Когда лето с сердцем совпадают

Владимир Еленецкий  путь в искусство начинал в кружке ИЗО Дома пионеров г. Смоленска под руководством Валерия Владимировича Олешковского. Потом учился в Смоленской художественной школе, под руководством Анатолия Илларионовича Попова. Далее закончил Московскую среднюю художественную школу при институте им. В.И. Сурикова, а в 1978 и одноимённый институт.

Владимир Еленецкий участник самых престижных выставок: Всесоюзных, Международных, Всероссийских, а также региональных и областных.

За достижения в области искусства награждён Дипломами Союза художников, серебряной медалью Союза художников «Духовность. Традиции. Мастерство» (2014 год), Дипломом Академии художеств, серебряной медалью Академии художеств, Бронзовой медалью ВДНХ, Золотой медалью Союза художников (2018 год). Работы художника входят в собрание Смоленского государственного музея, коллекций в городах России и за рубежом.   

В этот раз Владимир Еленецкий представил смолянам работы, посвящённые лету. Любителям пейзажных этюдов с натуры торопиться на выставку не стоит. Владимир Еленецкий не пишет с натуры, он не срисовывает реальность, его картины есть плоды размышлений и эмоций. В его работах доминируют метафора, символика, гротеск. Центральной темой творчества Владимира Еленецкого является человек с его достоинствами, слабостями, надеждами, заблуждениями. Что и рождает неповторимые сюжетные композиции.  Центральное место в экспозиции предоставлено картине «Доброе утро». Многоэтажный дом, из каждого окна которого выглядывает обитатель квартиры. Сюрреализм. Пред нами мир человеческих страстей, наклонностей, слабостей, платы искушениям. И слегка смешно, и мило, поскольку – узнаваемо. Это мы… Человеки. Но художник далёк от сатиры или поучений. Он не судит, вернее, – не осуждает. Почему? Ответ впереди. А пока обернёмся к самой, быть может, яркой работе о человеческих слабостях. Это картина «Майская песня». Опять-таки дом, и фигуры в порывах похоти, не только человечьи, но и кошачьи. Всех объемлет одно желание, но выражение лиц у всех разное. Каждый переживал подобное состояние, и каждый по-своему. И опять, казалось бы, сама тема подталкивает к осуждению или насмешке, но этого нет и тени. Скорее сочувствие. Но человеческие слабости отнюдь не являются главной темой представленных на выставке работ. Владимир Еленецкий любит и ценит в людях другие, противоположные начала. Об этом картины «Яблочный Спас», «Чудо-лето», «Музыка лета», «Утро над городом», «Тёплый дождик» и так далее. Перед каждой работой долго стоишь, каждую хочется забрать к себе домой, поскольку каждая является интересным собеседником о человеке, об искусстве, о земном пути пред ликом Божьим.  

Обойдя не раз экспозицию и вволю полюбовавшись, я спросил у Владимира Константиновича:

- Как рождаются Ваши композиции?

- Как рождаются мои картины? Вопрос запредельно для меня сложный. У каждого свои точки отсчёта: что-то увижу, услышу, какие-то мысли вдруг придут в голову, творчество -  это цепь взаимодействий. Например, я пишу какую-то картину, и в процессе появляются какие-то мысли, которые я реализую уже в следующей работе. Реальная жизнь даёт какие-то точки, мысли, настроения, которые и ложатся в основу следующего образа, следующей работы. Из этого всплывает следующее. . Для меня всегда важно эту жизнь наблюдать, обдумывать, с наблюдений жизни и начинается художник. Я люблю не торопясь прогуливаться, ходить, не могу сказать, что на прогулках вижу сюжеты своих будущих работ. Нет. Но получаю впечатления. Смотрю по ТВ различные передачи, какие-то диспуты, дискуссии, шоу… Это всё накапливается, а потом может совершенно неожиданно проявиться в какой-то работе. Даже для меня – неожиданно. Я сам порой, перебирая свои работы, не могу сказать, как родился тот или иной сюжет. Меня спрашивают об этом, а мне нечего ответить. Это без кокетства. Как я работаю? Не делаю каких-то эскизов, как то принято у большинства. Если и делаю что-то предварительное, то не более чем схему, по которой выстроится будущий сюжет. Но от зарисовки до конечного воплощения лежит огромная дистанция. Мне самому интересно, как непредсказуемо это всё происходит. Вот просто небольшой пометкой обозначена идея, потом идёт работа, и когда появляется картина, сам удивляюсь. Для самого меня рождение картины – загадка.

 - Понятно. Вот картина «Учимся летать», летний город, красивые молодые фигуры, похоже, играют в мяч, что-то вроде дворового волейбола, но не совсем. Какой-то радостный динамизм… Для Вас она – загадка?

- Это работа 90-х, просто здесь представлен её окончательный вариант, а сделана она была к 1995 году, к моей выставке осенью в ЦДХ, где  я впервые её представил.  Картина отражает настроение того времени. Эти фигуры, слегка комические, люди вроде бы играют в мячик, но что за этим стоит? Это эпоха перестройки, переделывания общества, граждане пытались обрести новую жизнь, как бы – новую планету. Куда-то они пытаются взлететь, достичь чего-то такого доселе невиданного. Чего они и желали бы, но и точно не представляют, как это сделать… Отсюда у картины имеется аллегорический и какой-то комический оттенок. Её персонажи как бы из русской провинции вышедшие и стремящиеся в дебри мировой цивилизации, едва ли не новой какой-то планеты.

- Ну, да-да. Это о нас, о нашем идеализме той поры. На Ваших полотнах часто присутствуют иконы, главы церквей, лики святых и Спасителя, например, вот «Раннее утро», из-за букета цветов на нас устремлены взоры Николая Угодника и Иисуса Христа. Рядом натюрморт «Вечерние  лучи», где опять-таки доминирует христианская тематика…

 - Да, репродукции моих любимых художников: Дюрер, Рафаэль, икона святой Троицы. Мир желанного тепла, гармонии, веры. Считаю, что человек без веры, он  как бы не живёт, по большому счёту. Если говорить о Евангелии, конкретно я не могу вспомнить, что вот взял в руки, прочитал, и это что-то изменило во мне. Нет. Мой путь к вере, к христианству складывался исподволь, незаметно, но неуклонно. Но не могу представить себя без веры во Христа, мне кажется, каждый человек живёт с этой верой, быть может, сам того до поры не сознавая. Другое дело, что человек, быть может, не живёт устоявшимися традициями той или иной конфессии, я тоже не являюсь ортодоксальным православным, что называется, не воцерковлённый верующий. Мне представляется, что вера проявляется не в обрядах, хотя я с уважением отношусь к церковной пастве и к церковным службам, но главное, в чём проявляется вера человека, это в его отношении к жизни. Каждый день, в любой ситуации, в общении с любым человеком или животным. Жизнь -  это Божий дар, который даётся человеку и которым он должен дорожить.

- Кто в искусстве является для Вас своего рода путеводной звездой?

- Таких много. Причём разных. Один из них – Пикассо. Плюс - Леонардо да Винчи, Питер Брейгель, Шагал, Павел Филонов, Сальвадор Дали, Гоген. Это художники со своим пониманием мира, со своим языком в искусстве.

- Вам часто приходится слышать упрёки в искусственности, декоративности?..

- Мне много приходится слышать различных упрёков, я к этому привык. Дело в том, что каждый  художник интересен своим творческим лицом. Для меня это самое важное. Когда вижу интересную работу, я её узнаю и годы спустя. Лицо художника определяет для меня первостепенную данность. Всегда интересно, что за этим стоит: истинная духовность или мёртвый формализм. Мне всегда нравился Кандинский, живой и очень одухотворённый художник. А вот к Малевичу я спокоен, он меня никогда не увлекал. 

- Молодёжь тянется к Вашим работам?

- Я вообще не могу сказать, чтобы кто-то тянулся к моему творчеству. 

 - Что ж, Вы в хорошем сообществе тех, к кому ныне не тянутся: Достоевский и Бердяев, Шестов и Бродский, Высоцкий и Окуджава, Лосев и Ильин. Список большой до бесконечности, но и это, верю, пройдёт. Мы ведь с Вами жили во время, когда эти и подобные имена были широко востребованы. Низкий Вам поклон за художественное творчество, за достойную человеческую позицию.  

Фотогалерея

Добавить комментарий