через себя беды и проблемы других людей, радеют за торжество справедливости, за победу добра над злом.А нервные клетки, как известно, не восстанавливаются.

Дима Раичев был одним из немногих журналистов в Смоленске, кто на все сто процентов соответствовал главному предназначению журналиста - говорить правду. Вне зависимости от того, удобна она для властей или нет. 

Добавить комментарий