https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

На острие пера

В книге «Лицом к лицу» описан драматический период перехода от советской плановой системы к непредсказуемой рыночной стихии. На республиканском селекторном совещании с участием профсоюзов шла речь о грядущей безработице. «Не верилось, что это возможно. Еще действовали заводы и фабрики, не ликвидированы были колхозы и совхозы, не прокатилась волна сокращений по организациям и учреждениям. И было удивительно, что обсуждается вопрос о введение в действие Закона о занятости населения в РСФСР».

- Более парадоксальной ситуации, чем та, что сегодня складывается по безработице, нет ни в одной стране мира, - справедливо возмущался заместитель председателя Смоленского облисполкома, начальник главного планово-экономического управления С.И. Богатырев. – Безработица возникла не при перепроизводстве, так как это происходит на Западе, а при страшном дефиците любых товаров и материалов. И это преступление перед народом!

Автор делает смелый вывод, что началась смена общественно-экономической формации. Происходило событие, по его мнению, эпохальное, не ожидаемое, не предполагаемое и не поддающееся еще осознанию.

И не в пользу перемен свидетельствовало противопоставление лихорадочной подготовки к безработице с достижением первых лет Советской власти, лаконичная информация о котором содержалась в одном из учебников по журналистике: «Вчера в Донецке вышел на работу последний безработный».

Сегодня события конца двадцатого века – это уже история. И ценность книги Александра Мельника «Лицом к лицу» заключается в достоверности повествования о последствиях поворота экономической политики от приоритета общественных форм собственности  к распространению частной собственности. Социальные проблемы изложены в популярном жанре эссе – разновидности очерка, что позволило живо и интересно рассказать о смутном времени вступления на путь рыночной  экономики.

Катюшин берег

Еще живы были последние обитатели Глотовки - родной деревни Михаила Васильевича Исаковского. Приближалось столетие со дня рождения знаменитого советского поэта и одного из основателей смоленской поэтической школы. Был объявлен конкурс в честь юбилея, и Александр Мельник принял в нем участие.

Первым делом отправился к истокам, где зарождался и на народной почве прорастал талант будущего поэта. Встретился со старожилом Глотовки Александром Васильевичем Анисимовым, с которым был знаком раньше. Это он показал хату с мемориальной доской на простенке между окнами. Надпись сообщала, что на этом месте был дом, в котором родился и провел детские годы Исаковский.

Александр Васильевич рассказал, что родительская изба Исаковского во время войны сгорела. А этот дом построен после войны и жила в нем вдова младшего брата поэта – Федора, скончавшегося от ран в госпитале. О посещениях родной деревни Исаковским старожил вспоминал:

- Бывало, к братовой жене он заезжал. Она прежде была участницей хора имени Пятницкого, Анна Ивановна – Феди Исаковского жена. Михаил Васильевич ее Аннушкой называл. «Ну давай, Аннушка, любимую». И она пела. А песня любимая была «Ой, туманы мои, растуманы…» Окошки открыты. И песня далеко слышна. Голос хороший был. Он засмеется тогда. Она пела, а он радовался. Такое общение у них было.

Поездка на родину Михаила Васильевича Исаковского у поклонника его творчества Александра Мельника была не единственной. И после каждой в областной газете «Рабочий путь» появлялись публикации, из которых сложился цикл «Отчизны пламенный певец». В нем содержатся интересные сведения о старшем брате поэта – Ниле Васильевиче Исаковском. Их сообщил его приемный сын Виктор Нилович, выдвинувший  убедительную версию, что прообразом героини песни «Катюша» - является деревенская девушка Аксюша. У нее и у юного Михаила Исаковского возникли взаимные симпатии.

В музее поэта во Всходах получены малоизвестные факты, связанные с творческой биографией знаменитого земляка. Там же, во Всходах, на высоком берегу реки Угры установлен памятник песни «Катюша». Его описание в очерке  образно и зримо. «А сказка была рядом. Стояла у дороги избушка. Не жилье, а символ, поэтический образ хаты, воспетой в стихах. Неподалеку - тесовая кровелька над бревенчатым рубленым углом. Тоже символ…»

Примечателен рассказ местного лесника о народном почине установки здесь необычного памятника. «Подошел, поздоровался, не то спросил, не то сказал:

- На Катюшин берег, стало быть…

- Да, любопытно посмотреть.

- Я лесник Лосев, сорок лет здесь отработал. Сейчас на пенсии. Про памятник могу рассказать. Позвал меня Михайлюков Николай Павлович, директор лесхоза. Он потом в Гагарин уехал. И говорит: «Федор Яковлевич…» Это я – Федор Яковлевич. «Федор Яковлевич, - говорит, - надо камушек привезти». А камушек лежал в земле, как будто маленький. В Дракине там. Поехали, тросом зацепили и на плиту лесовоза едва затащили. Валун на самом деле немаленький оказался. На нем надпись хотели вырубить. Но камень не поддался. Тогда табличку на нем прикрепили со словами из песни «Катюша»…

- Инициатором создания памятника песне «Катюша» был и ныне покойный директор совхоза «Прогресс» Валерий Николаевич Невзоров. Не так ли? – уточнил я.

- Не знаю. Меня позвал Михайлюков.

- Верно. Вдвоем они затевали памятник, Невзоров с Михайлюковым, - подтвердил глава администрации Угранского района Вячеслав Михайлович Кудрявцев.

Мы ступили на выложенную бетонной плиткой площадку. На ней лежат отесанные бревна, которые служат скамейками. С площадки хорошо виден высокий крутой берег Угры. Внизу спокойно и величаво она катила свои воды…»

Правда, старейшая сотрудница местного музея Анна Сергеевна Якушкина утверждала, что идею создания памятника песне подал в то время старший преподаватель пединститута Геннадий Самуйлович Меркин. Приехал со студентами филологического отряда «Катюша», которые непосредственно участвовали в работах по возведению культурно-исторического объекта. Это не опровергает рассказ лесника. Наоборот, Федор Яковлевич даже косвенно подтвердил факт участия: «А вот здесь, - указал он рукой, - студенты разрубили просечку. Они разделали эту площадку…»

И таких свидетельств, представляющих интерес для историков, запечатлено автором публицистического цикла немало. Удалось ему встретиться с последними жителями исчезающей деревни Богатырь, вблизи которой погибла легендарная батарея реактивной артиллерии, получившая название «Катюша». Ее командиром был капитан Иван Андреевич Флеров. Останки героя были обнаружены в братской могиле поисковым отрядом из Вязьмы.

Жители сориентировали поисковиков. Потому что местность заросла мелколесьем. И не сразу удалось  обнаружить захоронение.

Прибыла делегация из Липецкой области, где родился Флеров. Совершила прощальный ритуал. На братской могиле флеровцев установлен обелиск.

С Ельней, где родилась Советская гвардия, у Исаковского связаны и время учебы, и период вступления в самостоятельную жизнь, и первый журналистский, редакторский опыт. И, конечно же, миновать гвардейский город никак было нельзя. Там у входа в мемориальный сквер гордо значатся слова:

В громе битвы смертельной,
В диком визге шрапнельном
Вознеслись высоко на гвардейских штыках
Подвиг города Ельни,
Сила города Ельни,
Слава города Ельни,
Что нетленны в веках.

Слова эти написал ельнинский поэт Анатолий Панасечкин, член Союза писателей России. Знакомство с ним произошло во время поездки в город воинской славы. Тогда на музыкально-поэтической встрече продемонстрировал свой талант Олег Дорогань – поэт яркого дарования, кадровый  офицер, оказавшийся в Ельне после вывода советских войск из Прибалтики. Ныне он является секретарем Союза писателей России и возглавляет Смоленскую областную организацию этого творческого сообщества. Богата талантами оказалась Ельнинская земля, описанная в прозе и воспетая в стихах гениальным народным поэтом.

Александр Мельник стал победителем конкурса и одним из первых лауреатов премии имени М.В. Исаковского, наряду с писателями Верой Звездаевой и Виленом Сальковским. Впоследствии вышла книга эссе «Отчизны пламенный певец». Книга проникнута патриотическими чувствами, ибо самозабвенно любил Отчизну ее герой -  пламенный певец-ратоборец, поднявший на ее защиту живое слово сердца своего.

Неиссякаемый родник

В мае 1999 года вышел первый номер журнала «Смоленск». Вскоре Александр Мельник стал его постоянным автором. Из публикаций в журнале сложились тематические циклы, а из них - книга «Криница заповедная». Она открыла серию «Библиотека журнала Смоленск».

Заповедный край, где прошло детство, описан с лирической ностальгией. «Как только начал помнить себя, мир открылся высоким небом, луговым простором, блеском речной глади и ароматом разнотравья. Колыбелью служила копна на покосах. Парили стрекозы над речкой. Стрекочущая мелодия кузнечиков баюкала и усыпляла.

Образ бабушки Евдокии Ефимовны – самое светлое мое воспоминание. Она склонялась надо мной там, на лугу, и ворковала…

И теперь, спустя года,
Заливной я вижу луг.
В речке тихая вода.
Рядом бабушка, мой друг.

Притяжение взрастившей земли с годами не ослабевает. Именно потому, что она олицетворяет собой понятие Родины в самом высоком смысле слова».

Патриотизм – стержневая тема публицистики Александра Мельника. В книге «Криница заповедная» она ясно выражена и в изложении исторического прошлого древнего поселения Каспля, расположенного на  пути «из варяг в греки», и в документальных свидетельствах сопротивления немецко-фашистским захватчикам на территории бывшего Касплянского района, и в повествовании о семейной родословной.

Отец автора книги родом из белорусского Полесья – фронтовик, награжденный за штурм Кенигсберга и взятие Берлина. Дед по линии отца не подчинился оккупантам и был ими расстрелян. В очерках «Родина малая и большая» и «Рушник вышиваный» с гордостью и печалью ведется об этом речь.

Подписание Беловежских соглашений, повлекших распад большой страны, сказалось на родственных узах, простиравшихся между тремя славянскими народами. На примере семьи  автор рассказывает о трагедии разъединения и постигших вследствие чего бедах.

Но сожаление не рождает уныния: «Сегодня мы живем в России. Вспомним и утешимся мудрыми словами: «…Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». Это написал великий Пушкин».

Современная жизнь российского села представлена в очерках о Каспле и ее жителях (циклы «Гнездо под солнцем» и «Люди светлой души»). Особняком стоят «Байки старика Белова» - местный фольклор, где  юмористическая бывальщина и смешная небывальщина веселят и потешают. Каспля влечет, как признается очеркист, чтобы не потерять связи с землей, что взрастила, и не исчезло духовное родство с краем, что вовеки дорог.

Воспитание духовности показано в очерках, объединенных под названием «Светоч жизни». Они о школе и учителях. Поскольку образование играет особую роль в духовно-нравственном возрождении России.

Книга «Криница заповедная» поэтична. Александр Мельник любит поэзию и сам пишет стихи. Изданы два его поэтических сборника «Свет и тени» и «Колокольный звон». В них, как и в прозе, четко выражена гражданская позиция.

Чертополох
Заполонил поля.
Поднялся лес
На паше древней.
Звонят,
Звонят
Колокола
По исчезающей
Деревне.

«Боль об исчезающей деревне, самобытном укладе жизни, чистоте нравственных устоев, основанных на православной вере и традициях предков, - лейтмотив стихотворений, - писал в предисловии книги «Колокольный звон» Александр Мельник. – В них созидательное прошлое, проникнутое социальным оптимизмом, выгодно отличается от современной действительности с ее разрушительными реформами и эгоистической моралью».

Публицист, прозаик и поэт Александр Ильич Мельник награжден Почетной грамотой и высшим знаком отличия «За заслуги» Союза журналистов России. Ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Фотогалерея

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12