https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Магическая сила "закрывашек"

     В продолжение разговора о проблемах смоленского здравоохранения выскажу свое мнение об организации лекарственного обеспечения льготников в Смоленской области. Это мнение сложилось у меня в результате бесед с людьми, которые многие годы связаны с поставками лекарств, с фармацевтами и экспертами ОНФ. Часть высказываний, возможно, спорно. Но это дает основание не согласным со мной высказаться и предложить сайту журнала «Смоленск» свою точку зрения.
   Смоленский областной медицинский центр является региональным оператором, обеспечивающим лекарственными препаратами пациентов, имеющих право на льготы. Это учреждение организует закупки и производит смолянам отпуск лекарств по бесплатным рецептам. По закупкам проводятся процедуры: аукционы, разовые закупки согласно 223-му федеральному закону. Учреждение имеет документ – Положение о закупках, в котором прописаны правила закупок. Надо отметить, что формирует и утверждает этот документ администрация учреждения самостоятельно или комиссией. В состав комиссии входят, кроме сотрудников СОМЦ, также сотрудники департамента здравоохранения. Согласно положению, в закупке медицинский центр имеет право формировать лоты без указания количества закупаемых лекарственных препаратов. Это так называемый квалификационный отбор поставщиков. В лотах прописывают номенклатуру препаратов, которые необходимы для поставки. Если ты становишься победителем аукциона, то поставка осуществляется по заявкам заказчика. И тогда уже в заявке указывается количество, которое нужно поставить. Таким образом, поставщики участвуют в «торгах» вслепую. И могут попасть впросак. Все, кроме одного поставщика, который, как я полагаю, точно знает, какое количество препаратов будет указано в заявке. И такие аукционы, по моему мнению, специально готовятся под единственного поставщика. И определяется по заранее достигнутой договоренности, сколько каких наименований будет задействовано. В списке есть препараты, которые зарегистрированы, но никогда не производились и не поставлялись, или находятся в дефиците на момент проведения закупки, или в них нет потребности для пациентов- льготников. Это так называемые «закрывашки». Если выиграет кто-то чужой, то этот препарат будет запрошен первым. И получится, что победитель аукциона не сможет его поставить. Он не только будет вынужден заплатить штрафные санкции, но еще попадет в реестр недобросовестных поставщиков, потому что нарушил условия контракта, который подписал.
    В аукционах неизменно участвуют две фирмы, связанные с известным коммерсантом – уроженцем южной страны, и московская фирма бывшего исполняющего обязанности директора медицинского центра, проживающего сейчас в Москве. Еще одна недавно зарегистрированная фирма с уставным капиталом в 10 тысяч рублей вдруг выигрывает аукцион на сумму более 100 млн. рублей. Оказалось, что компания зарегистрирована на жену бывшего завхоза центра, ныне работающего в фирме «южанина».
       Если серьезно заниматься проверкой, то легко установить картельный сговор. Проконтролировать, все ли лекарства привезены, все ли льготники обеспечены, невозможно, потому что их «крышуют», и информация, естественно, замалчивается. А судя по тому, что скрывается еще и информация по отсроченным рецептам, обеспечение льготников идет из рук вон плохо, и «единственный» поставщик не справляется с условиями.
    В одном из аукционов СОМЦ вдруг появился четвертый участник. Чтобы исключить его возможную победу, нашли опечатку в прописанной им таблетке. Не удивительно: при 107 наименованиях всегда возможно не ту букву в названии какой-нибудь таблетки написать.
      Были участники, которые подавали заявления в ФАС на картельный сговор. В ответах было сказано, что данные закупки являются социально значимыми, что отмена на этапе проведения аукциона может привести к срыву поставок препаратов. Тогда льготники не получат необходимых лекарств. Мягко говоря, заявителям просто было отказано в рассмотрении жалоб.
    На подобного рода сговоры не реагируют и должностные лица департамента здравоохранения. Не видят они нарушений при проведении закупок в СОМЦ. И их не интересуют цены, по которым производится закупка медикаментов по разовым договорам. Ведь если запрос направляется только одному продавцу, то налицо отсутствие конкуренции. И соответственно имеет место отсутствие экономии бюджетных средств. Кстати, номенклатуру будущих закупок устроители аукционов высылают не всем участникам, а тем, у кого хотят купить лекарства. На сайте СОМЦ не всегда возможно увидеть информацию о заключенных разовых договорах и ценах на лекарственные препараты. По анализу некоторых поставщиков среди доступных на сайте договоров отмечается, что в некоторых закупка препаратов возможна с ценой более низкой, особенно на дорогостоящие препараты. По одному инсулиновому препарату приглашенный редакцией для анализа специалист установил переплату из бюджета на 280 рублей с упаковки по сравнению с ценой потенциального конкурента. Если покупается 2000 упаковок, то уже накручивается огромная сумма.
    В этом году медицинскому центру на лекарственное обеспечение льготников выделена сумма более 1 млрд. рублей. Считаю, чтобы не было подозрений в жульничестве и сговоре, в отсутствии прозрачности закупок, поставки следует организовывать с применением положений 44-го федерального закона. Кстати, когда вице-губернатором являлась Полина Хомайко, она не возражала, чтобы медицинский центр являлся единственным поставщиком льготных лекарственных препаратов, но только с условием, что он будет работать по 44-му федеральному закону. Это позволило бы экономить существенное количество бюджетных денег, обеспечить прозрачность закупок и отсутствие уголовных преступлений. Но тем, кто хочет поживиться за государственный счет, удобнее основные закупки проводить по 223-му закону. В других областях (Калужской, Брянской) есть так называемые «единственные поставщики» льготных лекарственных препаратов, которые имеют право работать по 223-му ФЗ. Однако они осуществляют закупку препаратов сначала за счет собственных средств, а затем получают возмещение этих средств из бюджета области. Фирмы делают небольшую наценку. Но ценообразование таких поставщиков контролируется Минздравом области. Таким образом, поставщики кровно заинтересованы в проведении закупок по 223-му ФЗ по максимально дешевым ценам. В отличие от СОМЦ, который со своих счетов переводит деньги, поступающие из областного бюджета. А откаты за закупку у правильного дистрибьютора оседают, как я предполагаю, в карманах некоторых высокопоставленных чиновников. Поэтому нет смысла экономить деньги. Они же чужие. И встает вопрос, почему бюджетные деньги области тратятся в соответствии с 223-м ФЗ, а не с 44-м ФЗ.
    В 2015-2016 годах все закупки осуществлял материально-ресурсный отдел областного департамента по здравоохранению. С 2017 года эта функция частично передана СОМЦ, а с 2021 года медицинский центр осуществляет закупки всех препаратов за счет средств регионального бюджета.
       Что же касается упомянутого ОНФ, то известно, что нареканий в адрес работы оператора по льготе поступает в адрес «фронтовиков» немало. И от «льготников» в связи с отсутствием лекарственных препаратов, и от коммерческих компаний - поставщиков лекарственных препаратов. Все они возмущены деятельностью СОМЦ по закупке медикаментов и в связи с полным отсутствием контроля за этой организацией со стороны департамента здравоохранения, который является уполномоченным руководителем медицинского центра.

Фотогалерея

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12