Главная | Архив |

 

Очевидное - невероятное

 
 

 

КАЛЕНДАРЬ IV ВЕКА ПРИДНЕПРОВСКИХ СЛАВЯН

 

 

 

10В 1967 г. А.В. Бодянский нашел в кургане с сожжением у с. Войскового (близ Ненасытенского порога Днепра) сосуд черняховского времени с двумя рядами символических знаков.
Сосуд имеет вид большого приземистого одноручного кубка (кувшина) емкостью около 3 литров (рис.1). Верхний ряд содержит 13 четко обозначенных знаков, выполненных по сырой глине линиями, точками и крохотными колечками. Знаки разнообразны: ромбы, косой крест, угловые. Причем, знак ромб повторяется четыре раза, парные углы - три раза, а остальные знаки - по одному. Один из знаков, косой крест, отделен (вычленен) из ряда двумя линиями по бокам.
Нижний ряд содержит 18 знаков: шесть заштрихованных прямоугольников, восемь многолучевых крестов, два знака подобие «шалаша», пустой прямоугольник и прямоугольник, состоящий из 5х2 частей с кружками в центре. Знаки отделены друг от друга вертикальными линиями, причем два блока имеют по два знака: «шалаш» и многолучевой косой крест. Всего блоков (клейм) 16.
Предположим, не без оснований, что верхний ряд представляет собой обозначение годового цикла, состоящего из 12 месяцев и знака косого креста с боковыми линиями («пряжка»). Знак косого креста истолковывается как символ солнца. Можно с уверенностью утверждать, что косой крест, отделенный от других знаков вертикальными линиями, обозначает «лето», в смысле год. Тогда справа и слева от знака «лето» - месяца начала и конца года.
Седьмой знак (справа от знака «лето») обозначен углом с лучом, но с вершиной внизу и стяжками, связывающими конец луча (биссектрисы) со сторонами угла. Оба эти знака заштрихованы (они внутри как бы «серые») – равенство «светлого» и «темного». Эти знаки могут толковаться как месяца равноденствия, в которых продолжительность светлого и темного времени равны или приблизительно равны.
В пользу этого предположения говорит и тот факт, что между этими двумя знаками, ровно по середине, месяц, обозначенный знаком косого креста, который может отождествляться с месяцами летнего или зимнего солнцестояния. Для земледельцев определение дат равноденствия может быть даже важнее, чем дат солнцестояния, ибо они фиксируют начало весны и осени-время основных сельскохозяйственных работ, что и обозначено в календаре из Войскового.
Направление отсчета четко определено, так как начало года, как правило, относится к знаковому месяцу. К этому следует добавить, что встреча Нового года приурочивалась в Древней Руси к началу весны.
Принимаем за начало Нового года март месяц, тогда знаку косого креста соответствует месяц июнь - летнее солнцестояние.
Таким образом, все месяцы, обозначенные «чертами и резами» на сосуде из Войскового отождествлены.
Чем же обусловлены одинаковые обозначения ряда месяцев на сосуде? Естественно предположить, что одинаковые знаки разделяют год на некие временные отрезки. Знак ромб разбивает год на четыре части (2-4-4-2): март, апрель-преобладание светлого времени суток; май-август-значительное преобладание светлого времени; сентябрь-декабрь-подавляющее преобладание темного времени суток; январь, февраль-преобладание темного времени.
Знак парного угла воспринимается как прапрабабушка знаменитой матрешки. Внутри большего подобное меньшее. Этот знак может обозначать рожениц, приплод, удвоение и т.д. Заметим, что «рожать» и «урожай»- однокоренные понятия, происходящие от слова (корня) «род», а потому могут быть отображены одним и тем же символом.
На рис.2 в стилизованном вышитом изображении рожающей женщины отчетливо просматриваемся символ двойного угла. Знак двойного угла разбивает год на 3 части (3-5-3): март-май-время появления приплода у большей части зверей, птиц и рыб; июнь-октябрь-время созревания зерновых, ягод, плодов, огородних культур, грибов и т.д.; ноябрь-январь-рождение детей. В последнем заключении нет ничего странного, хозяйственная деятельность человека, очевидно, «регламентировала» и время появления детей, ведь на сносях и после родов женщина выпадала на некоторое время из сферы производства. Самый целесообразный период для этого был тогда, когда уменьшалась необходимость в рабочих руках, а для сельскохозяйственной деятельности это как раз ноябрь, декабрь, январь, а, следовательно, зачатие приходилось на весенние месяцы - посев. Естественно предположить, что, возможно, исполнялся древнейший ритуал, по которому для достижения плодородия и получения высокого урожая требовалось оплодотворить женщину на вспаханном поле. Христианство подстраивалось под народные верования и обычаи, встраивая и заменяя в них языческих божков своими, подобными святыми. Тем самым, как бы консервируя народную память, которая, может быть, в этом виде сохранила до нашего времени отголоски прошлого.
22 декабря - Анна, этот день отмечается беременными женщинами. Им запрещается приниматься за какую-либо существенную работу.
4 января - Анастасия, покровительница беременных, ей молятся при родах.
8 января - «Бабьи каши» - праздник повивальных бабок и рожениц.
Февраль месяц стоит особняком в разделении года по признаку удвоения. В феврале появляются детеныши у медведицы и приплод у домашних животных овец, коров.
Таким образом, повторяющиеся знаки отображают сезонные изменения в природе.
Рассмотрим нижний ряд знаков. Уместно предположить, что нижний ряд знаков тесным образом связан с верхним - месяцами года и, очевидно, носит также циклический характер.
Марту месяцу во втором ряду соответствуют два блока: заштрихованный и с многолучевым косым крестом. Косой крест во втором ряду отличается от верхнего. Это отличие заключается в том, что в верхнем ряду косой крест обозначен одинарными пересекающимися линиями, а нижний - четырьмя.
Знак косого креста - символ солнца. Многолучевой косой крест -изменяющееся светило, то увеличивающееся, то уменьшающееся, а это аналогия луны. Многолучевой крест-символ луны, а два блока (заштрихованный и с многолучевым крестом) - лунный месяц, состоящий из двух периодов: растущая и убывающая луна.
Апрелю месяцу в нижнем ряду соответствует чистый квадрат. Его можно отождествить с полем без травы или вспаханным и еще только засеянным. Для района, где найден сосуд, сев производят с 1 по 25 апреля.
Маю-заштрихованный прямоугольник-растущее поле, поле с травой, поле со всходами. Первые всходы пшеницы и ячменя для этого района, в зависимости от времени сева, с 26 апреля по 22 мая.
Следующий блок с двумя знаками («шалаш» и многолучевой косой крест) приходится на июнь и половину июля. Такой же блок соответствует августу и части сентября. Блоки с двумя знаками разделяет заштрихованный блок под правой частью знака месяца июль, он не может трактоваться как растущая луна, а может истолковываться подобно блоку под месяцем май - растущее поле. Знак «шалаш» напоминает «копы» или «крестцы» снопов на сжатой ниве. Обычно, как правило, «крестцы» состоят из 10 снопов. На символе «шалаш» четко насчитывается 10 линий.
Второй знак, многолинейный косой крест, отождествлен с Луною. Какая связь может быть между этими двумя знаками? Только указание на то, что сенокос и уборку урожая надо проводить, когда Луна полная. По современным представлениям в полнолуние наземные части растений максимально насыщены соками, поэтому очень питательны. Полнолуние - хорошее время для сбора семян. Остается только удивляться наблюдательности и знаниям древних земледельцев.
Блоки с двумя знаками («шалаш» и многолучевой крест) обозначают страдную пору. Это либо сенокос и уборка зерновых, либо уборка культур с различной длительностью вегетационного цикла. Далее идут изображения лунных месяцев.
Расположение рядом косых крестов справа и слева от ручки легко объяснить « потерей» заштрихованного блока под ручкой, помешавшей его воспроизведению, тем более, если оно производилось с помощью специального клейма.
Таким образом, нижний ряд блоков представляет собой своеобразный лунно-аграрный календарь.
Рассмотрим блок из второго ряда - прямоугольник, состоящий из 10 (5х2) частей, расположенный частично под месяцем февраль и знаком «лето». Этот прямоугольник может обозначать цифру 10, хотя, возможно, цифра десять имеет другое, более простое начертание. Глядя на этот прямоугольник, состоящий из кубиков, понимаешь, что к нему могут пристраиваться такие же кубики, как по горизонтали, так и по вертикали, т.е. складывать можно как по горизонтали, так и по вертикали. Вглядимся в его расположение на сосуде. Верхний знак «лето» своей левой вертикальной линией разделяет блок на две части 6(3х2) и 4(2х2), причем часть (4х2) располагается под знаком «лето», как бы подвешивается к нему и общая со знаком многолучевого креста. Попытаемся объяснить такое взаимное расположение этих трех блоков.
Прямоугольник из частей находится между последним лунным месяцем и многолучевым крестом, расположенным под знаком «лето». Этот многолучевой крест лунное подобие знака «лето».
Прямоугольник из 10 частей есть продолжение лунных месяцев и может означать 10 дней (один кубик-день), тогда следует считать, что лунный год и 10 дней соответствуют лунному циклу и что лунный и солнечный цикл в календаре из Войскового согласованы. Из рис. 1. видно, что знак «лето» не эквивалентен лунному циклу. Так как при равенстве их, прямоугольник из 10 частей был бы полностью слева от знака «лето».
В силу вышеупомянутого, знак «лето» и четыре кубика (дня) под ним адекватны лунному циклу, а, следовательно, и солнечному циклу.
Отсюда можно сделать вывод, что солнечные месяцы равны между собой и содержат по 30 дней каждый. Знак «лето», соответственно, 30х12=360 суток, а солнечный цикл по календарю из Войскового 360+4 дополнительных дня и равен 364 суткам.
А это придельная точность, с которой может быть рассчитан календарный год с помощью простейших средств.
Из рис. 1 также видно, что лунный год меньше солнечного года («лето») на 6 кубиков (дней) и равен 354 суткам. То есть лунный месяц равен 29,5 суткам - это синодический месяц, создатели календаря определили его величину по промежутку времени между одинаковыми фазами Луны. Лунный цикл соответственно равен 354+10 (6 и 4) суткам. Круг замкнулся.
Это не может быть удивительным сцеплением нужных совпадений. А скорее говорит о том, что числовые значения и построение календаря понято правильно.
Календарь IV века Приднепровских славян подобен египетскому календарю, в котором год делился на 12 месяцев по 30 дней, и к нему добавлялись 5 сверхгодовых дней.
Несомненный интерес представляют знаки угла с лучом (биссектрисой) и их взаимное расположение. Предположим, что лучи в этих знаках являются астрономически и календарно значимыми. Для марта и сентября это дни равноденствия. Так как месяцы состоят из 30 дней, то наступление этих событий происходит в 00час. между 15 и 16 числами по календарю из Войскового, а расчет мог осуществляться либо с 15, либо с 16 числа.
Примем за день равноденствия (21.03) - 15 марта по календарю из Войскового, тогда Новый год начнется 7 марта, а день осеннего равноденствия придется на 18 сентября, а лучу в знаке июля месяца соответствует 20 число по современному календарю.
В православном календаре 21 июля - День явления Казанской иконы богоматери. Около этой даты начинают собирать сено в валы, потом копнить, а из копен складывать зароды. Этот процесс однозначно отражен в календаре на сосуде из Войскового - прямоугольник с двумя знаками под месяцами июнь и июль (до луча). На Казанскую - зажин первого снопа. С Казанской начинают по настоящему приготавливаться к жатве.
Все знаки календаря из Войскового истолкованы, и выявлена достаточно жесткая взаимосвязь между ними, а полученные числовые значения говорят сами за себя.
В календаре из Войскового отразился опыт многих поколений приднепровских земледельцев. Нам остается присоединиться к летописцу, считавшему их «мужами мудрыми и смысленными».

 

 

 

 

 

 

 

02(02)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич