https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Закупки для избранных?

Несколько дней назад сайт journalsmolensk.ru опубликовал письмо дорожного рабочего Ивана Сергеева, в которой тот поделился своими соображениями по извечной российской беде – дураках и дорогах. Признаться, нам лестно, что среди наших авторов появился рабочий человек. Но, наверное, накипело у него на душе! И, как оказалось, не только у него. Нам поступило просто рекордное число откликов читателей. Честно скажу, не ожидал такой активности смолян после утомительных новогодних праздников, когда, казалось бы, не до чего – лишь бы поправить здоровье, отойти от застолий и затянувшегося отдыха. Но, по-видимому, высказанные рабочим мысли оказались созвучны мнению многих смолян. Среди тех, кто прокомментировал письмо в редакцию, были и профессиональные дорожные строители. Они щедро делились со мной своим видением состояния дел в отрасли и перспективами ее развития. Часть этих мыслей я, как говорится, «переварил» в своей голове. И теперь они стали частью моего восприятия проблемы, с которым хочу поделиться в этой статье.

 На 2022-й год в Смоленской области запланирован 41 объект по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На федеральном сайте по исполнению проекта «БКД»  есть сведения, что у нас якобы уже законтрактованы все объекты. Но по факту на сегодня ни по одному объекту не проводились конкурсные процедуры. А ведь контракты  должны были быть заключены еще в прошлом году.

Наш регион в какой-то мере эксклюзивный, потому что у нас есть такая организация, как «Смоленскавтодор», которая является и заказчиком, и исполнителем в одном лице. И, может, именно поэтому из областных структур направили на федеральный сайт информацию, будто у нас все объекты законтрактованы. Мол, сам планирую, сам исполняю, сам информацию наверх посылаю.  Остаются вопросы только  по городским контрактам.

Но сначала давайте проанализируем цифры по региональным дорогам, где заказчиком  является «Смоленскавтодор». На работы по этим объектам выделены приблизительно 3,0 млрд. рублей. Деньги в сумме  приблизительно 1,8 млрд. рублей  будут «отданы» на торги. Ведь сам «Автодор» не в состоянии такие объемы своими силами выполнить. Значит, будет контрактация. Лоты вполне могут забрать крепкие организации, заранее договорившись между собой. В прошлом году такая «операция» не прошла, потому что вмешалась  «ДСК Логистика». Она сыграла на понижение цены порядка 25 процентов, выиграла 9 лотов и не очень-то торопилась вести работы, потому что имела также заказы в других регионах. Тем самым  фирма сорвала на Смоленщине обязательства региона по национальному проекту. А сегодня такие организации, как «Корпорация Стройиндустрия», «Техно-4», «ДЭП-4»,РБДС  и  «Дэп- 47» вполне могут выиграть лоты по региональным дорогам, если вступят в так называемый картельный сговор. И вероятность этого сговора есть,  как и приход в регион крупного игрока, судя по опасениям некоторых дорожников, представляющим малый и средний бизнес. Кстати, на Смоленщине имеется немало фирм, имеющих свои асфальтные заводы и работоспособные коллективы. Это, например, «РемСтройальянс», «Рославльская ДПМК», «ООО СевТейд» и другие. При существующем раскладе им в лучшем случае «светит» субподряд. Но также нельзя исключить вероятность того, что те, кто получит контракты на сотни миллионов рублей, могут вдруг куда-то исчезнуть, или  не выполнить обязательства, как в прошлом году. И тогда исполнение национального проекта вновь будет под угрозой. Мы это, как говорится, уже проходили. Какой же имеется вариант, исключающий подобное развитие событий? Полагаю, не должны разыгрываться одним лотом несколько объектов, как это было в прошлом году. Здесь, на мой взгляд, должно присутствовать «зоркое око» Общественной палаты и регионального отделения Общероссийского народного фронта, чтобы крупнейшие организации не разделили «пирог» по своему усмотрению.

Один знакомый дорожник принес в редакцию опубликованный список объектов по городу Смоленску и отметил, кто, на его взгляд, получит тот или иной лот. Мы заключили пари и после проведения конкурса посмотрим, сбылось ли предположение. Но сами рассуждения специалиста мне показались весьма аргументированными и логичными. О них после завершения торгов мы проинформируем читателей.

Теперь несколько слов об итогах прошлого сезона. Скажем, по  провалу работ на улице Нормандия-Неман на слуху расторжение РБДС договора с генподрядчиком.  Эта фирма отставила работы на городской дороге и переключилась на заказ «Смоленскавтодора», где появилась возможность сразу заработать до полумиллиарда рублей по, возможно, прямым договорам. Кстати, некоторые  крупные компании очень неохотно берутся за работы по обустройству тротуаров, замене бордюра. Им выгоднее большие объемы, так называемый прямой ход. Читатели знают, что самые дорогие работы – на укладке асфальта. В таком случае, возникает вопрос, а почему РБДС вообще бралась за работы на улице Нормандия-Неман? Да,  наверное, потому, что изначально фирма не выиграла аукцион в «Смоленскавтодоре» на региональных дорогах. И только после провала «ДСК Логистикой» контракта заказчик привлек РБДС и «Корпорацию Стройиндустрия» на дополнительные работы. У фирмы РБДС в Гагарине свой асфальтный завод, магистраль в Вяземском и Гагаринском районе – это и есть тот самый прямой ход, который в почете у крупных дорожных организаций.

 Возможно, формальный повод на расторжение договора у РБДС имелся, потому что долго ресурсные организации меняли коммуникации. Но опять-таки можно было вести работы поэтапно, частями – на отдельных участках, один за другим. Но мы уже отмечали, что наши «лидеры» любят только прямой ход и отказались по такой технологии осуществлять замену дорожного полотна.

Теперь, по логике, РБДС надо бы  исключить из числа надежных партнеров по городским объектам на будущее. Есть соответствующее заявление, озвученное  главой города Андреем Александровичем Борисовым, где он говорит  о неком  «шлагбауме» для тех, кто ранее не выполнил договорные обязательства.

Теперь давайте постараемся ответить на такой вопрос: возможно ли добиться того, чтобы в дорожной отрасли закупки материалов и торги проводились действительно честно, чтобы имели перспективу взять лоты не только «монстры», но и более мелкие компании? Полагаю, что шанс есть. Надо начинать, на мой взгляд, с запроса коммерческих предложений. К сожалению, такие запросы «Смоленскавтодор» направляет только крупным дорожно-строительным фирмам. Если одновременно выставлять на сайте информацию для всех потенциальных участников торгов, а не рассылать запросы по неведомым большинству дорожников электронным адресам избранных, так же открыто, а не кулуарно рассматривать ответы, то малый и средний бизнес избавится от отведенной ему роли стороннего наблюдателя.  К чести городских властей, они публично обнародовали те улицы, на которых в этом году будут вестись ремонтные работы. А вот «Смоленскавтодор» предпочитает пока не распространяться о планах реставрации региональных дорог. Считаю, что вся информация должна быть доступна  смолянам и подрядным организациям. Тогда у всех  подрядчиков появится реальная возможность участия, чтобы оценить свой потенциал. Каждый знает себестоимость работ, истинную стоимость асфальтобетона, производимого на его заводе. А  представители заказчика после получения информации от потенциальных участников торгов могут выехать на место, посмотреть, какой техникой обладают фирмы, какова мощность их заводов, оценить качество производимого асфальтобетона. Так организована работа в Москве. И пора уже этот опыт перенимать, и нам тоже работать системно. Пока, как мне представляется, заказчики предпочитают  режим ручного управления. А если определяющими станут пожелания граждан, учет мнения населения, проживающего на этой территории, политика в сфере закупок кардинально изменится. Президент России неоднократно отмечал: только публичность и прозрачность могут снизить коррупционные риски.

 Если вернуться к торгам в дорожной отрасли, то  все  участники должны знать: какие объемы, какие приблизительно суммы, есть ли проекты, кто их готовил, прошли ли они экспертизу сметной части. Вот тогда все будут приблизительно в равных условиях, представители малого и среднего бизнеса, оценивая свой потенциал, получат шанс победить, заработать за свое участие в исполнении дорожных работ честную компенсацию затрат и достойное вознаграждение, а не явно заниженную стоимость на субподряде. Сегодня свои будущие расходы по выставленным лотам могут подсчитать только  получившие полную информацию от заказчика участники. Не секрет, что порой проект делают под себя те, кто оставляет лот за собой. И тогда приведение дороги в нормативное состояние становится проблемой. Название национального проекта не случайно начинается с упоминания о безопасности. Прежде всего, дорога должна быть безопасной, а потом уже качественной. А безопасная – значит, с наличием инфраструктуры. Пешеходы и все участники дорожного движения  должны чувствовать себя на дороге комфортно и не опасаться наезда транспортного средства. Иными словами, должны быть тротуары, современные пешеходные переходы с  доступной средой, разметка, ограждение там, где оно необходимо, цветовые табло с предупреждением пассажиров и водителей и т.д.

Полагаю, что активнее надо привлекать экспертов, в том числе Общероссийского народного фронта к подготовке проектов и  конкурсных процедур. Эксперты должны, на мой взгляд,  прежде всего, обратить внимание властей и гражданского общества на публичность, открытость торгов, чтобы их потенциальные участники имели полную информацию об объектах, могли ознакомиться с проектами, оценить свои шансы с учетом себестоимости и сроков выполнения работ. Также хочется выразить надежду, что к контролю над проектами и конкурсными процедурами подключится недавно созданная Региональная дорожная ассоциация (РАД), о презентации которой рассказывал журнал «Смоленск».

Считаю, что и средства массовой информации, которые получают бюджетное финансирование, должны иметь постоянную колонку информации по национальным проектам. Смоляне хотят знать правду, как проекты претворяются в жизнь, что по ним сделано на конкретную дату, какие средства выделены на проекты из федеральных и региональных источников финансирования, какие фирмы привлечены к исполнению работ и какие отзывы оставили о работе дорожников граждане, какую оценку дали сами заказчики, какие были недочеты. Также нередки случаи, когда подрядчики предлагают заказчику внесение изменений в проект, пересмотр сметы при выявлении необходимости проведения дополнительных работ, не оговоренных в первоначальных договорных обязательствах.

По конкурсам 2022 года еще есть время, чтобы устранить организационные ошибки и недоработки, чтобы минимизировать участие недобросовестных подрядчиков и создать условия для активного участия в конкурсах малого и среднего бизнеса.

Вот такие мысли появились у меня после откликов читателей на статью дорожного рабочего, опубликованную на нашем сайте.

Фотогалерея

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12