https://www.traditionrolex.com/12
https://www.traditionrolex.com/12
Выставка "Художники Вязьмы"
№4 (284) апрель 2024 г. 525 Творчество
Вязьма, расположенная в западной части Смоленской области, с давних времен имела стратегически важное значение сначала крупного торгового города на пути из варяг в греки, а затем военной крепости на подступах к Москве. Это во многом определило богатство ее культурного наследия.
Интересны также литературные традиции Вязьмы и ее окрестностей. Усадьба Хмелита, ее обитатели и гости описаны в гениальном произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума». Предки А.С. Пушкина по отцовской линии имели владения в Вяземском уезде. В имении Рыхлово под Вязьмой жила и умерла внучка великого русского поэта. Вяземские места описывал в своей военной лирике А.Т. Твардовский. Не случайно заслуженный художник В.М. Чайка посвятил свои картины этим авторам русской литературы. Они представлены на выставке в Доме художника в экспозиции вяземских авторов живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Город богат архитектурными достопримечательностями, которые стали доминантными мотивами многих работ. Панорамные виды созданы в технике акварели Г.А. Улыбиным (триптих «Весна над городом»). Художник передал историческую атмосферу, мирный уют пространства и в работах «Летний вечер. Свято-Троицкий кафедральный собор в Вязьме», «Накануне Рождества», «Вязьма». Великолепные памятники органично вписываются в окружающую их красоту природы (Спасский собор на картине О.Д. Осиповой «Сияние», «Церковь Преображения Господня» Е.Г. Бобковой, Свято-Троицкий собор в работе Г.М. Казаковой, архитектура Хмелиты в живописи О.В. Трунаевой и в графической работе В.Е. Попова). Архитектурные комплексы Вязьмы можно увидеть также в пейзажах В.В. Ступиной (Церковь Петра и Павла) и Н.Е. Бавриной.
Не только величественные памятники архитектуры, но и простая народная жизнь привлекает внимание авторов. Серия пейзажей с избами разных авторов передает идиллический дух русской глубинки. Зимний вид с деревянной избой в работе Л.Э. Жегловой «Снежный день» показывает устойчивость крестьянского бытия к любым испытаниям. Развивают тему работа Ю.Л. Лисецкого «Мамин дворик», масляная живопись Н.А. Лучкина «Заколоченный дом», «Д. Федюково», «Клушино», «Воротынск. Пруд».
Интересна техника Николая Лучкина. Широкие мазки мастихином в его пастозной живописи придают пейзажам импрессионистическую свежесть («Мостик. Смоленск», «У монастырской стены», «Яблочный спас»). Фактурная живопись создает образ старого яблоневого сада и в работе Г.В. Смирновой «Весна в Вязьме».
В реалистической традиции выполнены пейзажи В.Н. Григорьева «Октябрь. На берегу реки», «Река Вязьма». Камерные картины Н.В. Чайки построены на использовании техники сочетания прозрачного акварельного и плотного гуашевого покрытия, что позволяет добавлять текстуру, контрастность и глубину («Вечер на Бебре», «Весна. Р. Бебря», «Большая вода», «Разлив реки Вязьмы», «Тает снег»).
Показали вязьмичи и виды Гжатска (Ю.Л. Лисецкий «Первый снег на Гжати», «Собор в солнечных лучах»). Еще одному историческому городку рядом с Вязьмой – Сычевке - посвятила свои работы Т.И. Маханькова («Черемуха цветет», «Улица Василисы Кожиной в Сычевке», «Сирень на улице Василисы Кожиной»). Акварельные расплывы выразительно передают атмосферу дождливого дня в этюде Ю.В. Лучкиной. Н.А. Лучкин добивается легкости и воздушности масляной живописи использованием сближенных цветовых отношений и техникой мастихином («Клушино»).
Особый интерес и размышления зрителя вызовут философские картины и триптихи А.В. Мартиросова «Рождество», «Распятие», «Схождение в ад», «Летучая мышь». В триптихе «Равновесие» Н.П. Кореневского декоративно решенные мотивы луны и звезд вокруг мирового дерева – символа Вселенной - придают симфоничность композиции. Детское очарование свойственно причудливым образам В.В. Чайки («Маркиза де Гойкоэха (по Гойе)», «Вечер в Барселоне», «Сады виллы Медичи (по Веласкесу)», «Веласкес», «Старица, Дворик»). Яркие оттенки наивного стиля создают визуально энергичные композиции. Мифологические и анималистические образы в сложных техниках офорта, сухой иглы, акватинта изобразил Ю.Г. Жеглов в работах из серии «Мой зоопарк» («Драколев», «Птица медная», «Индюк»).
Декоративно-прикладное искусство представлено виртуозной резьбой по дереву Е.Е. Круподерова (панно «Птицы», ковш-скобкарь «Лебедушка»), батиком Е.И. Гусевой. Легкая пластика придает непосредственность скульптурным женским портретам Л.П. Даниленковой.
Выставка демонстрирует активную творческую жизнь вяземского арт-сообщества, в котором талантливые художники вносят свой вклад в развитие культуры городов Смоленщины.
Автор: Алла Владимировна Радионова
искусствовед, доктор филологических наук
Фотогалерея
https://www.traditionrolex.com/12
https://www.traditionrolex.com/12
Журнал Смоленск
Интернет-портал областного журнала "Смоленск" об общественно-политической, экономической и культурной жизни региона.
Возрастная категория сайта: 16+
© 2006-2024
«Журнал Смоленск» Главный редактор ежемесячного журнала Владимир
Коренев.
Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование
возможно только при условии гиперссылки на сайт www.journalsmolensk.ru.
Администрация сайта journalsmolensk.ru не несет ответственности за содержание комментариев.
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев